|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДИСЦИПЛИНАсложившимся нормам права и морали, устанавливаемым в интересах всего общества или отдельных классов или обществ, групп. В широком смысле слова Д. есть способ, при помощи к-рого осуществляется данный обществ, порядок. Господствующей системой экономия, отношений определяется в конечном счете тот или иной тип обществ. Д. и средства ее поддержания (подчинение насилию, слепое повиновение, эконо-мич. принуждение, сознательная Д., Д. привычки). Д. является средством, при помощи к-рого достигается единство действий внутри какой-либо общности людей. Д. возникла в процессе совместной трудовой деятельности людей уже в первобытном человеч. обществе; ее стихийно складывавшиеся требования выражали общие интересы коллектива. В первобытном обществе общая связь, Д. держались силой привычки, традиций, уважением к старейшине рода (см. В. И. Ленин, Соч., т. 29, с. 438). С разделением общества на анта-гонистич. классы Д. приобретает классовый характер и становится средством поддержания классового господства эксплуататорских классов. Социальная роль Д., устанавливаемой и поддерживаемой господствующими классами, состоит в том, чтобы держать в повиновении эксплуатируемые массы. Обычай, традиция, мораль становятся недостаточными для поддержания классовой Д. На ее охрану встают право, сопутствующее ему насилие, экономия, принуждение и идеологич. обработка масс. В периоды революций в массах формируется новая, революц. Д., основанная на осознании революц. долга и направленная на свержение старых порядков. Так, в эпоху франц. бурж. революции конца 18 в. Робеспьер в ст. «О необходимости и природе воинской дисциплины», доказывая необходимость строгой революц. Д., указывал на ее сознательный характер и противопоставлял ее деспотич. Д. слепого повиновения (см. «Революционная законность и правосудие», М., 1959). Утверждая, что вопрос о Д. есть вопрос жизни и смерти революции, Марат говорил: «...когда граждане разделены в своих частных интересах, их порабощают по частям, и тогда наступает конец свободе» (Избр. произв., т. 1, М., 1956, с. 126). В бурж. социологии проблема Д. впервые была поставлена в теориях естеств. права, имевших антифеод. направленность. Согласно учениям франц. просветителей 18 в., подчинение установленным в обществе порядкам и законам есть результат заключенного между людьми обществ, договора, в соответствии с к-рым каждый человек передает обществу часть своей естественной индивидуальной свободы. Наилучший обществ, порядок должен быть основан на требованиях разума. Подчинение частного интереса такому порядку, к-рый необходим всем членам общества, исключает слепое повиновение, характерное для феод, общества. Согласно Руссо, каждый индивид в своих личных интересах должен отказаться от части своей индивидуальной свободы в пользу «общей воли»; должна быть найдена «___ такая форма ассоциации,... в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе» («Об общественном договоре...», М., 1938, с. 12). Аналогичную мысль высказывает и Гольбах, утверждая, что «при объединении в общество каждый индивид отказался от некоторой доли своей естественной свободы, которая могла бы вредить свободе других индивидов» («Система природы», М., 1940, с. 86). Для Канта нормы бурж. общества представлялись непререкаемыми велениями «практического разума». Проблема социальной Д. переносится Кантом в область доброй воли, что вполне соответствовало поли-тич. бессилию нем. буржуазии; у него разумное существо «... не повинуется никакому закону, разве тому, который даст оно само себе» («Критика практического разума...», с. 74, СПБ, 1879). По Канту, Д. чистого разума есть «принуждение, ограничивающее и, наконец, искореняющее постоянную склонность к отступлению от известных правил» («Критика чистого разума», II., 1915, с. 398). Д. разума создает «... как бы систему предосторожностей и самоиспытания, перед которою никакие ложные иллюзии не могут устоять и тотчас разоблачаются, несмотря па все прикрасы» (там же, с. 399). Маркс и Энгельс раскрыли социальные основы Д. бурж. общества, не оставившего «... между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного „чистогана"» (Соч.,2 изд.,т. 4, с. 426), раскрыли роль насилия в установлении Д. наемного рабства (см. там же, т. 23, с. 725—52) и вместе с тем показали, как в недрах бурж. общества вместе со становлением пролетариата как класса зарождается и развивается Д. нового типа. Маркс и Энгельс вскрыли классовую сущность бурж. авторитаризма и анархизма. Авторитаризм требует слепого подчинения масс диктатуре господствующих классов в той или иной ее форме. Борясь с анархизмом, Марке и Энгельс показали, что он представляет собой не что иное, как «шарлатанское раздувание буржуазной свободы вплоть до абсолютной независимости и самостоятельности отдельного индивидуум а...» (там же, т. 7, с. 441). Заслуга глубокого раскрытия содержания понятия обществ. Д. принадлежит Ленину, к-рый рассматривал Д. в широком смысле, как форму осуществления того или иного обществ, порядка: «... от всякого нового общественного порядка требуются новые отношения между людьми, новая дисциплина» (Соч., т. 27, с. 475). Условиями осуществления Д. в антагонистич. обществе являются, как указывал Ленин, принуждение, покорность, страх перед наказанием, перед голодом; здесь царит Д. палки, Д. голода. Экономия, и внеэкономич. принуждение является решающим средством в руках буржуазии для поддержания нужного ей порядка в совр. эпоху, эпоху распада империализма, поскольку Д. совр. бурж. общества в своей основе противоречит интересам народных масс и правильно понятым требованиям обществ, долга. Для борьбы с прогрессивными движениями в империалиста, странах широко применяется реакц. законодательство. В борьбе против капиталистич. строя рабочий класс выковывает свою революц. Д., требования к-рой совпадают с требованиями революц. долга. Эта Д. является необходимым условием победы социали-стич. революции и построения социализма. Ленин писал: «... большевики не продержались бы у власти не то что 2% года, но и 2/4 месяца без строжайшей, поистине железной дисциплины в нашей партии, без самой полной и беззаветной поддержки ее всей массой рабочего класса...» (там же, т. 31, с. 7). В социалистич. и коммунистич. обществе объединение людей осуществляется на основе новых обществ, отношений в процессе сознат. деятельности членов общества. Д. в социалистич. общество не является просто подчинением установленному сверху порядку, а поддерживается самим коллективом, всеми его членами в их повседневной деятельности. Социалистич. Д.— это, по словам Ленина, «дисциплина товарищеская, дисциплина всяческого уважения, дисциплина самостоятельности и инициативы в борьбе» (там же, т. 27, с. 475). Объективным условием победы социалистич. Д. является становление новых обществ, отношений. Социалистич. Д. развивается с обобществлением средств производства, в процессе сознат. строительства новых обществ, отношений. Становление новой Д. ДИСЦИПЛИНА — ДИТРИХ ФРЕЙЕЕРГСКИЙ 23 происходит в борьбе с пережитками капиталистич. Д., с устаревшими обществ, навыками и т. п. Д. имеет различные формы. В зависимости от сферы применения различают Д. трудовую, партийную, воинскую, школьную и т. д., фиксированные в определенных уставах и законах. Общей чертой всех этих форм Д. в социалистич. обществе является ее сознательный характер. Д. социализма представляет собой «...дисциплину сознательных и объединенных работников, не знающих над собой никакого ига, никакой власти, кроме власти их собственного объединения...» (там же, т. 29, с. 390). В основе трудовой Д. социалистич. общества лежит новое отношение к труду как к делу чести, доблести и геройства. Вместе с тем требования трудовой Д. подкрепляются социалистич. правом. Эта Д. имеет коллективистский характер и поддерживается не только гос-вом, но и совместными усилиями тружеников и их общественными организациями. Одним из способов укрепления сознательной трудовой Д. является социалистич. соревнование. Период развернутого строительства коммунизма порождает новые разнообразные формы соревнования (напр., движение бригад и ударников коммунистич. труда) и поднимает трудовую Д. нашего общества на более высокую ступень, повышая роль моральных стимулов труда. Высшей формой социалистич. Д. является партийная Д. в партиях марксистско-ленинского типа, основанная на общности политич. убеждений. Ленин определил ее словами: «Единство действий, свобода обсуждения и критики...» (Соч., т. 11, с. 286). В основе партийной Д. лежит глубокое понимание всеми коммунистами социально-историч. задач партии, единство интересов и целей партии и народа. Она требует строгого следования всех ее членов программе и уставу партии. Укрепление партийной Д. является условием жизнеспособности марксистской партии, ее способности выполнять руководящую роль в построении коммунистич. общества. Пока существует опасность имперяалистич. агрессии, в социалистич. обществе сохраняет большое значение воинская Д. В противоположность воинской Д. в империалистич. гос-вах, опирающейся на классовое принуждение и муштру, сов. воинская Д. основывается на сознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своей Родины. Сов. воинская Д. представляет собой единство правовых и моральных требований, поэтому она является основой и условием массового героизма, самоотверженности и боевого мастерства сов. воинов. Партия требует от каждого советского воина — «... быть дисциплинированным и исполнительным, строго соблюдать воинские порядки и правила, беспрекословно, точно и в срок выполнять приказ или распоряжение начальника» («КПСС о Вооруженных Силах Сов. Союза», 1958, с. 403). Осн. средством воспитания новой Д. является убеждение, моральное влияние коллектива, воздействие силой положит, примера. Вместе с тем социалистич. общество применяет по отношению к нарушителям Д. и меры принуждения. Проблемы воспитания Д. как нравств. качества отд. личности получили отражение в сочинениях сов. педагога А. С. Макаренко. Макаренко рассматривал Д. не только как принуждение или внешнее соблюдение правил и обязанностей, а как внутр. нравств. качество, определяющее целостный моральный облик личности. Поэтому, по его словам, недисциплинированный человек в условиях социалистич. общества является человеком безнравственным, противостоящим коллективу. Воспитание Д. есть прежде всего воспитание уважения к обществ, установлениям и порядкам. Средством воспитания Д. он считал не только наказание, но и доверие и уважение к воспитуемому. «Дис- циплина,— писал Макаренко,— является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс политического образования, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешения конфликтов в коллективе, в процессе дружбы, и доверия, и всего решительно воспитательного процесса...» (Соч., т. 5, 1958, с. 135). Сознат., ставшая внутр. потребностью Д., является, по Макаренко, важным условием свободы отд. личности. «... Дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своем нраве, путях и возможностях именно для каждой отдельной личности» (там же, с. 37). Коммунистич. партия требует дальнейшего укрепления Д. во всех областях коммунистич. строительства. Нормы обществ. Д. в период развернутого строительства коммунизма получили яркое выражение в Про-грамме КПСС, в моральном кодексе строителя коммунизма. Требования морального кодекса носят общенародный характер; в коммунистич. обществе их выполнение будет опираться на обществ, самоуправление народа, они превратятся в привычку поведения. Выполнение этих норм в социалистич. обществе является нравств. долгом каждого советского человека. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М.. 1955, гл. 2, гл. 24; Энгельс Ф., Об авторитете, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1952; е г о ж е, О лозунге отмены государства и немецких друзьях анархии,в кн.. Марне К. и Э и г е л ь о Ф., Соч., 2 изд., т. 7; М а р к с К., Восемнадцатое брюмера Луп Бонапарта, там же, т. 8; Л е н и н В. И., Борьба с кадетствующими с.-д. и партийная дисциплина, Соч., 4 изд., т. 11; его же, Государство и революция, там же, т. 25, гл. 5; е г о ж е, Как организовать соревнование?, там же, т. 26; е г о же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 27; его же, Речь на I съезде Советов народного хозяйства 26 мая 1918 г., там же; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, Речь на III Всероссийском съезде профессиональных союзов 7 апр. 1920 г., там же, т. 30; е г о ж е, От разрушения векового уклада к творчеству нового, там же; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 31, с. 7—10; Резолюция X съезда РКП(б) О единстве партии, в кн.: КПСС в резолюциях и решениях, ч. 1, с. 527— 530; Программа КПСС, М., 1961; Сен Симон, Избр.соч.,т. 1, пер. с франц., М.— Л., 1948, с. 435—52; Л а в р о в П. Л., Исторические письма, в кн.: Избр. соч., т. 1, М., 1934 (письмо шестое и восьмое); Макаренко А. С, Соч., т. 5, М., 1958, с. 36—43, 130—44, 336; Шишкин А., Основы коммунистической морали, М., 1955, с. 179—94; 85, 97—102; М а-рат Ж. П., Избр. произв., т. 1, пер. [с франц.], М.,1956, с. 107, 126, 217—220. О. Дробницкий, В. Морозов. Москва. ДИТРИХ ФРЁЙБЕРГСКИЙ, или Т е о д о р и к Тевтонский (Dietrich von Freiberg, Theodori-cus Teutonicus) (p. ок. 1250 — ум. после 1310),— cp,-век. нем. философ. Магистр теологии. Несмотря на свою принадлежность к доминиканскому ордену, Д. ф. разошелся в ряде пунктов с офиц. доктриной ордена — томизмом. В его философии (из 35 написанных им трактатов 12 посвящены общефилософским и 6 логич. проблемам) сильны элементы неоплатонизма, к-рые он воспринял как непосредственно от античных авторов (Прокл), так и через посредство христианских и араб, мыслителей. Неоплатонич. учение об эманации Д. Ф. попытался (довольно внешне) согласовать с учением о творении мира богом. Учение о познании роднит Д. Ф. как с августино-платоновским направлением, так и с араб, неоплатонизмом и аристо-телизмом: совокупность вечных априорных истин, или «свет первой истины», характеризуется как достояние сверхиндивидуального «действующего разума» (intel-lectus agens), с к-рым человек приходит в соприкосновение в процессе индивидуального познания. Д. Ф. характеризовал также этот «действующий разум» по-августиновски, как «сокровенную часть ума» (abdi-tum mentis). Учение о познании Д. Ф. и, в частности, представление об abditum mentis оказало влияние на нем. мистику — Экхарта и Таулера. 24 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ — ДИХОТОМИЯ Д. Ф. принадлежит ряд соч. естеств.-науч. характера. Наиболее важным из них является трактат «О радуге» («De iride»). В нем дано объяснение первой и второй радуги, развитое вновь в 17 в. М. А. де Домини-сом и Декартом. В познании природы Д. Ф. придавал большое значение наблюдению и опыту, подобно своим старшим современникам Р. Бэкону и Битело. Соч. см. в серии: Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 12, H. 5—6, Minister, 1914; Bd 20, H. 5, Munster, 1922. Лит.: Krebs E., Meistcr Dietrich. Sein Leben, seine Werke, seine Wissenschaft, Miinster, 1906 (Beitrage zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 5, H. 5—6); С г о m-b i e А. С Robert Grosseteste and the origins of experimental science. 1100—1700, Oxf., 1953 (гл. 9, Experimental method and Theodoric of Freiberg's explanation of the rainbow, p. 233— 259); Ley H., Studio zur Geschichte des Materialismus im Mit-telalter, В., 1957; Wallace W. A., The scientific methodology of Theodoric of Freiberg: a case study of the relationship between science and philosophy, Fribourg, Switzerland, 1959. В. Зубов. Москва. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (от лат. differentia — различие) — 1) Разделение, расчленение, расслоение целого на части, многообразные и различные формы и ступени (см. Часть и целое); 2) Возникновение новых органов, частей, наделенных специализированными функциями, имеющее следствием постепенное усложнение системы (в частности, организма) при развитии; 3) Последовательное вызревание качественных различий, определений (см. Качество, Количество). Д. является одной из существ, закономерностей развития природы, общества и познания. Так, в обществ, жизни Д. выявляется в исторически обусловленном возникновении и развитии классов. В истории познания Д. проявляется, в частности, как непрестанно совершающийся процесс Д. наук и т.д. ДИФФЕРЕНЦИРОВКА, дифференциро-вочное торможение (в практике физиоло-гич. лабораторий также употребляется в значении дифференцировочного условного раздражителя),— один из видов внутр. торможения условных рефлексов. Развивается при действии внешнего агента, сходного с условным раздражителем, но не подкрепляемого безусловным рефлексом. Дифференцировочное торможение является одним из физиологич. механизмов процесса анализа раздражений в нервной системе. У разных животных пределы способности к Д. различны в различных анализаторах. У собаки в этом отношении на первом месте стоят слуховой и обонят. анализаторы, у обезьяны — кинестетич. анализатор. В этом различии отражен филогенетич. опыт, закрепленный естественным отбором. Но и в индивидуальном опыте специализация реакций, выражающаяся в Д., формируется условиями жизни и деятельности. Следствием этого является то, что дифференцировочное торможение, а с ним и аналитич. способности развиваются в процессе тренировки. У человека дифференцировочное торможение также есть один из физиологич. механизмов аналитич. способность. Для развития этой способности у человека также существенно накопление индивид, опыта. Отличие человека от животных состоит в том, что она вырабатывается несравненно быстрее и тоньше под влиянием речи. Тонкость анализа с возрастом ребенка повышается. Профессия человека оказывает большое влияние на развитие Д. и аналитич. способностей в том или ином анализаторе. Лит.: Павлов И. П., Лекции о работе больших полушарий головного мозга, Поли. собр. тр., т. 4, М.— Л., 1947; Вальков А. В., К вопросу о дальнейшей судьбе процессов внутреннего торможения при дифференцировке, Л., 1925 (им. библиогр.); Воронин Л. Г., Анализ и синтез сложных раздражителей у высших животных, Л., 1952; его же, Лекции по сравнительной физиологии высшей нервной деятельности, М., 1957; Коган А. Б., Основы физиологии высшей нервной деятельности, М., 1959. ДИХОТОМИЯ, дихотомическое деление (от греч. 6ixa — на две части и тор,-»; — сечение),— деление объема понятия на два класса, исчерпывающих весь объем делимого понятия. По характеру отношения между членами деления Д. бывает двоякой: Д. с противоречащими членами (пример: деление философов на материалистов и нематериалистов) и Д. с внеположными членами (пример: деление философов на материалистов и идеалистов). Д. с противоречащими членами состоит в приписывании нек-рого признака нек-рой части объема делимого понятия п в отрицании этого признака у др. части; обычно ее цель — по возможности наиболее полное раскрытие объема делимого понятия путем перечисления его ближайших видов. Эту задачу решает, напр., след. деление: «гуманитарные науки: философия —■ не-философия: история — не-история: филология — не-филология и т. д.». При таком делении с каждой новой его ступенью мы не переходим от понятия большей общности к понятиям меньшей общности, а остаемся на одном и том же уровне обобщения. Д. с противоречащими членами исключает ошибки, возможные в политомии (делении по видоизменению основания); члены деления в ней исчерпывают объем делимого понятия и всегда исключают друг друга, как понятия противоречащие; невозможна здесь и подмена основания деления (поскольку происходит не видоизменение родового признака, а лишь утверждение и отрицание видового), а также скачок в делении, т. к. члены деления остаются на одном уровне общности. Д. с внеположными членами по своим логич. свойствам ничем не отличается от политомии. В этом случае Д. развертывается не по горизонтали, а по вертикали: от более общих понятий совершается переход к менее общим. Ее целью является построение такой наиболее дробной и в то же время простой по структуре системы соподчиненных понятий, к-рая была бы удобна для классифицирования предметов. На практике оба рода Д. обычно переплетаются в одном и том же делении: члены деления могут быть как противоречащими, так и внеположными, и выделение подклассов может развертываться и в горизонтальном, и в вертикальном направлениях. Примером Д. с противоречащими членами, но с вертикальным делением положит, понятий (что является свойством Д. с внеположными членами) может служить «Древо Порфирияь. Д. применяется для предварит, иерархич. упорядочения понятий определ. области в случае, когда объемы многих понятий еще не выяснены, а также как метод построения классификац. таблиц. Д. как способ упорядочения понятий удобна тем, что не требует полного знания объема делимых понятий; достаточно дихотомич. выделения одного видового понятия, чтобы продолжать вертикальное деление; отрицат. понятие фиксирует факт неизученности оставшегося объема рода и этим стимулирует его дальнейшее изучение. В силу бинарности членов деления дихотомически составленные таблицы удобны для поиска того класса, к к-рому принадлежит классифицируемый предмет. Этот поиск основан на законе противоречия и принципе исключенного третьего: если понятия А ж В — члены дихотомич. деления и известно, что нек-рый объект а не принадлежит объему понятия В, то он должен принадлежать объему понятия А. Дихотомич. классифицирование широко применяется в биологич. науках, в т. н. определителях растений и животных. Операция установления принадлежности предмета (экземпляра) к той или иной категории (биологич. класс, отряд, семейство, род, вид) может протекать двояко, в зависимости от вида Д. При Д. с противоречащими членами определитель представляет собой иерархич. систему перечней однопорядковых категорий с их диагностич. признаками. Этот перечень построен так, что в нем каждая категория отличается от любой другой не только составом признаков, но и тем, что для каждого из них найдется в др. категориях противоположный признак. Предположим, что признаки предметов категории А все совпали с признаками нек-рого экземпляра, за исключением одного признака а. Тогда рассматривают ту категорию (В), Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |