|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДОСТОЕВСКИЙследования объектов познания и логически правильной обработки полученных таким путем опытных данных, а также посредством логич. выводов из имеющегося знания, Д. к-рого уже была установлена ранее. Достоверные суждения, т. е. суждения, истинность к-рых обоснована к.-л. способом, напр. посредством логич. доказательства, служат в познании в качестве исходного пункта (являются посылками) новых логич. выводов, приводящих к дальнейшему расширению достоверного знания и тем самым к обогащению практики. Социальное значение достоверного знания состоит в том, что оно служит основанием для науч. предвидения и руководством в практич. деятельности людей (см. Истина). Достоверное знание (напр., достоверное суждение) следует отличать от вероятного знания (напр., вероятного суждения, суждения возможности), соответствие к-рого действительности утверждается лишь как возможное или (в случае введения критериев количеств, оценки уверенности в истинности суждения) как в той или иной степени вероятное (см. Вероятностная логика, Возможности суждение). Термины «Д.», «достоверный» применяются также к массовым событиям и отд. фактам. При рассмотрении массовых событий событие наз. достоверным, если известно, что оно не может не произойти. В теории вероятностей под Д. события понимают обычно тот крайний случай понятия вероятности, когда вероятность наступления нек-рого массового события равна единице (см. Вероятность). Достоверным фактом наз. факт, наличие к-рого (в прошлом или настоящем) установлено с очевидностью, исключающей всякое сомнение. Б. Бирюков. Москва. ДОСТОЕВСКИЙ, Федор Михайлович [ЗО.Х(11.Х1). 1821 — 21.1(9.11). 1881]— рус. писатель. Творчество Д., развивавшееся с 40-х гг. по 70-е гг. 19 в., отразило противоречия действительности и обществ, мысли в эпоху острой ломки социальных отношений и в России, и в Зап. Европе. В России смена старых феод, крепостнич. устоев новыми бурж. отношениями, сопровождаемая рево-люц. потрясениями, привела к ощущению неустойчивости и ломке обществ, сознания, нравств. жизни, психологии и быта людей. Личная судьба Д. обострила его интерес к социально-политич. учениям, придала трагич. характер его восприятию страданий народа и подавления человеч. личности. Мировоззрение Д. в 40-е гг. формировалось под влиянием идей революц. демократа и социалиста В. Г. Белинского и франц. утопия, социалистов, особенно Ш. Фурье. Известное влияние на Д. оказал Герцен. Осужденный в 1849 за участие в кружке социалиста-утописта М. В. Петрашевского, Д. был приговорен к смертной казни, отмененной лишь в последнюю минуту перед расстрелом, затем испытал 4 года каторги в Сибири и ок. 5 лет ссыльной солдатской муштры. Годы физич. и моральных страданий стали также годами душевного перелома и краха уто-пически-социалистич. иллюзий Д. Возвратившись в Петербург в 1859, Д. стал выступать не только как художник, но и как активный публицист (в 60-е гг.— в журн. «Время» и «Эпоха», в 70-е гг. — в «Дневнике писателя»), развивая теорию т. н. «почвенничества», в нек-рых чертах сближающуюся со славянофильством. Д. утверждал особый путь история, развития России, ее «мессианскую роль» в установлении счастья человечества. В это время Д. стал проповедовать единение народа с царем и православной церковью, выступать против рус. и мирового революц. социалистич. движения, утверждать философию религ. смирения и индивидуального нравств. совершенствования. Являясь художником-мыслителем, Д. создавал реалистич. художеств, образы, насыщенные филос.,по-литич. и этич. содержанием. Д. явился создателем жанра идеология, романа. Он рисовал реалистич. человеч. характеры, для к-рых, как он писал в романе «Подросток», «логическая идея превращается в страстное чувство». Его герои, начиная с «Записок из подполья» (1864) и затем романов «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871—72), «Подросток» (1875),«Братья Карамазовы» (1879—80),— это высокоинтеллектуальные натуры. Поэтому взаимоотношения персонажей и развитие сюжетов в его произведениях определяются в значит, мере идео-логич. конфликтами, острой борьбой идей — философских, политических, нравственных. Эстетика Д., понимание им сущности и целей иск-ва, приводила его к созданию особых форм реалистич. иск-ва. Сам Д. так характеризовал свой художеств, метод: «У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве) и то что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для... меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд на них по-моему не есть еще реализм, а даже напротив» (Д о с т о-е в с к и й Ф. М., Письма, т. 2, 1930, с. 169). В соответствии с этим в произведениях Д. натуралистич. сцены физич. страданий сочетаются с филос. символикой («Легенда о великом инквизиторе» в «Братьях Карамазовых»), нублицистич. газетные факты — с-фантастикой, логич. абстрактные категории — с ин-туитивистскими элементами. Эти черты эстетики и художеств, метода. Д. определили глубину художеств, обобщений, огромную силу критич. реализма, высокий интеллектуализм, пронизывающий все его художеств, творчество. В то же время мировоззрение Д. как художника и мыслителя было глубоко противоречивым. Д. писал о себе еще в 1854: «... я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных» (там же, т. 1, 1928 с. 142). Эта автохарактеристика применима ко всем социально-филос. проблемам, к-рые поставлены в творчестве Д. Реалистич. основа творчества Д. — это мир человеч. страданий, в изображении к-рых Д. не знает себе равных. Страдания личности, ущемленной в своем человеч. достоинстве, достигают порой символич. звучания — в исповеди старика Мармеладова в «Преступлении и наказании», в сценах купли Настасьи Филипповны в «Идиоте», в рассказе Ивана Карамазова о затравленном собаками ребенке. Все формы изображения человеч. страданий, обусловленные делением общества на богатых и бедных, вызванные извращающей властью денег, проникнуты анти-бурж. пафосом и подлинным гуманизмом. Вместе с тем гиперболизация страданий приводит Д. к культу страданий и даже поэтизации их влияния на душу человека. Д. видит две формы реакции на унижение человека; слабых она превращает в кротких, сильных — в ожесточенных. Кротость приводит к теории смирения, к христ. тезису о необходимости пострадать за весь мир. Ожесточение приводит к теории анархо-индиви-дуалистич. бунта, к культу сильной личности, имеющей право даже на преступление во имя самоутверждения. Психология кротких приводит в области политики к реакц. охране существующих социальных отношений, неприятию насильств. мер протеста; в области теологии — к признанию бога, как высшего 58 ДОСТОЕВСКИЙ — ДОСТОИНСТВО критерия истины. Психология ожесточенных приводит в области социальных отношений к бунтарскому протесту против законов эксплуататорского общества, к лозунгу «Все позволено». Иван Карамазов повторяет тезис Вольтера: «Я не бога не принимаю», а«... мира, им созданного, мира-то божьего... не могу согласиться принять» (Собр. соч., т. 9, 1958, с. 295). Это принципиальное для Д. расчленение двух тенденций в человеке ведет к противоречивым определениям сущности человеч. натуры и вопроса о том, что в ней преобладает, доброе или злое начало. В 1877 в «Дневнике писателя» Д. писал: «...зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегнете зла...» (Полн. собр. худож. произв., т. 12, 1929, с. 210), но в том же году в «Дневнике» он восклицал: «...люди могут быть прекрасны и счастливы не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» (там же, т. 12, 1929, с. 122). На основе этих противоречивых взглядов о человеч. натуре строится и противоречивая система этич., политич. и филос. взглядов писателя. Т. о., в мировоззрении Д. причудливо переплетаются гуманистич. и антигуманистич. черты; он оказывается в заколдованном круге бурж. сознания, к-рое не в силах разрешить противоречия бурж. отношений в условиях этого общества. Усматривая в революц. движениях своей эпохи лишь бунт ожесточенных одиночек, попирающих законы морали, он видел в этом выражение материализма, социализма и атеизма, против к-рых постоянно выступал. Нек-рые извращенные формы рус. революц. движения 70-х гг., в к-ром были анархистские черты (бакунизм и нечаевщина), он абсолютизировал как идеи революции вообще. В области философии истории Д. стоял на идеалистич. позициях, полагая, что невозможно построение общества на основах науки и разума, утверждая, что лишь идея бога дает социальную и нравств. опору человечеству. В то же время Д. понимал, что охранительные идеи, религиозность и идеалистич. философия не могут устранить мира человеч. страданий и сделать людей счастливыми. Создавая «Братьев Карамазовых», Д. писал, что он тревожится как бы богохульство и атеизм не оказались убедительнее религ. опровержений. До конца творч. пути Д. не смог разрешить этих противоречий. Для Д. характерны культ страданий и неприятие их, страх перед революцией и пристальный интерес к идеям социализма, мысль о неизбежности зла и мечта о гармоническом счастливом обществе. Творчество Д. благодаря своей филос. насыщенности, гениальному проникновению в психологию личности и интеллектуальные искания человечества вызывало обостренный интерес среди представителей филос, эстетич. и художеств, мысли — русской и зарубежной. Противоречивость реалистич. метода определила разнородность влияния Д. на мировую лит-ру и эстетич. мысль. Символисты, декаденты, экспрессионисты, односторонне выделяя иррациональные и патологич. элементы в его произведениях, считали Д. своим художеств, учителем: Л. Андреев — в России, О. Уайльд — в Англии, С. Цвейг — в Германии, А. Жид, М. Пруст — во Франции. В то же время гуманистич. антибурж. характер Достоевский в современной буржуазной философии. Внутр. противоречивость мировоззрения и эстетики Д. породила крайне разнородные, прямо противоположные интерпретации его деятельности как художника и мыслителя. Одна группа бурж. философов считала его христ. вероучителем, проповедовав- шим религ. мистич. тезис о необходимости пострадать за мировую вину человечества, теорию смирения и нравств. усовершенствования. С этими воззрениями выступали В. Розанов, Д. Мережковский, Н. Бердяев — в России, А. Масейна и др.— за рубежом. Др. группа бурж. философов превращала Д. в предшественника ницшеанских идей, певца сильной личности, апологета анархо-бурж. индивидуализма. Таким рисовали его Э. Лукка, Д. Арбан, И. Богатек, К. Герман и др. Особенно большое внимание уделяют творчеству Д. представители экзистенциализма. Они пытаются представить Д., наряду с Кьеркегором и Ницше, как своего идейного предшественника. Предпринимаются попытки изобразить Д. как выразителя подлинно славянского духа, славянского мышления, к-рое якобы по своей сущности является экзистенциальным и заключается в том, что оно не отрывается от нравств. и этич. корней, от человеч. личности, функцией к-рой оно является. Религ. экзистенциалисты и т. н. экзистенциалисты-атеисты толкуют творчество Д. по-разному. Представитель религ. экзистенциализма Л. Шестов утверждает, что пафос Д., как и Кьеркегора, направлен против удушающей человека власти безличного разума, необходимости. Тезис совр. экзистенциализма — наука и разум враги личности и ее свободы — Шестов приписывает Д. и заявляет, что Д. видит спасение личности в вере (см. Л. Шестов, Кирхегардт и Достоевский, «Путь», 1935, № 48). К такому пониманию творчества Д. близок также Ясперс, к-рый утверждает, что Д. оказал влияние на молодого Ницше, а последнего Ясперс считает непосредственным предтечей экзистенциализма (см. К. Jaspers, Einfiihrung in die Phi-losophie, 1957). Осн. проблему, к-рая, по Ясперсу, мучила Д., позднее сформулировал Ницше в словах «бог умер», имея в виду то состояние совр. мира, при к-ром все духовные и нравств. ценности вместе с падением христианства утратили свое значение, а новых ценностей, к-рые могли бы заменить прежние,— нет. В творчестве Д., по Ясперсу, показана трагедия совр. человека, к-рый не может справиться с возникшей новой ситуацией — «обезбожением» мира. Убийца Раскольников, отцеубийца Иван Карамазов — вот люди, сделавшие логич. и прак-тич. вывод из атеизма. Сам Д. якобы считает единств, выходом для человека тот путь, к-рый выбирает Алеша Карамазов, — веру в бога, в любовь, в бессмертие. Представители т. н. атеистич. экзистенциализма дают не Соч.: Полн. собр. художеств, произв., т. 1 — 13, М., 1926—30; Собр. соч., т. 1 — 10, М., 1956—58, Письма, t. 1 — 4, М.— Л., 1928—59. Лит.: Добролюбов Н. А., Забитые люди, Полн. собр. соч., т. 2, [Л.], 1935; Горький М. О «карамазовщине». Еще о «карамазовщине», Собр. соч., т. 24, М., 1953; Луначарский А. В., Достоевский как мыслитель и художник, в кн.: Русская литература, М., 1947; его же, О «многоголосности Достоевского», в его кн.: Классики русской литературы, М., 1937; Ф. М. Достоевский в русской критике. Сб. статей, М., 1956; Ермилов В., Достоевский, М., 1956; Шкловский В., За и против. Заметки о Достоевском, М., 1957; Творчество Ф. М. Достоевского. [Сб. статей], М., 1959; Кирпотин В. Я., Достоевский и Белинский, М., 1960; Михайлова И. М., Мировоззрение Ф. М. Достоевского и его извращение в современной буржуазной философии, в кн.: Против современных фальсификаторов истории русской философии, М., 1960; Розанов В. В., Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевском, 2 изд., СПБ, 1902; Шестов Л., Достоевский и Нитше. (Философия трагедии), 2 изд., СПБ, 1909; М е-р е ж к о в с к и й Д. С, Л. Толстей и Достоевский, СПБ, 1902; его же, Пророк русской революции, [СПБ], 1906; Бердяев Н., Миросозерцание Достоевского, Прага, 1923; К a u s О., Dostojewski und seta Schicksal, В., 1923; N a-t о r p P., P. Dostojewskis Bedeutungfur die gegenwartige Kul-turkrisis, Jena, 1923; G i de A., Doztoievsky, P., 1923; S i гп-rn о ns E. J., Dostoevski, L., 1940; Lubac H. d e, Le drame de l'humanisme athee, P-> 1945; Bohatec J., Der Imperialismusgedanke und die Lebensphilosophie Dostojewskijs, Graz-Koln, 1951; L a u t h R., Die Philosophie Dostojewskis in systematischer Darstellung, Munch., [1950]; Jacobsen S., Dostojevskij og nihilismen, [Bergen, 1956]. ДОСТОИНСТВО личности — осознание личностью своего обществ, значения, права на обществ. | уважение, основанное на признании обществом соци- \ альной ценности человека. Содержание господствующих в том или ином обществе взглядов на человеч. Д. определяется в конечном счете характером обществ, отношений, от к-рого зависит положение личности в обществе. i Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |