|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИА- 11 страницаМирное сосуществование, говорится в Заявлении, не означает, как утверждают ревизионисты, отказ от классовой борьбы. Сосуществование государств с различным обществ, строем есть форма классовой борьбы между социализмом и капитализмом. Оно не означает также примирение социалистич. и бурж. идеологий, а, напротив, предполагает усиление борьбы рабочего класса за торжество социалистич. идей. Мирное сосуществование создает благоприятные возможности для развертывания классовой борьбы в капиталистич. странах, нац.-освободит. движения, успехи к-рых в свою очередь содействуют упрочению мира. ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕЩАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИИ 163 В Заявлении содержатся важные положения по основным вопросам развития нац.-освободит. движения. «Крушение системы колониального рабства под натиском национально-освободительного движения — второе по своему историческому значению явление после образования мировой системы социализма». Успехи нац.-освободит. движения в огромной степени обусловлены победами социализма и, в свою очередь, усиливают позиции социализма. Коммунисты считают исторически прогрессивными и революционными нац. освободит, войны. Колониальные державы и главный оплот современного колониализма — США, всемерно стремятся сохранить новыми методами и в новых формах колониальную эксплуатацию народов бывших колоний. В этих условиях задачи нац. возрождения в освободившихся странах могут быть успешно решены лишь при условии решит, борьбы с империализмом и остатками феодализма, путем объединения в единый нац.-демократия, фронт всех патриотич. сил нации. В связи с этим дан анализ позиций различных классов в решении актуальных проблем, возникающих после завоевания нац. освобождения, показана двойств, роль нац. буржуазии, к-рая по мере обострения социальных противоречий проявляет склонность к соглашательству с внутр. реакцией и империализмом. Народные же массы убеждаются, что наилучший путь ликвидации вековой отсталости и улучшения их жизни — путь некапиталистич. развития, возможность к-рого становится реальной благодаря существованию и помощи социалистич. стран, междунар. рабочего движения. В Заявлении выдвинуто положение о государстве нац. демократии, создание к-рого становится возможным в современной историч. обстановке во мн. странах. В Заявлении определены позиции коммунистич. партий, борющихся за последоват. доведение до конца антиимпериалистич., антифеод., демократия, революции, за созданиегос-ва нац. демократии. Цели коммунистов отвечают высшим интересам нации. Стремление реакц. кругов под флагом «антикоммунизма» взорвать нац. фронт, изолировать коммунистов — самую передовую часть освободит, движения — ослабляет силы нац. движения, противоречит интересам народов, создает угрозу утраты достигнутых нац. завоеваний. В Заявлении указывается, что полная и окончат, ликвидация колониального режима во всех его формах и проявлениях диктуется всем ходом мировой истории, и провозглашается, что все социалистич. страны, междунар. рабочее и коммунистич. движение считают своим долгом оказывать всемерную поддержку народам, борющимся за свое освобождение. Заявление определило задачи рабочего и коммунистич. движения в развитых капиталистич. странах. В результате растущего гнета крупных монополий вместе с обострением осн. классового противоречия бурж. общества — между трудом и капиталом — на совр. этапе углубляется противоречие между горсткой монополистов и всеми слоями народа. Создаются благоприятные условия для сплочения рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, мелкой и средней буржуазии города, к-рые заинтересованы в ликвидации господства монополий. Коммунисты считают, что объединение этих сил осуществимо на основе борьбы за мир, нац. независимость, защиту и развитие демократии, национализацию важнейших отраслей экономики и демократизацию управления ими, использование экономики в мирных целях, за проведение радикальных аграрных реформ, улучшение жизненных условий трудящихся. Все эти меры носят демократич. характер. Борьбу за демократию коммунисты рассматривают как составную часть борьбы за социализм. Гл. препятствием на пути к достижению рабочим классом своих целей продолжает оставаться раскол его рядов, в сохранении к-рого в нац. и междунар. масштабах заинтересованы господствующие классы, правые вожди социал-демократии и реакц. лидеры профсоюзов. Коммунисты решительно выступают за преодоление этого раскола. Имеющиеся между ними и социал-демократами идейные разногласия не должны препятствовать обмену мнениями по назревшим проблемам рабочего движения и совместной борьбе, в особенности против воен. опасности. Коммунистич. партии опровергают клевету империалистов о том, что коммунистам нужна война для установления социализма. Марксисты-ленинцы никогда не считали, что путь к социальной революции проходит через войны между гос-вами. Социалистич. революция' есть результат внутр. развития каждой страны, крайнего обострения социальных противоречий в ней. Коммунистич. партии, руководствуясь марксистско-ленинским учением, всегда были против экспорта революции. В то же время они решительно борются против империалистич. экспорта контрреволюции. В Заявлении подтверждены положения Декларации 1957 по вопросу о формах перехода различных стран от капитализма к социализму — мирных или немирных, выбор к-рых в каждой отд. стране определяется конкретными историч. условиями Формы и пути развития социалистич. революции будут зависеть от конкретного соотношения классовых сил в той или иной стране, организованности и зрелости рабочего класса и его авангарда, от степени сопротивления господствующих классов. Независимо от того, в каких формах будет установлена диктатура пролетариата, она всегда будет означать расширение демократии, переход от формальной, бурж. демократии к подлинной демократии. В Заявлении подчеркивается необходимость решит, разоблачения антикоммунизма, к-рый извращает марксистское учение, клевещет на социалистич. обществ, строй, фальсифицирует политику и цели коммунистов. Особое внимание уделено дальнейшему развитию и укреплению мирового коммунистич. движения, к-рое превратилось в самую влият. политич. силу нашего времени, стало важнейшим фактором обществ, прогресса. Коммунистич. партии действуют в 87 странах мира и объединяют в своих рядах св. 36 млн. чел. (1960). Интересы дальнейшего развития коммунистич. и рабочего движения требуют и впредь продолжать решит, борьбу на два фронта — против ревизионизма, к-рый остается гл. опасностью, и против догматизма и сектантства. Все марксистско-ленинские партии независимы, равноправны, вырабатывают политику, исходя из конкретных условий своих стран, руководствуясь принципами марксизма-ленинизма, и оказывают друг другу взаимную поддержку. Интересы коммунистич. движения требуют солидарного соблюдения каждой коммунистич. партией совместно разработанных братскими партиями на-своих совещаниях оценок и выводов. Забота о постоянном укреплении единства междунар. коммунистич. движения — высший интер-нац. долг каждой марксистско-ленинской партии. В Заявлении говорится, что общепризнанным авангардом мирового коммунистич. движения была и остается Коммунистич. партия Сов. Союза как наиболее опытный и закаленный отряд междунар. коммунистич. движения, и отмечается, что решения XX съезда КПСС имеют не только великое значение для КПСС и коммунистич. строительства в СССР, но к положили начало новому этапу в междунар. коммунистич. движении, способствовали его дальнейшему развитию на основе марксизма-ленинизма. 164 «ЗДРАВОГО СМЫСЛА ФИЛОСОФИЯ» —ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Коммунисты видят свою задачу в том, чтобы развернуть решит, наступление на идеологич. фронте, добиваются высвобождения нар. масс из духовной кабалы всех видов и форм бурж. идеологии, распространения в массах свободолюбивых демократич. идей, теории науч. социализма. Историч. опыт показывает, что пережитки капитализма в сознании людей сохраняются в течение длит, времени и после установления социалистич. строя. Это делает необходимым развертывание всесторонней работы партии по коммунистич. воспитанию масс, повышению марксистско-ленинской подготовки и закалке кадров партии и гос-ва. Марксизм-ленинизм — это единое великое революц. учение, путеводная звезда для рабочего класса и трудящихся всего мира. Заявление было обсуждено на многочисл.-съездах, конференциях и пленумах коммунистич. и рабочих партий и получило единодушное одобрение. Историч. развитие со времени принятия Заявления подтвердило правильность содержащихся в нем выводов и оценок. Важнейшие положения Заявления послужили тео-ретич. основой при разработке Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961), в к-рой они получили дальнейшее развитие. Лит.: Документы Совещания представителей коммуни «ЗДРАВОГО СМЫСЛА ФИЛОСОФИЯ» — идеа-листич. школа в шотл. философии 18 — начала 19 вв. (см. Шотландская школа). ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ (здравый рассудок) — стихийно складывающиеся под воздействием повседневной практики, житейского опыта взгляды множества людей на окружающую их действительность и закономерности природы. В общепринятом толковании 3. с. означает сознание, не искаженное к.-л. предвзятыми мнениями, пережитками, унаследованными от прошлого, ходячими, но ошибочными представлениями, религиозными догмами, устаревшими или оторванными от действительности филос. и др. воззрениями. 3. с. отделяет рассудок от предрассудка, рациональный взгляд на мир от суеверия, трезвое понимание вещей от влияния случайных обстоятельств, колебаний моды и т. п. 3. с. характеризует повседневные побуждения, мотивы, к-рыми руководствуются люди в их каждодневной будничной практике. 3. с. дает себя знать и в области искусства и лит-ры, в известной мере определяя художеств, вкусы людей, воплощаясь в фольклоре, в оценках людьми художеств, произведений, а нередко и в эстетике. Наряду с положит, ролью в жизни людей 3. с, в зависимости от историч. условий, сферы его применения и направленности, может играть и отрицат. роль, что обусловлено его историч. и познават. ограниченностью, эмпиризмом, узостью, по сравнению с деятельностью разума как высшей формы научно-диалектич. осмысления действительности. В обыденной жизни 3. с. представляется часто врожденной способностью, будто бы независимой от историч. развития и уровня науч., филос. и эстетич. мысли. Между тем 3. с. является результатом предшествующего опыта человечества, подвержен изменениям, обусловленным развитием обществ, действительности, и носит на себе отпечаток определ. классовых интересов. В 3. с. могут занимать немалое место и классовые предрассудки, косные, обы- вательские мнения, случайные влияния, элементы различных филос. воззрений, к-рые незаметно проникают в умы людей, лишенных строгого критич. отношения к самим себе; благодаря этому 3. с. становится иногда опорой догматизма, нетерпимости по отношению к новаторской мысли, порывающей с догматизмом и привычными традиц. схемами. Здравый смысл в процессе познания мира. Уже на исходе античного мира стоики считали 3. с. чем-то врожденным, полагая, что сама природа внушает нам здравые инстинкты самосохранения. К одной из добродетелей стоики относили рассудительность. В Древнем Риме 3. с. получил свое выражение в понятии «золотой середины» (aurea mediocritas), ставшей нарицательным понятием, и ей поэт Гораций посвятил целую оду. Очевидец гражданских распрей, войн и преступлений, Гораций дает совет оставаться осмотрительным, благоразумным даже в моменты удач, когда «во-всю дует ветер попутный». Сторонники опытного знания, начиная с эпохи Возрождения, придавали 3. с. большое значение, противопоставляя его религ. фанатизму, аскетич. идеалам и схоластике средневековья. Монтень в обстановке феод, смут и религ. войн противопоставил ясный человеч. разум изуверству инквизиторов, мракобесию обскурантов, своеволию дворянских клик и тирании монархов. Кодекс монтеневского 3. с.— уважение к общим верованиям и законам, любезное обращение с людьми, участие в обществ, деятельности, если она плодотворна, готовность оказывать помощь другим, не забывая при этом собств. интересов, умение пользоваться свободой в возможных границах, удовлетворение лишь простых, естеств. влечений, внушаемых природой (см. «Опыты», кн. 1, М.— Л., 1954, гл. 30, «Об умеренности», с. 254—60). Декарт признавал превосходство 3. с. над невежеством и суевериями. Однако он считал, что 3. с. возникает стихийно из ходячих мнений, и подвергал сомнению рациональное содержание 3. с. за привязанность к непосредств. опыту, к-рый «...часто вводит нас в заблуждение, тогда как дедукция, или чистое умозаключение... никогда не может быть плохо построено» (Избр. произв., М., 1950, с. 83). В философии Чербери мышление человека конституируется «врожденными способностями», истина же обеспечивается всеобщим согласием. После теории естеств. рассудка Чербери, положившей начало деизму, возникла т. н. «школа 3. с.» (Рид, Дж. Битти, Дж. Освальд, У. Гамильтон и др.). Рид извлекал осн. общепринятые суждения из «внутреннего опыта». Против этой плоской философии, утверждавшей врожденность 3. с. и пытавшейся с его помощью обосновать религ. веру, выступил Пристли, не сумевший, однако, верно решить проблему происхождения и значения 3. с. (см. Избр. соч., М., 1934, с. 143—81). Откровеннее всех англ. просветителей обнажил бурж. природу 3. с, как понимали его в 18 в., А. Смит в своем соч. «Теория нравственных чувств...» (1749), где он писал: «Заботы о собственном здоровьи, о собственном благосостоянии и значении, о добром имени, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья и составляет собственно предмет добродетели, называемой благоразумием» (указ. соч., СПБ, 1868, с. 277). Смитовский 3. с.— представитель средних классов Англии, довольных результатами компромиссной революции 1688 и занятых исключительно меркантильными делами. Этот 3. с.— родной отец утилитаризма Бентама, отождествлявшего буржуа с «нормальным человеком» и ко всему применявшего принцип «пользы». Во Франции уже П. Вейль «... разрушил метафизику с помощью скептицизма, подготовив тем самым почву для усвоения материализма и философии здравого смысла...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ 165 2 изд., т. 2, с. 141). Гольбах дал типичную для эпохи Просвещения формулировку 3. с, определив его как «...тот прием суждения, который достаточен для того, чтобы познать наиболее простые истины, отвергнуть наиболее вопиющие нелепости, быть шокированным наиболее выпуклыми противоречиями» («Здравый смысл...», М., 1941, с. 3). Как и все просветители, Гольбах стремился с помощью 3. с. развеять призраки теологии, нанести удар невежеству, разрушить религ. догмы и вымыслы, противоречащие очевидности, научить людей критически мыслить, осудить религиозный фанатизм, добровольное рабство духа. В Энциклопедии Дидро и Д'Аламбера статья «3. с.» («Bon Sens») начинается с дефиниции: «Это — критерий рассудка, способность к суждению, посредством которого всякий человек может к собственной выгоде использовать любую житейскую ситуацию. Лишите человека здравого смысла и вы низведете его до уровня автомата или ребенка... Заключение о том, является ли данный человек здравомыслящим, мы делаем чаще всего из его способности к обобщению опыта» («Encyclopcdie, ou Diction-naire raisonne des sciences, des arts et des metiers», P., 1751—SO, t. 2, p. 328). В то же время статья Энциклопедии противопоставляет «человеку 3. с.» человека умного, просвещенного, к-рого отличают большая глубина познания и точность суждений. По мнению Гельвеция, 3. с. не впадает в заблуждения лишь потому, что лишен страстей и просветлений гения. «...Ум начинается там, где кончается здравый смысл» («Об уме», М., 1938, с. 328). В сложных вещах 3. с. лишен проницательности, а в политич. сфере — мужества. Но народу не всегда полезна осмотрительность; непогрешимость и мудрость умеренности происходят от бездеятельности, апатии (см. там же, с. 327—30). В 18 в. прогрессивный амер. публицист Пейнс позиций 3. с, к-рый он считал общечеловеческим и объективным, доказывал, выражая стихийные стремления амер. демократии, право народа на независимость и его ненависть к войне: «Правительство, которое не может обеспечить мир, не является вообще правительством, и в этом случае мы платим за ничто» («Common sense» — «Здравый смысл», 1775; в кн.: «Common sense and the policical writings», N. Y., 1953,p. 29—30). В нем. философии Кант часто апеллировал к преимуществам 3. с, напр., когда разоблачал «эстетическое путешествие мечтателя по миру духов» — мистика Сведенборга. Но характеризуя «... обычный человеческий рассудок, который считают чем-то очень неважным, когда его называют здравым (еще не культивированным) смыслом...», Кант находит его проявления в «общественном чувстве» логич. или эстетич. характера. При этом общедоступное суждение понимается Кантом как «оценка, которая в своей рефлексии мысленно обращает внимание на способ представления каждого другого..., чтобы свое суждение как бы поставить на общем человеческом разуме...» («Критика способности суждения», СПБ, 1898, с. 159). Оговорка «как бы» подчеркивает недоказуемость искомой всеобщности логич. и эстетич. суждения. Это дало основание Гегелю утверждать, что если 3. с. философствующего субъекта не располагает ничем, кроме догадок о способах представления других людей, то он низводит «знание» до уровня «мнения». В критике, к-рой Гегель позднее подверг 3. с, имеются две стороны. Гегель прав там, где отвергает апологию 3. с, с к-рой выступало нем. вульгарное просветительство 18 в., особенно школа X. Вольфа. Гегель нелестно отзывается о грубом мериле «пользы» и о познават. возможностях 3. с. как «...разделяющего рассудка, который упорствует в своих разделениях» (Соч., т. 5, М., 1937, с. 22). Но Гегель неправ, когда порочит 3. с. по той причине, что тот «стремится вывести истину из чувственной реальности», что он преклоняется перед «природной необходимостью» и сводит единичные вещи к материи, лишенной «вибрации духа», стремится воссоединить идеи с действительностью, «пересадить небо на землю». Рус. революц. демократы неоднократно апеллировали к 3. с, доказывая абсурдность религ., идеа-листич. и агностич. воззрений, вынося самую суть этих воззрений на суд непредубежденного рассудка. Белинский, говоря о нац. характере рус. народа, писал: «... Мистическая экзальтация вовсе не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме: и вот в этом-то, может быть, и заключается огромность исторических судеб его в будущем» («Письмо к Н. В. Гоголю», 15 июля 1847, см. Поли. собр. соч., т. 10, 1956, с. 215). Чернышевский в своей критике идеализма исходит из реального опыта, очевидного для всех людей, смотрящих «... на жизнь человеческую глазами рассудка, а не фантазии...» (Поли. собр. соч., т. 2, 1949, с. 179). В то же время философия истории и эстетики рус. революционных демократов своей глубиной и сложностью неизмеримо возвышается над эмпиризмом 3. с. и во мн. пунктах близка к диалек-тич. материализму. В 20 в. характерное для капиталистич. Америки филос. течение — прагматизм релятивизирует 3. с. и связывает его с той степенью пользы, к-рую можно из него извлечь в той или иной практич. ситуации. Напр., в понимании Джемса, человек 3. с. «далек от всяких эксцентричностей», однако если бы люди были «омарами или пчелами», то категории мышления для формирования опыта были бы иными; др. словами, 3. с.— нечто абсолютно условное и лишен всякого объективного содержания (см. «Прагматизм», СПБ, 1910, с. 106—07). Совр. бурж. философия пытается использовать 3. с. для подтверждения субъективного идеализма. Так, школа «неореализма», возникшая из т. и. «реализма 3. с», исходит из посылки, что истинным познанием является идеалистически истолкованное непосредств. чувственное восприятие. В этом случае, как и в махизме, 3. с. выполняет реакц. функцию. Здравый смысл в этике и эстетике. В бурж. философии и публицистике 19—20 вв. понятие 3. с. находит часто моральное преломление, а не только гносеологическое. Так, Эмерсон, имея в виду т. н. деловых людей, признавал за «торгово-промышленным миром янки» лишь «низменную форму благоразумия», ибо в этом мире невозможно «... поставить свой кусок хлеба в свое собственное распоряжение, чтобы не стать в горькие и фальшивые отношения к другим людям...» (Соч., [т. 1], СПБ, 1901, гл. 7, «Благоразумие», с. 152). Прагматизм же использует понятие 3. с. для целей вульгарной апологетики бурж. наживы. Именно среди амер. бизнесменов сложился тот вульгарный 3. с, к-рый рассматривается ими как антитеза непрактичности, наивности в жизненных делах и к-рый насмешливо относится к умств. деятельности и всякому интеллектуализму вообще. В то же время бурж. философы порицают революционеров за якобы отсутствие у них 3. с, повторяя доводы бурж. филистеров и обывателей. В области искусства 3. с. часто враждебен творческой фантазии художника и поэта. Еще Гельвеций писал, что в области эстетики имеет хождение т. н. «вкус привычки» и что как этот вкус ни кажется безошибочным и точным, но постигнуть оригинальные художеств, творения он не в состоянии. «Вкусу привычки» соответствует 3. с. Действительно, круг житейских тем и приемов, к-рые допускает 3. с. для художника, часто бывает узок. Из пределов искусства исключаются им любая условность, символика, любое 166 ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ преображение действительности с помощью фантазии. Между тем «... фантастическое отнюдь не то же самое, что нелепое...»,— писал Белинский (Поли. собр. соч., т. 4, 1954, с. 317—18). 3. с. беспомощно останавливается перед мифологич. персонажем, перед гипер-болич. образом, подобным Королю Лиру и Дон Кихоту, Фаусту и Медному всаднику, Вотрену и Чичикову, перед «Сикстинской мадонной» Рафаэля и «Блудным сыном» Рембрандта, перед «Лунной сонатой» Бетховена и «Патетической симфонией» Чайковского. Гёте осмеял претензии 3. с. на роль верховного судьи искусства: «все хвалят и хотят иметь такие произведения, которые идут вровень с ними самими». Однако Гёте говорил и в пользу 3. с: «...Точка зрения здравого смысла и рассудка является также и моей точкой зрения...» (ЭккерманИ. П., Разговоры с Гёте, М., 1934, с. 414). Очевидно, Гёте считал, что невозможно достигнуть вершин истины в искусстве только на крыльях фантазии, минуя все стадии тщательного изучения предмета. Гегель в своей «Феноменологии духа», с одной стороны, иронически напоминает о том, что в поэзии 18 в. одно время «свирепствовала гениальность», противопоставленная «спокойному руслу здравого человеческого смысла». С др. стороны, Гегель подчеркивает,что «удобным», «обыденным» путем 3. с. невозможно объяснить «возвышенное чувство вечного, священного, бесконечного», «гениальность глубоких оригинальных идей», проникнуть в к-рые способен лишь «разум, обладающий самосознанием» (см. Соч., т. 4, М., 1959, с. 37—38). Признавая лишь правдоподобие, 3. с. часто сводит объективность к общезначимости, видимости правды. Тем не менее, правдоподобие входит в одну из граней того сложного комплекса, к-рыймы называем «художественной истиной»,— иногда совершенно незаметно — в фантастич. и условных сюжетах, иногда более наглядно — в реа-листич. картинах. Живопись и роман, поэма и соната лишь тогда воспринимаются как «чудо», как изумительное «откровение», когда одухотворенность образа возникает из иллюзии воспринимаемой реальности или полной естественности выраженной экспрессии чувства. Воспроизведение действительности, если оно не голое, внешнее, необходимо для силы воздействия искусства. Неверно, будто 3. с. всегда недруг поэзии. Положит, роль 3. с. может быть незначительной, когда художник теряет масштаб эстетич. ценностей и лишен вдохновения. Но 3. с. может быть и надежным помощником в трезвом наблюдении над действительностью и в творческом труде над образом. 3. с. и верный вкус ограждают, напр., писателя от «нагромождения искусственных деталей и украшений», ослабляющих внимание к «правдивости деталей, правдивости воспроизведения типичных характеров в типичных обстоятельствах», о чем писал Энгельс в письме к М. Гаркнесс (Маркс К. иЭнгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 404, 405). Во всяком случае, когда 3. с. выступает против субъективизма впечатлений, поисков красоты не в простом и ясном, а в эксцентрике или в зауми форм и слов, то правота на его стороне. Новаторское искусство, если оно имеет почву в самой жизни, расширяет рамки 3. с. и привычного вкуса, оказывает на него воздействие. Если в известные моменты то или иное произведение кажется чуждым 3. с, то по мере роста эстетич. культуры меняются оценки, критерии, и это произведение становится для 3. с. приемлемым и близким. Особенно важно учесть роль 3. с. в народных эстетич. вкусах, в фольклоре.Когда художеств, творчество сохраняет органич. связи с исторически сложившимся нар. эстетич. сознанием, то оно служит богатейшей питательной почвой для самых высоких форм искусства. В мировой лит-ре бурж. 3. с. воплощался чаще всего в лицах, полных самодовольства и менторского резонерства. В нар. же эстетике 3. с. принимает форму прозорливой мудрости, нравств. здоровья, оптимизма и героики. Из этой почвы и возникли у великих художников слова такие образы, как брат Жан и Панург Рабле, как Санчо Пансо из романа Сервантеса, как некрасовская крестьянка Матрена Корчагина в поэме «Кому на Руси жить хорошо», толстовские мужики из пьесы «Плоды просвещения», Кола Брюньон из одноименного произведения Ромена Роллана, Василий Теркин из поэмы Твардовского и мн. др. В этих замечательных образах 3. с. выступает в разных оттенках и звучаниях — от горького сарказма до веселого юмора. Здравый смысл в оценке марксистской философии. Учение марксизма-ленинизма подходит к 3. с. исторически и конкретно. З.с. не общечеловеч. свойство мышления, а проявление сознания определ. обществ, классов. Функция 3. с. тоже различна. Так, З.с. упорно и смело ниспровергал нелепые условности, лицемерие и ханжество, отстаивал человечность и значение опытного знания в борьбе со ср.-век. феод, пережитками и религ. суевериями. В периоды обострения классовой борьбы в капиталистич. обществе 3. с. нередко маскировал рутину и в форме мещански-трусливой «золотой середины» оправдывал самые жалкие компромиссы. Теория «меньшего зла» нем. социал-демократов в 1933 сыграла на руку гитлеровцам, захватившим в Германии власть и залившим кровью всю Европу, а эта теория претендовала на 3. с. Марксизм высоко оценивает проявления 3. с. у нар. масс. Пролетарский3.с.способен сочетать мудрую трезвость с последоват. революционностью, осмотрительность и расчет — с романтикой борьбы. И всегда критерием пролетарского 3. с. является живое дело, практика самой обществ, жизни с ее политикой и экономикой. В наши дни с трибуны ООН Сов. пр-во, отстаивающее идею мирного сосуществования, апеллирует к 3. с. народов, провозглашая программу разоружения и запрета атомного оружия. Политика Сов. пр-ва завоевала умы и сердца миллионов людей на всей нашей планете. 3. с. нашел себе во всех бурж. странах страстных и смелых агитаторов, терпеливо и настойчиво разъясняющих трудящимся и т. н. деловым людям безрассудность политики войны и разумность планов разоружения, выдвигаемых Сов. Союзом. При этом политика Сов. пр-ва строится, конечно, не только на 3. с, а на науч. предвидении перспектив историч. развития человечества. В марксистской философии 3. с. рассматривается с диалектическо-материалистич. т. зр. Энгельс писал: «Для метафизика вещи и их мысленные отображения, т. е. понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого... Этот способ мышления кажется нам на первый взгляд совершенно очевидным потому, что он присущ т. н. здравому смыслу. Но здравый человеческий смысл, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования» («Анти-Дюринг», 1957, с. 21). Перед диалектикой природы и обществ, истории 3. с. уступает место более сложной логике — логике разума, отражающего противоречия и вечное становление. Но если 3. с. осознает круг своих возможностей, то он не противостоит филос. материализму и диалектике, предохраняя науку от «химерических домыслов», на к-рые так падок спекулятивный ум идеалиста. Между «обыкновенным рассудком» и «диалектич. разумом» имеется существенное, глубокое различие, но ни в коем случае не пропасть. Марксистско-ленинская философия убедительно доказывает, что 3. с. большинства людей признает су- ЗЕА —ЗЕЛЛЕ 167 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |