|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Докритический период. 7 страница444 КАПИТАЛИЗМ ный пакет акций позволяет распоряжаться огромной массой чужих средств, вложенных в акции. В нач. 20 в. для контроля над акционерным обществом необходимо было иметь не менее 40% акций, в 50—60-е гг. достаточно 10% и даже 5%. Распоряжение чужими капиталами приносит монополиям гигантские прибыли. Так, личные сбережения в банках дают 2—5% дохода в год, акции — 4—12% дивиденда, а крупные капиталовложения, обеспечивающие контроль над компаниями,— 25—30%. Распространение акционерной формы вызвало к жизни бурж. апологетич. теорию «демократизации капитала» и ее новейший вариант — теорию «народного капитализма». Разоблачая эту теорию, Ленин писал: «„Демократизация" владения акциями, от которой буржуазные софисты и оппортунистические „тоже-социал-демократы" ожидают (или уверяют, что ожидают) „демократизации капитала", усиления роли и значения мелкого производства и т. п., на деле есть один из способов усиления мощи финансовой олигархии» (Соч., т. 22, с. 216). С переходом к империализму происходят определенные сдвиги в классовой структуре общества. Господство фин. капитала персонифицируется в финансовой олигархии — крупной монополистич. буржуазии, к-рая подчиняет своему контролю подавляющую часть нац. богатства капиталистич. стран и присваивает себе в форме монопольно высокой прибыли и всякого рода спекулятивных доходов львиную долю совокупной прибавочной стоимости. Темпы накопления богатств в руках фин. олигархии чрезвычайно ускоряются. С 1935 по 1955 активы восьми крупнейших финансово-монополистич. групп США выросли с 61 до 218,5 млрд. долл. Фин. олигархия становится все более узким слоем класса капиталистов. В США 0,1% населения сосредоточивает в своих руках 35% всего акционерного капитала, в Англии 0,2% — четверть нац. богатства. Господствующая в экономике США верхушка буржуазии составляет 15—20 тыс. чел. В Зап. Германии в состав финансовой олигархии входит ок. 30 тыс. чел., а верхушка ее немногим превышает 5 тыс. чел. Свойственное К. отделение капитала-собственности от капитала-функции при империализме достигает громадных размеров. Финансово-пром. короли передают главные функции по управлению произ-вом в руки доверенных лиц, сохраняя за собой лишь верховный контроль. В этом явлении наглядно выступает паразитизм фин. олигархии. По своему месту в системе обществ, произ-ва, отношению к капиталистич. собственности и способам получения доходов высший слой управляющих входит в класс капиталистов, а его верхушка примыкает к финансовой олигархии. Процесс отделения капитала-собственности от капитала-функции нашел апологетич. истолкование в бурж. теории «революции управляющих» («менеджеров»), представляющих собой якобы новый прогрессивный революц. класс, к-рому принадлежит будущее. Монополизация власти фин. олигархией ведет к уменьшению экономич. и политич. веса немонопо-листич. и средней буржуазии. Посредством монопольных цен и перераспределения нац. дохода в свою пользу фин. олигархия присваивает часть прибыли немонополистич. и средней буржуазии, вызывая растущее недовольство с ее стороны гнетом монополий. Существ, изменения происходят в численности И составе рабочего класса. На рубеже 20 в. в развитых капиталистич. странах насчитывалось св. 30 млн., а в нач. 50-х гг. св. 160 млн. наемных рабочих. Численность наемных работников во всех несоциалистич. странах составила ок. 300 млн. чел. Уменьшилась доля неквалифицированных и выросла доля обученных рабочих. Удельный вес неквалифицированных рабочих в США сократился с 34,9% в 1900 до 15,3% в 1957, а обученных вырос за этот период с 35,8% до 50,6%. Появился слой рабочих—техников, управляющих сложными машинами, слой конторских и торговых работников. С ростом технич. прогресса, расширением сферы обслуживания и ростом бюро-кратич. гос. аппарата в огромной степени увеличились численность и удельный вес служащих. В 1891 на каждую тысячу занятых в США приходилось 60 служащих, а в 1960—350. Как и рабочие, занятые физич. трудом, большинство служащих-пролетариев нефи-зич. труда лишены средств произ-ва, вынуждены продавать свою рабочую силу капиталистам, почти не отличаются от рабочих по уровню доходов и в такой же степени подвержены угрозе безработицы. Рост удельного веса работников умств. труда в составе самодеят. населения буржуазно-реформистская апологетика пытается выдать за появление «нового среднего класса» (см. Нового среднего класса теория), к-рый якобы непрерывно растет, вытесняет и поглощает буржуазию и пролетариат и составляет социальную базу «нового бесклассового общества». За счет монопольных сверхприбылей и эксплуатации колоний фин. олигархия подкупает известный слой рабочего класса — рабочую аристократию и бюрократию, на к-рые она опирается в проведении буржуазно-реформистской политики. Крупные изменения происходят и в средних слоях населения. Численность крестьян-фермеров в развитых капиталистич. странах сокращается абсолютно. Слой городских мелких производителей размывается и разоряется, не выдерживая конкуренции с крупным капиталом. Мелкие торговцы все более попадают в зависимость от монополий оптовой и розничной торговли. В сфере услуг мелкие хозяйчики опутываются банковским кредитом. В целом численность и экономич. роль мелкой буржуазии непрерывно падают. Этот процесс в известной мере скрадывается за счет массового обновления (разорения и появления) мелких хозяйств. Растущую часть средних слоев составляют лица свободных профессий и чиновники гос. аппарата. Изменения в классовой структуре эпохи империализма наглядно подтверждают тезис Маркса о прогрессирующей поляризации капиталистич. общества на два осн. класса — буржуазию и пролетариат, причем относит, численность буржуазии падает, а рабочего класса увеличивается. В 1870 доля «самостоятельных» (включая мелкую буржуазию) составляла в США 30% самодеят. населения, а в 1954— 13%, напротив, удельный вес лиц наемного труда вырос в США до 82%, в Англии — до 93%. При этом доля буржуазии не превышает 1,5—2%. Марксистско-ленинский вывод об усилении паразитизма и загнивания К. в эпоху империализма подтверждается всем ходом историч. развития. К. сковывает развитие совр. производит, сил. Монопольная сверхприбыль в значит, степени лишает капиталиста побуждений к технич. прогрессу. Возникает тенденция к застою, к торможению развития производит, сил. Но развитие производит, сил не прекращается. В конкурентной борьбе монополии, располагающие огромными средствами, имеют более благоприятные возможности для проведения дорогостоящих науч. исследований п внедрения их в произ-во, чем немонополизированные и средние капиталисты. «Было бы ошибкой думать, что эта тенденция к загниванию исключает быстрый рост капитализма; нет, отдельные отрасли промышленности, отдельные слои буржуазии, отдельные страны проявляют в эпоху империализма с большей или меньшей силой то одну, то другую из этих тенденций» (Ленин В. И., там же, с. 286). КАПИТАЛИЗМ 445 Империализм означает переход от бурж. демократии к реакции и насилию по всем линиям, как во внутренней, так и во внешней политике. Фин. капитал стремится не к свободе, а к господству. Монополии стремятся уничтожить или до предела урезать демократич. права трудящихся масс, завоеванные десятилетиями ожесточ. классовой борьбы. Крайней формой политич. реакции является фашизм — открытая террористич. диктатура наиболее реакц., шовинистич. и авантюристич. элементов фин. олигархии. Усиление реакции проявляется и в милитаризации, к-рая пронизывает все стороны экономич. и политич. жизни империалистич. государств. Политич. реакция есть следствие обострения всех противоречий К., стремления монополий любыми средствами сохранить свою власть. В свою очередь, она еще больше обостряет эти противоречия, вызывает сплочение и сопротивление трудящихся масс. «Капитализм вообще и империализм в особенности превращает демократию в иллюзию — и в то же время капитализм порождает демократические стремления в массах, создает демократические учреждения, обостряет антагонизм между отрицающим демократию империализмом и стремящимися к демократии массами» (Ленин В. И., Соч., т. 23, с. 13). Самым чудовищным порождением монополистич. стадии К. являются империалистич. войны, вызываемые борьбой за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала — борьбой за передел поделенного мира. Природа империализма обусловливает неизбежность борьбы за мировое владычество, к-рая выливается в форму империалистич. войн. Эти войны были неизбежны, пока империализм безраздельно господствовал во.всем мире. В домонополистич. эпоху К. развивался по восходящей линии. В эпоху империализма К. развивается по нисходящей линии. «Понятно, почему империализм есть умирающий капитализм, переходный к социализму: монополия, вырастающая из капитализма, есть уже умирание капитализма, начало его перехода в социализм» (там же, с. 96). Гигантски обобществляя произ-во, монополистич. К. создает материальные предпосылки социализма.К. гибнет под ударами социалистич. революции, к-рая сначала победила в одной стране. В дальнейшем всемирно-историч. процесс смены К. социализмом протекает в виде отпадения все новых стран от каииталистич. системы. Гибель К. заполняет целую историч. полосу, представляющую собой общий кризис К., к-рый охватывает экономику, политику, идеологию, культуру К. Ленинская теория империализма и основанная на ней новая теория социалистич. революции выдержали величайшую историч. проверку. Победа Великой Октябрьской социалистич. революции в России положила начало новой эпохе, осн. содержанием к-рой является революц. переход от К. к социализму. Начался процесс «краха капитализма во всем его масштабе и рождения социалистического общества» (Соч., т. 27, с. 106). К. перестал быть единой и всеохватывающей системой хозяйства. Рост сил социализма ведет к обострению и углублению внутр. антагонизмов капиталистич. общества и оказывает все более глубокое воздействие на ход его развития. Борьба двух систем стала главным содержанием истории человечества. В процессе своего развития монополистич. К. перерастает в гос.-монополистич. К. (ГМК). Объективной основой, на к-рой происходит это перерастание, является концентрация произ-ва и централизация капитала в руках монополий, ведущая к всестороннему росту обобществления произ-ва. Гигантское обобществление произ-ва создает возможность для широкого осуществления контроля монополистич. капитала над экономикой путем вмешательства бурж. государства в экономич. жизнь. «Мировые войны и экономические кризисы, милитаризм и политические потрясения ускорили перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический» (Программа КПСС, 1961, с. 26). Сущность ГМК заключается в том, что, усиливая власть монополий над жизнью нации, гос.-монополистич. К. соединяет силу монополий с силой гос-ва в единый механизм в целях обогащения монополий, подавления рабочего движения и нац.-освободит, борьбы, спасения капиталистич. строя, развязывания агрессивных войн. В условиях ГМК бурж. гос-во активно вмешивается в процесс воспроизводства в интересах господствующих монополий, беря в свои руки, в зависимости от конкретных историч. условий, отд. предприятия и целые отрасли, осуществляя всякого рода мероприятия по регулированию важных сфер хоз. жизни. Регулирующие мероприятия бурж. гос-ва, огосударствление отд. отраслей экономики осуществляются в интересах фин. олигархии, нередко в ущерб другим группам буржуазии. В этом состоит экономич. содержание ГМК. Наиболее завершенной формой ГМК, выражающей последнюю степень обобществления, возможную при К., является огосударствление — бурж. национализация предприятий. Важной формой проявления ГМК являются гос. финансы и в первую очередь гос. бюджет, огромный рост к-рого находится в прямой связи с войнами и милитаризацией, разбуханием гос.-бюрократич. аппарата, усилением предпринимательской и кредитной деятельности гос-ва. В области взаимоотношений между трудом и капиталом гос. регулирование служит орудием усиления эксплуатации и ограбления трудящихся, орудием разрешения конфликтов в пользу монополий. Монопольная прибыль приобретает определ. видоизменения. Она присваивается теперь не только посредством эксплуатации потребителей через монопольные цены, но и путем перераспределения нац. дохода через гос. бюджет. Бурж. гос-во, представляя интересы господствующих групп фин. капитала, опирается в своей деятельности на их совокупную мощь. Происходит все большее переплетение, сращивание и слияние аппарата крупнейших монополий с аппаратом гос-ва, одной из важнейших форм к-рого является личная уния. Магнаты капитала и гос. чиновники постепенно сливаются в единый слой, связанный общими экономич. и политич. интересами фин. капитала. ГМК достигает особенного развития в обстановке войны и милитаризации экономики. Осн. массу гос. заказов получают крупнейшие монополии, к-рым гос-во предоставляет крупные субсидии и налоговые льготы. Часть произ-ва ориентируется на гос. рынок. «Когда капиталисты работают на оборону, т. е. на казну, это уже — ясное дело — не „чистый" капитализм, а особый вид народного хозяйства. Чистый капитализм есть товарное производство. Товарное производство есть работа на неизвестный и свободный рынок. А „работающий" на оборону капиталист „работает" вовсе не на рынок, апо заказу казны, сплошь и рядом даже на деньги, полученные им в ссуду от казны» (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 51). Бурж., реформистские и ревизионистские экономисты и социологи пытаются замазать реакционную и эксплуататорскую природу и характер ГМК, стремясь доказать, что гос-во якобы в качестве надклассового органа становится арбитром между трудом и капиталом, что ГМК означает мирное врастание К. в социализм., Совр. буржуазные экономисты выдают ГМК за некий «народный капитализм», к-рый якобы не содержит присущих К. противоречий и является 446 КАПИТАЛИЗМ шагом на пути к обществу, осуществляющему социальную справедливость.Реформисты и ревизионисты выдвигают идею о том, что гос. вмешательство, якобы сужая базу экономия, мощи фин. капитала, открывает эволюц. путь преобразования К. в социализм. Теоретики «регулируемого капитализма» (Кейнс п его последователи), признавая пороки стихийного рыночного механизма капиталистич. регулирования, изображают гос. вмешательство в экономику как средство, к-рое якобы может избавить К. от кризисов и безработицы, обеспечить полную занятость. Аполо-гетич. теория «смешанной экономики» утверждает, что в условиях возрастающей роли гос-ва в экономике переплетаются капиталистич. и социалистич. формы, причем последние якобы берут верх. Реформистская теория «государства всеобщего благоденствия» утверждает, будто бы рост расходов гос-ва на нек-рые социальные нужды преобразовывает капиталистич. характер экономики, обеспечивая всем трудящимся растущее благосостояние. Жизнь разоблачает все эти измышления. ГМК не меняет природы империализма, не изменяет положения осн. классов в системе обществ, произ-ва, не ведет к перестройке экономики К. Еще более обостряется конкурентная борьба между монополиями, в частности за гос. заказы, субсидии и налоговые льготы. Оказывая воздействие на процесс воспроизводства, ГМК не устраняет анархии произ-ва и кризисов. Гос. регулирование не может обеспечить планомерного развития х-ва в масштабах общества, ибо основой производства остается капиталистич. собственность на средства произ-ва. «...Самой распространенной ошибкой является буржуазно-реформистское утверждение, будто монополистический и государственно-монополистический капитализм уже не есть капитализм, уже может быть назван „государственным социализмом" и тому подобное» (Л е и и н В. П., там же, с. 414). ГМК ведет к дальнейшему обобществлению произ-ва и собственности, максимально возможному в условиях К. Тем самым до крайности обостряется и углубляется осн. противоречие К. Создавая объективную возможность управления произ-вом из единого центра, ГМК делает все более очевидной неизбежность смены К. социализмом. ГМК расшатывает и подрывает священный для буржуазии принцип частной собственности, наглядно демонстрируя ненужность капиталистов для функционирования нар. х-ва. «...Государственно-монополистический капитализм есть полнейшая м а-териальная подготовка социализма, есть преддверие его, есть та ступенька исторической лестницы, между которой (ступенькой) и ступенькой, называемой социализмом, никаких промежуточных ступеней нет» (там же, с. 333). 20 век ознаменовался началом новой научно-технич. революции. Буржуазно-реформистские социологи пытаются представить дело так, будто научно-технич. революция повлекла за собой революцию социальную, т. н. «вторую промышленную революцию». Они говорят об «эре изобилия», об устранении противоречий К. Однако производств, отношения К. слишком узки для научно-технич. революции. Новый этап в развитии науки и техники еще более обостряет все противоречия К. В известные промежутки времени обновление осн. капитала, углубление специализации произ-ва и прогресс в разделении труда на базе новой техники могут увеличивать спрос и вести к нек-рому расширению рынка. Однако К. бессилен решить проблему рынка, ибо его закономерностью является отставание платежеспособного спроса трудящихся от роста произ-ва, а это в свою очередь ведет к замедлению темпов развития произ-ва. «Монополистический капитал в конечном счете обрек буржуазное общество на низкие темпы развития производства, едва опережающие в ряде стран рост населения. Значительная часть производственных мощностей остается незагруженной, в то время как за воротами предприятий — миллионы безработных» (Программа КПСС, 1961, с. 28). Закон неравномерности экономич. и политич. развития К. обусловливает изменения в соотношении сил между империалистич. гос-вами, обостряет противоречия и борьбу между ними за увеличение своей доли в общей массе прибавочной стоимости. В обстановке общего кризиса К. экономический, а вслед за тем политический и воен. центр империализма переместился из Европы в США. Возродились старые и возникли новые узлы межимпериалистич. противоречий. Осн. противоречие совр. мира — между социализмом и К.— не снимает соперничества между враждебными капиталистич. группировками, к-рое проявляется в раздроблении на замкнутые зоны типа «Общего рынка» и «зоны свободной торговли», в создании таможенных перегородок, острой конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала. 20 век ознаменовался двумя мировыми войнами, к-рые втянули в свою орбиту почти все население земного шара. 60 млн. человеч. жизней, колоссальные разрушения — вот цена, к-рую заплатило человечество за то, чтобы буржуазия могла сохранить свое господство и накапливать богатства. Вопрос о войне и мире является осн. вопросом современности. Агрессивная природа империализма не изменилась. Империалистич. лагерь готовит страшное преступление против человечества — мировую термоядерную войну. Но в совр. эпоху произошло коренное изменение соотношения сил на мировой арене в пользу лагеря социализма, вокруг него создалась зона мира, в к-рую входит большое число несоциалистич. гос-в. В совр. эпоху нет уже фатальной неизбежности войны. Объединенными усилиями мирового социалистич. лагеря, междунар. рабочего класса, нац.-освободит, движения, всех стран, выступающих против войны, и всех миролюбивых сил мировую войну можно предотвратить. Гл. отличит, чертой совр. эпохи является превращение социалистич. системы в решающий фактор развития человеч. общества. В развитии общего кризиса капитализма наступил новый этап. Своеобразие этого этапа состоит в том, что он возник не в связи с мировой войной, а в обстановке соревнования и борьбы двух систем (см. Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, 1960, с. 14). Для нового, третьего этапа общего кризиса капитализма характерна победа нац.-освободит, революций, в результате к-рых за 15 послевоенных лет па месте бывших колоний империалистич. держав возникло св. 40 новых суверенных гос-в. Нар. массы все более убеждаются, что наилучший путь ликвидации вековой отсталости зтих стран — путь некапиталистического, социалистич. развития. Но приходящая к власти нац. буржуазия для сохранения К. склонна к соглашательству с империализмом и феодализмом. Совр. К. в слаборазвитых странах характеризуется сохранением сильной экономич. зависимости от иностр. капитала и остатками феод, отношений. Особенностью развития этих стран является большая роль гос-ва во всех областях экономич. жизни. Поскольку гос. К. в этих странах имеет антиимпериа-листич. направленность, он играет прогрессивную роль и отличается от реакц. гос.-монополистич. К. Общенац. демократич. задачами в этих странах становится укрепление политич. самостоятельности, проведение аграрных преобразований в интересах крестьянства, ликвидация остатков и пережит- КАПИТАЛИЗМ 447 ков феодализма, выкорчевывание экономия, корней господства империализма, создание и развитие нац. пром-стп, повышение жизненного уровня населения, демократизация обществ, жизни, осуществление независимой миролюбивой внешней политики, развитие экономич. и культурного сотрудничества с социали-стпч. и др. дружеств. странами. Во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, имеются благоприятные условия для образования независимого гос-ва нац. демократии (см. Национальной демократии государство). Социализм по всем направлениям доказал свои преимущества перед К. Идеи социализма завоевывают массы в каииталистич. странах. Вместе с тем враги социализма усиливают антикоммунистич. клевету и пропаганду. В этих условиях огромное значение приобретает коллективный опыт политич. и идеологич. борьбы междунар.коммунистич. движения. Важным событием в истории междунар. рабочего движения явилось Совещание коммунистич. и рабочих цартий в 1960 (см. Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, 1960). Выдающееся значение имел XXII съезд КПСС (1961), положивший начало новой главе в истории человеч. общества — непосредств. построению коммунизма. 'Программа КПСС, явившаяся результатом коллективного творчества партии,— важнейший вклад в марксистско-ленинскую теорию. В решениях съезда вскрыты гл. тенденции и закономерности развития общества в совр. эпоху — эпоху перехода человечества от капитализма к социализму. Программа КПСС подчеркивает, что К.— последний эксплуататорский строй, превратившийся в величайшую преграду на пути обществ, прогресса. В ней дается глубокий анализ кризиса мирового К., роли междунар. рабочего движения, значения нац.-осво-бодпт. борьбы. В совр. условиях борьба рабочего класса во главе с коммунистич. партиями за полную ликвидацию К., за социализм поднимается на новую ступень. Против империалистич. гнета и эксплуатации объединяются все силы социального прогресса, к-рым принадлежит будущее. Народы, строящие социализм и коммунизм, революц. движение рабочего класса в капиталистич. странах, нац.-освободит, борьба угнет. народов, общедемократич. движения — все эти великие силы современности сливаются в один общий поток, подмывающий и разрушающий мировую империалистич. систему. В центре совр. эпохи стоит междунар. рабочий класс и его главное детище — мировая система социализма. Они являются залогом победы в борьбе за мир, демократию, нац. освобождение, социализм и прогресс человечества. Г. Ардаев, М. Волков. Москва. Капитализм и буржуазная культура. Противоречия буржуазной культуры. Каждая обществ, формация имеет свой исто-рич. закон духовного развития. Есть атмосфера, к-рой дышит обществ, организм, особый климат, в к-ром растут материальные отношения определ. типа, печать своеобразия, присущего в данных условиях всей политич. жизни, нравств. понятиям, предметам искусств, среды. Подчиняясь известному закону, формы обществ, сознания воспроизводят устройство самого общества и в свою очередь являются для него идеальной питат. средой. Этот «дух эпохи» (по терминологии старой философии истории) может носить застойный характер, или, наоборот, — более динамический и революционный. Общество патриархальное, основанием к-рого служат тысячи неподвижных, застывших в традиц. рамках сел. общин, создает привычку к одним и тем же формам духовной жизни, к-рые представляются вечными. Такова идеология восточного строя, азиатского строя, по выражению Ленина (см. Соч., т. 17, с. 31), основа нравств. метафизики, постоянно повторяющей с нек-рыми изменениями свои мотивы и на Востоке, и на Западе. Напротив, духовная жизнь эпохи К. развивается по другому закону. «Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть. Все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется, и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами па свое жизненное положение и свои взаимные отношения» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 427). Хотя падение старых иллюзий в процессе развития К. было достигнуто самыми жестокими и грязными средствами, классики марксизма считали историч. роль буржуазии в высшей степени революционной. Эта революционность носит объективный характер, независимый от сознания самой буржуазии. Гл. заслугой К. в прошлом было разрушение феодально-патриархальной ограниченности. К. освободил значит, часть населения от убожества деревенской жизни. Открытие новых материков, изобретение книгопечатания и телескопа, впервые наглядно столкнувшего человека с увлекательной для фантазии проблемой бесконечности мира,— все это дело бурж. эпохи. Техника при К. прошла сказочный путь от ремесленного молотка до пара и электричества. «Буржуазия показала, что грубое проявление силы в средние века, вызывающее такое восхищение у реакционеров, находило себе естественное дополнение в лени и неподвижности. Она впервые показала, чего может достигнуть человеческая деятельность. Она создала чудеса искусства, но совсем иного рода, чем египетские пирамиды, римские водопроводы и готические соборы; она совершила совсем иные походы, чем переселение народов и крестовые походы» (там же). В рамках частной собственности К. развивает материальные условия для будущего коммунистич. мира. Но дело не только в развитии производит, сил, мировых сношений, науки и техники. Главное состоит в том, что бурж. способ произ-ва вызвал к жизни рабочий класс, способный овладеть этим обществ, богатством, построить новое, коммунистич. общество. Без великого коммунистич. переворота все гигантские силы, созданные при К., обращаются против самого общества. Так, материальное произ-во всегда находится под угрозой катастрофы вследствие периодич. кризисов и разрушит, войн; духовный прогресс совершается неравномерно, сопровождаясь ростом невежества и морального одичания. Все эти черты упадка, вытекающие из сохранения частной собственности на средства произ-ва, уже в сер. 19 в., по словам Маркса, превзошли ужасы последних времен Римской империи (см..там же, т. 12, с. 3). Тем более это справедливо в наст, время, когда К. стал величайшей преградой для обществ, прогресса (см. Программа КПСС,1961, ч.1, §1). Упадок бурж. культуры не совершается равномерно. Особенно в области естествознания и техники еще возможны большие достижения (в основном там, где наука связана с военным произ-вом), но в целом, по свидетельству таких наблюдателей, как Т. Манн, Голсуорси, Хемингуэй, Г. Грин и др. честных зап. писателей, кривая духовной жизни в бурж. мире 20 в. неизменно стремится вниз. 448 КАПИТАЛИЗМ Формы сознания, соответствующие капиталистическому способу производства. Формы бурж. сознания содержат в себе известную слепоту, систему иллюзий, вытекающих из экономии, отношений бурж. способа произ-ва. К. с его принципом частного интереса, развитием науки и рациональной организации производств, цроцесса в рамках отд. предприятия изгоняет наивные понятия более ранних обществ, форм, детские суеверия подавленного трудом крестьянина. Но вместе с тем К. снова, и притом в громадной степени, запутывает все человеч. отношения, окружая их туманом ложных представлений, коренящихся в фетишизме товарного мира. Экопомич. силы, не подвластные обществ, контролю, находятся как бы за пределами разума; неведомым путем приводят они человека к богатству либо опускают его в бездну нищеты. Возможности обогащения, конечно, весьма ничтожны для большинства людей и почти исключены для «маленького человека» в эпоху конкуренции между гигантскими монополиями. Но тем более раздуваются эти возможности бессовестной рекламой и бульварной печатью. Сознат. обман, спекуляция н-а обществ, наивности приносят прибыль издателю или продюсеру, делающему фильмы с обязательным «счастливым концом»; они способствуют укреплению такого обществ, порядка, к-рый выгоден классу капиталистич. собственников. При анализе частной собственности у Маркса мы встречаем слово «отчуждение». В философии Гегеля это понятие имеет чисто умозрит. смысл с налетом мистификации, несмотря на гениальность осн. догадки. В марксизме понятие отчуждения носит совершенно иной — науч. характер. Растущая угроза чуждых человеку сил — не козни дьявола, не отчуждение «мирового разума», а реальный экономич. процесс. Обществ, связи между людьми в товарном обществе реализуются стихийно и принимают характер веществ, отношений. Поэтому отношения людей друг к другу представляются им чуждыми силами, враждебными человеку, причудливыми и коварными. Недаром чёрту случается перехитрить самого бога и недаром в фольклоре именно чёрт — царь золота. «... Чудеса и привидения» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 82) характерны для всех жизненных сфер бурж. общества, где предъявляет свои права частная собственность и действует ничем не скованная власть денег. Деньги являются' наиболее общей и поражающей человеч. воображение силой мира частной собственности. Они обладают удивит, особенностью. Деньги дают возможность их владельцу присоединить к своей личности те качества, к-рыми она по природе не обладает. За деньги покупаются слава, любовь, красота окружающей обстановки и все преимущества, создающие монополию личного развития. Все это имеет громадные последствия для обществ, морали. Великие писатели бурж. эпохи — Стендаль и Диккенс, Достоевский и Толстой, посвятили критике бурж. отношений замечат. страницы. В сильных, ужасных, часто уродливых образах рисует «Человеческая комедия» Бальзака, как богатство дает возможность глупцу прослыть разумным, а негодяю — почтенным человеком, как люди вынуждены продавать за деньги свою красоту, талант, личное достоинство, ибо и тело, и душа человека вовлекаются в адский котел всеобщей «купли-продажи». Даже в уме владельца капитала, свободного от ужасов нищеты, его собств. деньги — чуждая сила, требующая постоянного служения. Богатство делает человека «независимым» только в материальном смысле, духовно оно порабощает его, ставит на нем свое клеймо, делает его мучеником накопления или превращает в тупого потребителя. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.) |