|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИП,достаточного основания закон {лат. principium sive lex rationis sufficientis),— принцип логики, выражающий обоснованный (доказанный) характер суждений, входящих в состав человеч. знания. Обычно формулируется в рамках традиц. формальной логики и гласит: всякое суждение, исключая суждения непосредственного восприятия, аксиомы и определения, для того чтобы стать достоверным, должно быть обосновано (доказано) в том смысле, что должно быть приведено достаточное основание истинности этого суждения. Под достаточным основанием истинности нек-рого суждения (называемого следствием из данного достаточного основания или доказываемым тезисом) понимается совокупность истинных суждений (к-рые называются основаниями или аргументами) — таких, что обосновываемое суждение следует из них по законам и правилам логики. В составе достаточного основания могут быть аксиомы, определения, удостоверенные суждения непосредств. восприятия и выводные суждения, уже обоснованные с помощью доказательств. Под «приведением достаточного основания» понимается формулирование аргументов и указание на логич. следование из них обосновываемого суждения. При этом учитывается, что в практике науч. и повседневного мышления нек-рые из оснований, напр. аксиомы, суждения, выражающие установленные в данной области законы природы, и вообще общеизвестные положения, могут не формулироваться явно; это не нарушает Д. о. п., коль скоро эти основания подразумеваются или, во всяком случае, могут быть выявлены при уточнении логич. формы доказательства. Равным образом учитывается, что ход рассуждения, ведущий от оснований к обосновываемому суждению, может быть 54 ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИП не выявлен полностью (напр., обычно явно не ссылаются на логич. законы и правила вывода, нек-рые суждения, возникающие в ходе рассуждения, не формулируются в явной форме и т. п.); это также не нарушает Д. о. п., коль скоро логич. форма рассуждения в случае необходимости может быть полностью выявлена (т. е. все опущенные логич. аксиомы и выведенные в ходе доказательства промежуточные суждения могут быть сформулированы в явной форме, с указанием тех правил вывода, по к-рым совершается переход от одних суждений к другим в ходе доказательства). Д. о. п. ничего не говорит о форме связи достаточного основания с доказываемым тезисом, к-рая может быть различной в зависимости от формы доказательства и вида входящих в него умозаключений. Д. о. п. требует лишь необходимого следования истинности тезиса из истинных оснований. Д. о. п. нарушается, если доказываемое суждение логически не следует из аргументов или если в составе последних есть ложные суждения. Т. к. «недостаточное основание», т. е. основание, из к-рого не может быть логически выведено обосновываемое суждение, вообще нет смысла называть основанием, то Д. о. п. часто называют просто принципом (или законом) основания. Понятие о Д. о. п. в явной форме в логику и философию было введено Лейбницем. Однако и до него идеи, выраженные в Д. о. п., лежали в основе различных логических теорий древности, средневековья и нового времени (см. Древнегреческая логика, Индийская логика), причем трактовались они не только в логическом, но часто и в онтологическом смысле — как выражение закона причинности. Согласно Левкиппу и Демокриту, «ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости» (цит. по кн.: М а-ковельский О. А., Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, с. 229). Глубокое раскрытие логич. аспекта Д. о. п. содержалось в теории доказательства Аристотеля; его требование искать «первые начала и причины» (Met. I, 1 982 а 3; рус. пер. 1934), а также учение о соответствии среднего термина силлогизма (первой фигуры) причине того, что высказывается о подлежащем заключения, сообщает аристотеле-вому подходу к доказательству также и онтологич. аспект. Но как особый закон Д. о. п. Аристотель не формулирует. Как закон бытия и познания Д. о. п. был сформулирован Лейбницем. Напр., в соч. «Монадология» он выразил его так: «...ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым,— без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе...» (Избр. филос. соч., М., 1908, с. 347). При этом Лейбниц не проводил ясного различения между логич. основанием и причиной чего-либо, между логич. следованием и причинной связью, между логич. Д. о. п. и законом причинности. Д. о. п. служил Лейбницу в качестве критерия истин факта, отличаемых им от истин разума, критерием к-рых он считал прежде всего принцип противоречия. Следуя Лейбницу, Хр. Вольф также формулировал Д. о. п. как логико-онтологич. принцип, определяя основание как то, из чего можно понять, почему нечто есть. Против смешения Д. о. п. как принципа познания с законом причинности выступил Кант. Однако он идеалистически истолковывал этот принцип, считая его априорным. Гегель трактовал Д. о. п. в духе объективного идеализма, рассматривая основание как момент в развитии абс. идеи. Шопенгауэр в дисс. «О четверояком корне закона достаточно основания» (1813) различал 4 формы Д. о. п.: закон основания становления (закон причинности, касающийся вещей), закон основания познания (основания истины), закон основания бытия (ка- сающийся пространства и времени), закон основания ' действия (касающийся мотивации поступков). В последующем развитии логики Д. о. п. понимался то как чисто логич., то как логико-онтологич. принцип. В 18—19 вв. в формальной логике сложилась традиция включать Д. о. п. в число четырех т. н. основных мышления законов наряду с тождества законом, противоречия законом, принципом исключенного третьего. Вместе с тем против понимания Д. о. и. как особого логич. закона (подобного остальным трем законам) издавна выдвигались возражения (многие англ. логики 19 и 20 вв., напр. Минто, вообще не считали нужным формулировать Д. о. п.). Эти возражения приобрели убедительность в связи с развитием мате-матич. логики. Стало ясно, что Д. о. п. имеет исключительно содержательный характер и не может быть формализован: в отличие от законов тождества, противоречия и исключенного третьего, его нельзя представить в виде формулы к.-л. логич. исчисления. Это общелогич. принцип, по существу совпадающий с исходными идеями логич. теории доказательства вообще (особенно дедуктивного). В этом смысле те уточнения понятия доказательства, к-рые разработаны в мате-матич. логике (см. Вывод в математической логике), можно рассматривать как уточнение Д. о. п. Д. о. п. неявно основан на ряде абстракций, предполагающих отвлечение от нек-рых реальных черт содержат, рассуждений. В числе этих абстракций имеется, в частности, абстракция понятия с фиксированным объемом (заключающаяся в отвлечении от изменчивого характера объемов понятий, используемых обычно в процессе человеч. познания). Д. о. п. в традиционном понимании предполагает также абстракцию суждения как высказывания, к-рое обязательно либо истинно, либо ложно, и притом только одно из двух (заключающуюся в отвлечении от того факта, что суждения часто формулируются так, что непосредственно не допускают постановки вопроса об их истинности или ложности, предполагающей ответ вида: «да», «нот»). Кроме того, Д. о. п. в его традиц. формулировке не распространяется фактически на выводы, приводящие не к достоверным, а лишь к вероятным заключениям. Рассуждения, практически применяемые людьми в процессе познания, отличаются большой сложностью и редко непосредственно и полностью удовлетворяют требованиям традиционного Д. о. п. Энгельс, характеризуя условия, при к-рых рассуждение дает результат, соответствующий действительности (истинность посылок и правильность хода рассуждения), подчеркнул: «Но, к сожалению, этого почти никогда не бывает, либо же имеет место лишь в совершенно простых действиях» («Анти-Дюринг», 1957, с. 317). Д. о. п. в каждом отд. рассуждении реализуется обычно с той или иной степенью приближения. Вопрос об обосновании объективной истинности суждений, входящих в состав человеч. знания, имеет гораздо более широкий смысл, чем тот, к-рый обычно связывается с Д. о. п. Проблема обоснования суждений во всей ее полноте включается в качестве важнейшей составной части в проблематику теории познания диалектич. материализма. Рассматривая пути обоснования суждений, материалистич. диалектика дает ответ на вопросы, к-рые традиц. логика с ее Д. о. п. не могла даже и поставить. Таковы вопросы о связи логич. обоснования суждений с практикой, с историей науки и техники, с историч. развитием логич. средств вывода, применяемых в науч. рассуждениях; вопрос о средствах получения достоверных заключений в науках, основанных на наблюдении и эксперименте и широко пользующихся вероятностными и индуктивными выводами; вопрос о путях оправдания верности аксиом в логике и математике (диалектико-материалистич. подход ДОСТОВЕРНОСТЬ 55 к к-рому приводит к выводу, что широко распространенный в этих науках метод построения интерпретаций аксиоматич. теорий, рассматриваемый в широком смьюле, является, по существу, специфич. формой критерия практики). При ограниченности (в указанном выше смысле) традиционного Д. о. п. он тем не менее имеет рациональное содержание. Наука является системой истинных суждений и вероятных предположений, связанных друг с другом логич. и содержат, отношениями; эта система отражает закономерности материального мира, в т. ч. и те, к-рые предшествующая формальная логика имела в виду, когда формулировала онтологич. Д. о. п. В формулировке требования обосновывать истинность суждений (к-рое, в зависимости от области и задач исследования, может пониматься с разной степенью строгости и глубины), в запрещении произвола в науч. выводах, в требовании не допускать суждений, принимаемых на веру п не имеющих достаточного основания в составе имеющегося знания, и состоит положит, содержание логич. Д. о. п. См. также Основание, Доказательство. Лит.: Аристотель, Аналитики первая и вторая, пер. с греч., М., 1952; Щербатской Ф. И., Теория ио-внанил и логина по учению позднейших буддистов, ч. 1, СПБ, 1903; 3 и г в а р т X., Логика, т. 1, пер. с нем., СПБ, 1908, § 39; Введенский А. И., Логика, как часть теории по-внания, М.— П., 1917, гл. 7 и 15; Кант И., Логика, пер. с нем., П., 1915; Гегель, Наука логики, Соч., т. 5, М., 1937, с. 525—70; Челпанов Г. И., Учебник логики, [М.], 1946, гл. 11; Асмус В. Ф., Логика, Тб., 1951, гл. 10; Т а р-ский А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948, гл. 6; К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, гл. 4, 5; Ф о г а-р а ш и Б., Логика, пер. с нем., М., 1959, гл. 2; К л а у с Г., Введение в формальную логику, пер. с нем., М., 1960, гл. 3, § 9; W о 11 f Chr., Philosophia prima sive ontologia, Fr., 1729; Leibnitz G. W., Die philosophischen Schriften, Bd 7, hrsg. von С J. Gerhardt, В., 1890, S. 199, 296, 419. Б. Бирюков. Москва^ ДОСТОВЕРНОСТЬ — один из способов существования истины «для нас», при к-ром совпадение соответствия между познанием и объектом и знания этого соответствия на определенном этапе историч. развития выступает для обществ, субъекта как полностью установленное. В зависимости от формы познания различают непосредственную Д. и опосредствованную, полученную посредством сообщения или путем теоретич. доказательства. Марксизм учит, что в конечном счете источником всякой Д. является общественно-историч. практика. Этим он преодолевает как ограниченность эмпиризма, к-рый видит источник Д. в чувствах, так и рационализма, находящего этот источник в разуме. В истории философии нового времени столкновение атих точек зрения выявилось отчетливо начиная с 17 в. Декарт полагал, что Д. свойственна не чувствам, а лишь мышлению, отличающемуся ясностью и отчетливостью. Спиноза понимал под Д. способ, каким мы воспринимаем действительное бытие. Он так же считал Д. свойством разума, к-рый «...заключает в себе достоверность, т. е. знает, что вещи формально таковы, как они в нем самом объективно содержатся» (Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 356). Однако для того, «...чтобы я знал, что знаю, я по необходимости должен сначала знать. Отсюда ясно, что достоверность есть не что иное, как сама объективная сущность, т. е. способ, каким мы воспринимаем формальную сущность, есть сама достоверность. Отсюда в свою очередь ясно, что для достоверности истинности нет надобности ни в каком другом признаке, кроме того, чтобы иметь истинную идею;...ибо, для того чтобы знать, нет надобности знать, что я знаю. Из этого опять ясно, что никто не может знать, что такое высшая достоверность, кроме того, кто обладает адекватной идеей или объективной сущностью некоторой вещи; ибо одно и то же есть достоверность и объективная сущность» (там же, с. 330). Локк считал, что «достоверность бывает двоякая: достоверность истины и достоверность познания» («Опыт о человеч. разуме», М., 1898, с. 582). «Достоверность истины» имеем тогда, когда в предложении соответствие между представлениями и обозначающими их словами, выражается так точно, как оно существует в действительности. Это нечеткое различение истины и Д. критиковал Лейбниц, указывая что Д. познания есть не что иное, как совершенное знание истины, между тем как Д. истины и есть сама истина (см. «Новые опыты о человеч. разуме», М., 1936, с. 351). По мнению Лейбница, Д. была бы ничтожной или, верное, ее не было бы совсем, если бы для простых идей не существовало другой основы, кроме той, к-рую дают чувства. К тому же по отношению к всеобщим и веч-, ным истинам, т. н. рациональным истинам (напр., А не может быть А ине-А, сумма углов треугольника равна сумме двух прямых углов и т. д.), основа Д. заключена в самих идеях, независимо от чувств, ибо здесь мышление нигде не выходит вне себя, поскольку эти суждения выражают только отношения между представлениями, самим мышлением созданные. Иными словами, эти суждения в действительности покоятся на законах, являющихся основой при конструировании самих понятий. Между идеальными объектами не существует никакого реального отношения причинности, как между предметами природной действительности, а только — логич. отношение основания и следствия. В геометрии, напр., не спрашивают о существовании реальных треугольников, а только говорят: из определения треугольника вытекают такие-то и такие-то следствия. Математич. и логич. суждения, т. о., являются рациональными истинами, к-рые a priori даны в человеч. духе, и поэтому им свойственна высшая ступень Д. — аподиктичность. Согласно Канту, «что-либо достоверно, поскольку познается невозможность того, чтобы некоторое познание было ложным» (Соч., т. 2, М., 1940, с. 292). Д. является эмпирической или рациональной в зависимости от того, основывается ли она на опыте собственном или чужом, сообщенном, или на разуме. Последняя бывает или философской, или математической. Философская Д. дискурсивна, математическая— интуитивна и наз. также очевидностью, поскольку интуитивное знание считается более ясным, чем дискурсивное. «Метафизика, как и математика, одинаково способна к достоверности, необходимой для создания убеждения в истине, с той только разницей, что математическая достоверность легче и способна к большей наглядности (Anschauung)» (там же, с. 297). Эмпирия. Д. является первоначальной, когда эмпи-рич. субъект удостоверяется в чем-либо из собственного опыта; она является производной, или исторической, если получена посредством чужого опыта. От эмпирической рациональная Д. отличается тем, что она связана с сознанием необходимости, т. е. является аподиктической, представляя собой чистый продукт разума, тогда как первая — лишь ассерторической. Рациональная Д. усматривается a priori, так что и тогда, когда наши знания касаются предмета опыта, их Д. может быть вместе и эмпирической и рациональной, ибо мы эмпирически достоверное положение познаем из принципов a priori. В нашем знании многое достоверно лишь опосредствованно, т. е. лишь благодаря доказательству, существенными частями к-рого являются его материя и форма, или основание доказательства и вывод. Однако имеется много и такого, что недоказуемо или непосредственно достоверно, и это следует учитывать, поскольку наше знание должно исходить из непосредственно достоверных положений. Т. о., Кант в трактовке Д. исходит из трансцендентального эмпирического, т. е. в конечном счете субъективистского понимания истины. С Рейнгольда и Фихте начинается попытка преодолеть эмпирич. и рациона-листич. понимание Д. путем идеалистич. диалектики. 56 ДОСТОВЕРНОСТЬ Во главе филос. системы они ставят некое изначально истинное положение, от к-рого все остальные заимствуют Д. В качестве основоположения оно должно быть достоверным до связи с остальными положениями системы, а потому необходимо является первым. Истина основоположения, от к-рого зависит все остальное, есть внутр. содержание науки; необходимое следование остальных положений есть связь, система или форма науки. Поэтому чувство Д. основоположения есть непосредственное соответствие нашего сознания с нашим первоначальным я. Критерий всякой тео-ретич. истины не только теоретический; чувство Д. возникает из совпадения акта способности суждения с нравственными побуждениями, моментом к-рых является вера как составной элемент всякой Д. Идеалистич. диалектика Фихте не справилась с проблемой субъекта и объекта, с проблемой истины. Поэтому Фихте в трактовке Д., чтобы избежать голого субъективизма, обращается к вере. Наиболее глубокое решение проблемы Д. в рамках идеалистич. диалектики дал Гегель. Подвергая критике априоризм, Гегель вместе с тем преодолевает односторонность рационализма и эмпиризма. Для гегелевской философии характерно, что она не признает полного существования истины в чувственности и чувственной Д., как это со времен Локка считали англ. эмпирики, для к-рых чем понятие выше поднимается над чувственной Д., тем оно больше является фикцией или ирреальным. Продолжая линию англ. эмпириков, позитивизм абсолютизирует чувственную Д., усматривая, т. о., окончательную инстанцию познания в том, с чего диалектика лишь начинает. То, что позитивизм понимает под фактами, является не чувств, данными, а их абстрактными схемами, к-рые изображаются как реальные. По Гегелю, непосредств. данность как таковая не является истинной, а дает лишь повод для поисков истины. Она как первая инстанция познания необходима для исследования прежде всего потому, что дает повод для сомнения. Непосредств. знание, не будучи опосредствованно мышлением, имеет чувств, характер, и т. к. всякое непосредств. знание обладает характером Д., то и начало и первая ступень сознания есть чувственная Д. Она кажется самой предметной, самой богатой и истинной, тогда как на деле она оставляет свои предметы такими, как они существуют, она ничего из них не исключает, как это делает мышление путем абстракции. Для чувств. Д. и воспринимающего сознания общим является чувств, объект, но для первой этот объект разлагается исключительно на единичности, а воспринимающее сознание сочетает их в единство. Т. о., согласно Гегелю, воспринимающее сознание диалектически отменяет точку зрения чувств. Д., т. е. низшая ступень отрицается в высшей, сохраняется и возвышается. «Таким образом, само чувственное еще имеется налицо, но не так, как оно должно было бы быть в непосредственной достоверности, [т. е. ] в качестве подразумеваемого единичного, а в качестве всеобщего...» (Соч., т. 4, М., 1959, с. 61). На всех ступенях предметного сознания предмет и сознание различны. Поэтому здесь истина и Д. не могут совпадать. На ступени самосознания предмет и сознание вполне совпадают, а следовательно, вполне совпадают также истина и Д. Истина становится Д. самой себя. В этой идеалистич. интерпретации у Гегеля содержится правильная мысль о диалектике связи понятий Д. и истины. Марксизм считает Д. одним из способов (форм) существования истины «для нас», для обществ, субъекта наряду с такими категориями, как необходимость, возможность, вероятность. Все эти категории необходимо рассматривать в диалектич. связи с основной в гносеология, отношении категорией истины. Мета-физич. отрыв этих категорий от категории истины и превращение их в абсолютно самостоятельные может Достоверность в логике — свойство, приобретаемое человеч. знанием в случае, когда его истинность твердо установлена. Знание, обладающее свойством Д., наз. достоверным. Основанием всякого достоверного знания и верховным критерием его Д, является обществ.-историч. практика. Д. того или иного знания (суждения или системы суждений, сведений и пр.) достигается посредством наблюдения в нормальных условиях восприятия или экспериментального ис- Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |