|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДИЦГЕН 25 1 страницапредметы к-рой, имея все признаки предметов категории А, в то же время не имеют признака а. Диагностич. признаки предметов категории В, в свою очередь, сопоставляются с признаками экземпляра, и в случае совпадения тех и других эта категория объявляется искомой. В случае же несовпадения переходят к категории С, противоположной категории В в признаке Ь, по к-рому категория В не совпала с экземпляром; и так продолжают до тех пор, пока не обнаружится полного совпадения признаков категории и экземпляра. Существует и др. род определителей, в к-рых применяется Д. с внеположными членами; такие определители используются чаще всего для определения биологич. вида. Принцип дихотомич. деления широко применяется в технике (телефонии, радиосвязи, электронике, в диспетчерской службе на железных дорогах). Если имеется система элементов с т входными элементами и п выходными, через которую проходят некоторые сигналы (импульсы), то возникает задача описать, как из mi входа можно попасть в П) выход кратчайшим путем. Если элементы системы однотипны и имеют одинаковые функции, то на каждом этапе прохождения энергетич. импульса происходит выбор одного из элементов в нек-ром ряде элементов; от каждого элемента этого ряда может ответвляться следующий ряд элементов, и т. д.; выбор элемента в каждом ряде происходит так: устанавливается, свободен ли первый элемент ряда или нет; в случае отрицат. ответа поиск обращается к след. элементу, и так далее до свободного. Тем самым раскрывается состояние ряда элементов посредством Д. первого рода. Свободный элемент, пак и др. элементы ряда, «распадается» на след. ряд элементов, в к-ром происходит перебор, подобный вышеописанному, до тех пор пока не будет пройден путь от входа ггц к выходу п). Переход от первого ряда ко второму, от второго — к третьему'и т. д. до выходного элемента системы идентичен Д. второго рода. Дихотомич. деление вошло в логику начиная с Платона (см. использование Д. в диалогах «Софист», «Политик», «Горгий»). Лит.: Платон, Политик, Соч., ч. 6, М., 1879, локус 261—67; К а н т И., Логика, П., 1915, § 113; А с м у с В. Ф., Логика, М., 1947, с. 65—67; Горский Д. П., Логика, М., 1958; М а й р Э., Л и н с л и Э., Ю з и н г е р Р., Методы и принципы зоологической систематики, пер. с англ., М., 1956. Б. Якушин. Москва. ДЙЦГЕН (Dietzgen), Иосиф (9 дек. 1828—15 апр. 1888) — немецкий рабочий, философ, самостоятельно пришедший к материалистич. и диалектич. выводам по важнейшим проблемам философии, «...немецкий рабочий ИослкЬ Дипген.— писал Энгельс,— вновь открыл её („материалистическую диалектику". — Ред.) независимо от нас и да-,ке независимо от Гегеля» '.Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 302); «рабочий, самостоятельно пришедший к диалектическому материализму» — писал Ленин о Д. (Соч., т. 19, с. 59). Д. родился в небольшом городке Рейнской области Германии Бланкенберге. Из-за плохих материальных условий он только два года смог проучиться в гор. училище в Кёльне, а с 1845 по 1849, наряду с работой в кожевенной мастерской отца, упорно занимался самообразованием. Значительное влияние на Д. оказали материалистич. и особенно атеистич. взгляды Фейербаха. Преследуемый реакцией за революц. деятельность в 1848, Д. эмигрировал в Америку, а затем в Россию; в 1864—69 работал мастером на казенном кожевенном заводе в Петербурге. В 1867 он вступил в переписку с Марксом (а позже с Энгельсом) и с этого времени развитие его воззрений проходило под непосредств. влиянием Маркса и Энгельса. Из Петербурга Д. посылал Марксу на отзыв нек-рые свои работы — рецензию на первый том «Капитала» («„Das Kapital" von Marx». Rezension, 1868), свою первую филос. работу «Сущность головной работы человека» (1869, поел. нем. изд. с предисл. Г. Менде, 1955, рус. пер. 1S02), к-рые получили высокую оценку Маркса и Энгельса. В 1869 Д. возвратился в Германию, в Зигбург, где, вступив в ряды с.-д. партии, был одним из организато- ров крупнейшей секции Международного товарищества рабочих (1-го Интернационала). Здесь вскоре Д. встретился с Марксом. Следующие личные встречи Д. с Марксом происходили в Ганновере и в Гааге на 5-м конгрессе 1-го Интернационала. С 1870 по 1888 Д. был руководящим сотрудником с.-д. газет в Германии и США («Volksstaat», «Vorwarts», «Sozialdemokrat», «Neue Gesellschaft», «Neue Zeit», «Sozialist» и др.). В это время Д. написал ряд филос, политэкономич. и др. работ: «Научный социализм» (1873), «Религия социал-демократии» (1870—86), «Мораль социал-демократии» (1875), «Философия социал-демократии» (1876), «Непостижимое» (1877), «Границы познания» (1877), «Наши профессоры на границах познания» (1878). Все эти статьи в рус. пер. вошли в сб. под названием «Мелкие философские статьи» (2 изд., 1913). Последние годы жизни (1884—88) Д. провел в Америке и посвятил разработке гл. обр. теории познания. Он написал такие крупные работы, как «Экскурсии социалиста в область теории познания» (1887, рус. пер. 1907); «Аквизит философии» (1895, рус. пер. 1906); «Письма о логике» («Briefe iiber Logik», опубл. частично «Sozialdemokrat», 1883—84, полностью 1908). Решая материалистически основной вопрос философии, Д. противопоставлял свое монистическое учение об универсуме идеализму, дуализму и вульгарному материализму (см. Избранные философские сочинения, М., 1941, с. 60—63). Признавая мир материальным, он считал движение неотрывным свойством материи, понимая, что движение—это не только механич. перемещение, по и что оно имеет множество форм. Материалистически решал Д. и проблему причинности (см. там же, с. 50—53), критикуя в этой связи метафизич. материализм (см. там же, с. 204) и идеализм (см. там же, с. 49), проблему сущности и явления. Особое значение придавал Д. исследованию теории познания, считая его задачей своей жизни. При анализе проблем гносеологии Д. выяснял роль мыслительного аппарата — мозга человека, его связи с др. органами, рассматривал ступени познания, подчеркивая роль практики в этом процессе, решал вопрос об истине, ее сущности. Мышление, по Д., есть функция мозга и оно «...составляет уже предмет отдельной науки, которая может быть названа логикой, теорией познания или диалектикой» (там же, с. 321. Ср. также с. 184—87; 47). Ленин, читая это место в книге Д., отметил его, обосновав впоследствии идею о тождестве этих трех филос. наук. Познавательная способность не является сверхестественной, а есть зеркалоподобный инструмент, отражающий мир. Познание мыслительного процесса Д. считал основой всякой науки. Эту, мысль, высказанную Д. в письме Марксу 24 октября (5 ноября) 1867, Маркс особо выделил, пометив на полях письма «Браво» (см. в кн.: В. Волкова, Иосиф Дицген, 1961, с. 230). Мир, находящийся вне нас, говорил Д., мы воспринимаем в двоякой форме — в конкретной (чувств, восприятие) и абстрактной (мышление). «Для наших чувств,— писал он,— мир является чем-то многообразным» (Избр. филос. соч., с. 23); они сообщают человеку знание конкретного, отдельных свойств предметов и явлений. Чувственное познание осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. Через эти формы в нашем сознании непосредственно отражаются предметы и явления объективного мира, но для раскрытия закономерностей и сущности явлений необходимо абстрактное мышление, т. е. теоре-тич. обобщение посредством понятий, суждений и умозаключений. Если чувства, по Д., сообщают человеку знание всего конкретного, то голова сводит все это многообразие к единству и является как бы «свод- ДИЦГЕН ным органом», воспринимает «...абстрактное, универсальное или всеобщее» [письмо к К. Марксу 12(24) сент. 1868, цит. по кн.: В. Волкова, Иосиф Дицген, 1961, с. 239]. Важное место в трудах Д. занимала критика агностицизма Канта (см. РТзбр. филос. соч., с. 34, 37—38, 55, 136—37) и неокантианства (Ф. Ланге — там же, с. 146). Подчеркивая адекватность познания, Д. вместе с тем указывал на его относительность, на то, что процесс познания бесконечен (см. там же, с. 129; 92). Материалистич. учение Д., его гносеология были пронизаны диалектикой. Он доказывал бесконечность универсума и взаимосвязь его составных элементов, бесконечность пространства и времени (см. там же, с. 29, 161, 168), критикуя с этих позиций метафизику, вырывающую частное из общей связи (см. там же, с. 202), защищал идею развития материи [см. «Завоевания (аквизит) философии», СПБ, 1906, с. 118] и познания (эту последнюю идею Д. отметил Ленин, см. Соч., т. 19, с. 60). Д. подходил к идее противоречия как всеобщей характеристике действительности, хотя эти идеи и не были приведены в систему [см. «Завоевания (аквизит) философии», с. 128]. Он диалектически трактовал отношение причины и следствия (см. Избр. филос. соч., с. 51), необходимости и свободы, высоко ценил роль Дарвина и, особенно, Гегеля, как мыслителей, обосновавших идею развития (там же, с. 121-22). В своих произведениях Д. выступал как воинствующий материалист, беспощадный критик идеализма, метафизики и поповекого мракобесия, за что его особенно ценили Маркс, Энгельс и Ленин (см. Соч., т. 14, с. 106, 107—09, 122—23, 126, 325). Немало внимания Д. уделял разработке проблем происхождения религии и атеизма. Он понимал, что религия — орудие борьбы буржуазии против рабочего класса, и видел пути преодоления религии в социальной революции. Живой интерес он проявлял также и к вопросам пролетарской морали. Д. обосновывал мысль о происхождении моральных норм из обществ, бытия, подвергая критике неокантианство и по этим вопросам (см., напр., Избр. филос. соч., с. 75), подчеркивал изменяемость моральных норм (см. там же, с. 278). Д. разрабатывал и пропагандировал идеи науч-пого социализма, показывая его отношение к утопическому социализму, вскрывая противоречия капитализма, неизбежность его крушения и осуществления пролетарской революции. Он намечал конкретные задачи народного правительства, образуемого в результате революции, говорил о планомерности со-циалистич. хозяйства, о сохранении принципа оплаты по труду при социализме и др. чертах социалистич. общества. При разработке теоретич. вопросов Д. допустил ряд ошибок и неточностей. Наиболее существенными из них являются отождествление в ряде случаев сознания и материи, признание врожденности нек-рых понятий, преувеличение относительности человеч. знаний, приводившее его к агностич. выводам. Нек-рые ошибки Д. и неточности в его терминологии были подвергнуты критике Лениным. Так, говоря об ошибочности отождествления Д. сознания и материи, Ленин писал: «Что и мысль и материя „действительны", т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом» (Соч., т. 14, с. 231; ср. с. 325). Однако ошибки, к-рые допускал Д., никогда не приводили его в противоположный марксизму лагерь. «Много грешил И. Дицген своими неловкими отступлениями от материализма, но никогда не пытался он принципиально отделиться от него, выкинуть „новое" знамя, всегда в решительный момент заявлял он твердо и категорически: я материалист, наша философия есть материалистическая» (там же, с. 325). В этой связи Ленин сочувственно цитировал слова Диц-гена: «Из всех партий... самая гнусная есть партия середины... Как в политике партии все более и более группируются в два только лагеря,... так и наука делится на два основных класса (Generalklassen): там — метафизики, здесь — физики или материалисты»; к этому месту Ленин сделал примечание: «И здесь неловкое, неточное выражение: вместо „метафизики" надо было сказать „идеалисты"...» (там же). Вокруг идейного наследства Д. развернулась длительная и острая борьба. Идеологи реакционных классов, указывал Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме», использовали малейшие неточности, нечетко выраженные мысли Д. для пропаганды и обоснования религии, для затемнения сознания трудящих-ся. Реакц. философы, оппортунисты из 2-го Интернационала, махисты противопоставляли сочиненный ими «дицгенизм» марксизму, против чего протестовали Ленин, Плеханов, Мерине и др. марксисты, отстаивая филос. наследство Д. от извращений. «„Дицгенизм" в отличие от диалектического материализма,— писал Ленин,— есть путаница, есть ш а г к реакционной философии, есть попытка создать линию не из того, что есть великого в Иосифе Дицгене (в этом рабочем-философе, открывшем по-своему диалектический материализм, много великого!), а из того, что есть у него слабого!» (там же, с. 235). Критикуя отдельные ошибки Д., Ленин писал: «чтобы стать сознательными, рабочие должны читать И. Дицгена, но н е забывать ни на минуту, что он дает не всегда верное изложение учения Маркса и Энгельса, у которых только и можно учиться философии» (Соч., т. 19, с. 60). В целом Ленин считал Д. одним «... из выдающихся социал-демократических писателей-философов Германии» (там же, с. 59). На совр. этапе, когда идет упорная борьба с бурж. идеологией и философией, с ревизионизмом, догматизмом и сектантством, труды Д. находятся в боевом арсенале коммунистич. и рабочих партий, служат делу прогресса человечества, борьбе за мир, демократию и социализм. Соч.: Samtliche Schriften, Bd 1—3, Stuttg., 1920; Aus-gewShlte Schriften, В., 1954, Vorwort von H. Saar; в рус. пер.— Будушее социал-демократии, СПБ, 1906; Письма И. Ф. Бек-кера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге и др., М., 1907; Письма И. Дицгена К. Марксу и Ф. Энгельсу. Приложение к кн.: Волкова В. В., Иосиф Дицген, М., 1961, опубл. также в ж. «Вопр. философии», 1958,.№ 3. Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 24, 25, 27, М.— Л., 1931—35 (см. Указатель имен); и х ж е, Соч., 2 изд., т. 1,2, 3 (см. Указатель имен); Ленин В. И., Предисловие к рус. перрводу книги: «Письма И. Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге и др.», Соч., 4 изд., т. 12; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14, гл. III, § 3; гл. IV, § 8; ег о же, К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена, там же, т. 19; его же, Переписка Маркса с Энгельсом, там же; его ж е, Философские тетради, там же, т. 38; Плеханов Г. В., Соч., т. 11, 17, 18, М.—Л., 1928; Андреев Н., Диалектический материализм и философия Иосифа Дицгена, «Современный мир», 1907, № 11; Д а у г е П., Философия и тактика, в кн.: Дицген И., Мелкие философские статьи, пер. с нем., СПБ, 1907; его ж е, К истории одного издательства. (Из документов и воспоминаний), в кн.: Старый большевик, сб. 1(4), М., 1933; его же, Ленин о Дицгене, там же, сб. 3 (11), М., 1934; его же, И. Дицген, М., 1934; его же, Из моей дореволюционной переписки. Сто одиннадцать неопубликованных писем, ЦПА Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, фонд 214; Б а м м е л ь Г., Памяти Иосифа Дицгена. (К столетию со дня его рождения), «Под знаменем марксизма», 1928, №12; Крывелев И., Дицген в борьбе против религии и ее философского обоснования, «Антирелигиозник», 1935, №3, 5—6; его ж е, К вопросу об оценке философии И. Дицгена, «Под знаменем марксизма», 1936, JMS 7; е г о же, Вопросы теории познания в работах И. Дицгена, там же, 1938, №7; Гагарин А., Иосиф Дицген. (К 50-летию со дня смерти), там же; Под- ДМИТРИЕВ-МАМОНОВ-ДОБРО И ЗЛО 27 Марков В. Г., И. Дицген — выдающийся немецкий мыс ДМИТРИЕВ-МАМОНОВ, Федор Иванович (12 февр. 1727—27 марта 1805) — рус. писатель-вольнодумец. Происходил из помещичьей среды. Занимался лит-рой, историей, астрономией; сторонник гелио-центрич. учения Коперника. Автор антиклерик. памфлета «Дворянин-философ. Аллегория» (1769; отд. издание 1796; см. также сб. «Вопросы истории религии и атеизма», 1956, № 4), свидетельствующего о влиянии на Д.-М. философии Вольтера (в частности, его «Микромегаса»). В памфлете сатирически изображалось духовенство, высмеивались невежество, жадность и религ. нетерпимость церковников. В аллегорич. форме Д.-М. высказывал сочувствие угнетенному народу. Вольнодумство обнаруживало и сочинение Д.-М. «Хронология» (М., 1782), где ставилась под сомнение реальность многих библейских притч. Лит.: Райков Б. Е., Очерки по истории гелиоцентриче ДОБВ (Dobb), Морис Герберт (р. 1900) — англ. ученый-марксист, член редколлегии журн. «Marxism to-day»; читает лекции по экономич. наукам в Кембридж, ун-те. Осн. работы Д. посвящены вопросам историч. и диалектич. материализма, политич. экономии, развитию социализма, анализу совр. капитализма. Д. подвергает критике бурж. и лейбористские экономич. и политич. теории (Кейнса, Крос-ленда, Стрейчи и др.) об «изменении природы капитализма, «смешанной экономики», «государства всеобщего благосостояния». На фактах истории англ. общества Д. доказывает истинность принципов материа-листич. понимания истории, критикует субъективизм и идеализм бурж. философов в понимании историч. закономерностей. В ряде работ показывает успехи социализма в СССР. Соч.: Capitalist enterprise and social progress, L., 1926; Russian economic development since the revolution, 2 ed., 1929; Russia to-day and to-morrow, L., 1930; On marxism to-day, L., 1932; Soviet economy and the war, L., [1941]; Soviet planning and labour in peace and war, N. Y., [1943]; Economics of capitalism, L., [1944]; USSR. Her life and her people, [L.], 1945; Political economy and capitalism, N. Y., [1945];'Marx as an economist, L., 1946; Studies in the development of capitalism, N.Y., 1947; Soviet economic development since 1917, 2 ed., L., 1951; On economic theory and socialism, Collected papers, L., 1955; Keynesian economics, Delhi, 1956; Capitalism yesterday and today, L., 1958; в рус. пер.: Возникновение и развитие капиталистического хозяйства, М.—Л., 1929. Е. 11омогаева. Москва. ДОБРО И ЗЛО — осн. категории этики, употребляемые при нравств. оценках отд. явлений, поступков, побудит, мотивов деятельности людей и т. д. Добро — этич. категория, обозначающая совокупность положительно оцениваемых классом, обществом или отд. людьми условий жизни, а также нравств. действий, принципов и норм поведения. Зло — категория, обозначающая отрицат. явления в обществ, и личной жизни человека, составляющие предмет нравственного осуждения и порицания. Теоретич. учения о Д. и 3. многочисленны и противоречивы. «Представления о добре и зле,— писал Энгельс,— так менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому» («Анти-Дюринг», 1957, с. 88). В древности особенное значение проблемы Д. и 3. получили в религ. учениях, особенно в т. н. дуалистич. религиях, рассматривающих Вселенную как извечную борьбу двух начал — доброго и злого. Согласно религ. представлениям зороастризма, злое начало воплотилось в божество Анхра-Майныо, сознательно борющегося против доб-рого начала — Ормузда. Дуализм Д. и 3. характерен и для религ. представлений древних германцев, согласно к-рым Вселенная произошла в результате борьбы сил света и тьмы. Противопоставление Д. и 3., признание материи как порождения злого начала, характерно для гностицизма. Согласно религии буддизма, зло коренится в самом существовании человека. Избежать его можно лишь путем отшельничества, устранения от мирских дел, аскетич. образом жизни. Окончат, освобождение от зла достигается путем погружения в нирвану. В Древнем мире возникают и этич. учения о Д. и 3., исследующие природу и диалектику этих категорий. Первые филос. понятия о Д. и 3. сложились в Др. Индии и Китае. Др.-инд. материалисты — чарваки, видели добро в отсутствии страдания, в достижении чувств, удовольствий. Они отвергали религ. воззрения о божеств, происхождении добра. В этом же направлении развивали учение о добре др.-кит. материалисты. Так, Ян Чжу понимал добро как осуществление человеком его природных склонностей. В др.-кит. философии диалектика Д. и 3. была отмечена Лао-цзы, к-рый говорил: «Когда все люди узнают, что красивое является красивым, появляется и безобразное. Когда [все] узнают, что добро является добром, возникает и зло» («Дао-дэ-цзин», § II; цит. по кн.: Ян Хин-шун, Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М.—Л., 1950, с. 116). В др.-греч. философии диалектику Д. и 3. развивали Гераклит, Демокрит и др. Гераклиту, напр., принадлежит высказывание: «Болезнь приятным делает здоровье, зло — добро, голод — насыщение, усталость — отдых» (фрг. 111; цит. по кн.: «Материалисты древней Греции», М., 1955, с. 51). Развивая это положение, Демокрит писал: «... от чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла...» (фрг. 301, там же, с. 156). Большое значение проблема Д. и 3. занимает в философии Сократа. По мнению Сократа, зло является случайностью, к-рую человек совершает по незнанию, путая добро со злом. «... Поступающие зло и дурно,— говорил Сократ,— делают это не добровольно» (Prot. 345 Д). Средством против зла Сократ считал знание. Платон развивал идеалистич. концепцию Д. и 3. По Платону, добро относится к миру идей, а зло — ко всему чувственному, видимому, изменчивому. Утверждая, что «невозможно исчезнуть злу» (Theaet. 176, а), оп считал зло такой же реальностью, как и добро. Материалистич. этика Др. Греции рассматривала добро как удовлетворение естеств. потребностей человека. Эпикур, напр., видел высшее благо в разумном наслаждении. Проблемы Д. и 3. занимают большое место также в этике и философии Аристотеля (см. Met., IX, 9 1051 а 12-21). Христианство, с его назидательно-спекулятивной этикой, не могло пройти мимо проблемы Д. и 3. Согласно христианской этике, идея высшего добра, summum bonum, воплощена в боге. С др. стороны, проблема зла вызвала в христианстве множество трудностей и противоречий. Камнем преткновения для христианских теологов являлась невозможность совместить наличие зла в мире с легендой о том, что мир якобы создан и направляется всемогущим и всеблагим существом — богом. Это противоречие задолго до возникновения христианства было отмечено уже в древности. «Бог,— говорил Эпикур,— или хочет устра- 28 ДОБРО И ЗЛО нить зло и не может, или может, по не хочет, или и не хочет, и не может, или же хочет и может. Если он хочет, и не может — он бессилен, а таковым бог быть не может. Если может, но не хочет — он завистлив, что тоже чуждо божеству. Если не хочет и не может — он бессилен и завистлив, а следовательно он не бог. Если же он и хочет, и может, что единственно пристало божеству, то откуда возникает зло? Или почему бог ею не устранит?» («Epicurea», ed. H. tJsener, Lpz., 1887, p. 253). Отцы церкви, пытаясь скрыть это противоречие, вынуждены были утверждать, что зло происходит не от бога, а от человека, якобы злоупотребляющего своей свободой воли. Признавая существование и даже необходимость зла, христианство приписывало зло «врожденной греховности» людей. Зло не имеет никакого реального существования, являясь просто небытием, «лишением добра», подобно тому, как мрак является отсутствием света (см. Иоанн Дамаскин, Поли. собр. твор., т. 1, СПБ, 1913, с. 331—32). Так же и для Фомы Аквинского зло реально не существует, являясь всего-навсего отблеском добра: «Ничто не может быть в своем существе злом. Доказано, что всякое существо, поскольку оно есть существо, является добром и что зло существует только как [составная] часть добра» («Summa theolo-gica», I, В 49, аЗ). В последующем попытки устранить противоречия, вытекающие из признания зла в мире и «всеблагости» бога, привели к созданию религ.-филос. теории теодицеи (оправдание бога) Мальбранша и Лейбница. Религ. учения о зле тесно связаны с представлениями о дьяволе. Дьявол в христианской этике имеет двойственное значение. С одной стороны, он враг бога, воплощение злых и темных сил, и с другой стороны — он его союзник, своего рода карательный орган при боге, наказывающий грешников. Двойств, природа дьявола стала предметом многочисл. народных преданий о Мефистофеле, Вельзевуле и т. д. Рационалистич. философия нового времени выступила против ср.-век. понимания Д. и 3. Гоббс, напр., утверждал, что вне человеч. познания не существует никакого зла и никакого добра. «... Никакое общее правило насчет того, что есть добро и что зло не может быть взято из природы самих объектов, а устанавливается или каждым отдельным человеком в отношении своей личности (там, где нет государства) или (в государстве) лицом, представляющим государство...» («Левиафан», М., 1936, с. 66). Такую же позицию занимал и Спиноза: Д. и 3., по его мнению, «... не показывают ничего положительного в вещах, если их рассматривать самих в себе, и составляют только модусы мышления, или понятия, образуемые нами путем сравнения вещей друг с другом» (Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 523). Франц. материалисты и просветители 18 в. (Вольтер, Гельвеций, Дидро и др.) провозгласили интересы человеч. личности осн. критерием различения Д. и 3. Они учили, что вещи сами по себе не являются ни добром, ни злом, такими они становятся лишь в отношении к человеку. Отождествляя добро с пользой, они считали, что каждый человек стремится к добру. Причина зла, по их мнению,— отсутствие Правильного воспитания, невежество, неравенство; установление разумного законодательства приведет к устранению зла и торжеству добра. В 18 в. соотносительность категорий Д. и 3., переход их одно в другое показал англ. философ Мандевиль. В своем соч. «Басне о пчелах» (1705) он указал на то, что зло в совр. ему бурж. обществе выступает в качестве двигателя историч. прогресса. «То, что мы называем в этом мире злом, как моральным, так и физическим,— писал Мандевиль,— является тем великим принципом, который делает нас социальными существами, является прочной основой, животворящей силой и опорой всех профессий и занятий без исключения; здесь должны мы искать истинный источник всех искусств и наук; и в тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок, если не разрушиться совсем» (цит. по кн.: К. Маркс, Теории прибавочной стоимости, ч. 1, 1955, с. 372). Маркс высоко оценивал это высказывание Мандевиля, считая его самого «... бесконечно смелее и честнее проникнутых филистерским духом апологетов буржуазного общества» (там же). Большое место вопрос о добре и зле занимает в философии Канта. Согласно Канту, человек обладает двойственной природой: как разумное, познающее существо он принадлежит царству свободы, однако как чувствующее существо, включенное в сферу действия законов необходимости, человек подвержен слабостям, испорченности и т. д. Поэтому, согласно Канту, в мире феноменальном существует «вечное зло», к-рое может быть преодолено только воспитанием, культурой, религией и моралью. Выполнение осн. нравств. принципа — категорического императива — означает победу нравств. воли над злом. Диалектич. соотношения Д. и 3. историч. роль морального зла вскрыл Гегель. «Если зло есть т о ж е, что и добро,— писал Гегель в „Феноменологии духа",— то именно зло не есть зло, а добро не есть добро, а то и другое, напротив, сняты... В какой мере следует сказать, что согласно этому своему понятию добро и зло,— т. е. поскольку они — не добро и не зло — суть одно и то ж е,— в такой же мере, стало быть, следует сказать, что они не одно и то же, а попросту разное;... — Лишь оба эти положения завершают целое, и утверждению и заверению первого должно с непреодолимой непреклонностью противостоять отстаивание второго;... Истиной обладает не то или другое, а именно их движение...» (Соч., т. 4, М., 1959, с. 415—16). Оценивая высказывания Гегеля о зле, Энгельс отметил, что «у Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития» («Людвиг Фейербах...», 1953, с. 30). В этом, по мнению Энгельса, Гегель стоял несравненно выше, чем Фейербах (см. там же, с. 30—31). Диалектич. концепция Д. и 3. отражена и в творчестве Гёте. У Гёте зло рассматривается по отношению к познанию. В 1-й части Фауста, изображая зло в образе Мефистофеля, Гёте рассматривает его как отрицание, сомнение — необходимый момент дерзкого движения к познанию истины, как иронию над иллюзиями, слепыми идеалами, как злую силу, срывающую прекрасное покрывало с горькой истины. Во 2-й части Фауста проблема зла поставлена уже в отношении к историч. прогрессу. Гёте в основе прогресса увидел труд, практическую деятельность, а зло связал с силами препятствий и разрушения в поступательной деятельности людей, к-рая преодолевает их. Это была концепция, к-рая вобрала в себя достижения романтич. мысли, признавшей объективность зла и схватившей диалектику превращения добра в зло и наоборот. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |