АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИНДОНЕЗИЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Читайте также:
  1. Ваша первая мысль о том, что некто для вас вреден
  2. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения
  3. Коллективная или общественная собственность
  4. Неотомизм - философская школа в католицизме
  5. Общественная жизнь
  6. Педагогическая мысль России XVIII века (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев).
  7. Социально-философская мысль эпохи Возрождения
  8. Философская система Аристотеля.
  9. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.

Яве п в прибрежных районах Суматры. Этот период характеризуется постепенным ослаблением влияния выходцев из Индии на обществ, и культурную жизнь Индонезии. В конце 10 в. на Вост. Яве происходит кодификация яванского законодательства, развивает­ся лпт-ра на явапскнх языках. Первыми яванскими лит. памятниками были переводы отд. частей инд. эпоса Рамаяны (в 9 в.) и Махабхараты (в 11 в.). Однако постепенно яванские переводчики и поэты все менее строго придерживаются текстов оригиналов. В 12 в. при переводе одной из частей Махабхараты — «Бхаратайодхи», получившей на Яве название «Бра-та-джуда», переводчик, заимствовав лишь сюжет инд. эпоса, фактически создал новое, оригинальное произ­ведение, в к-ром действие происходит в Индонезии. В сер. 14 в. буддийский монах Пропанка составил оду «Нагаракертагама», прославляющую подвиги яванского короля Картанагара; в ней содержатся ценные сведения о социальных условиях Индонезии, о религии и идеологии страны. В 14 в. в Индонезии на­чинает распространяться ислам, занесенный сюда из Индии. Дальнейшему распространению ислама в Индо­незии способствовало проникновение на архипелаг европейцев, совпавшее с распадом гос-ва Маджапахит в 16 в. Захват португальцами ряда опорных пунктов на Молуккских о-вах побудил многих индонез. фео­далов перейти в ислам для организации совместного отпора экспансии европейцев. Процесс этот продол­жался и после того, как на смену португальцам при­шли голландцы, начавшие в конце 16 в. завоевание Ин­донезии. Тем не менее, вплоть до 19 в. влияние ислама на индонез. обществ, жизнь и идеологию было довольно поверхностным. В ислам было обращено в основном гор. население. Подавляющая масса крестьянства придерживалась старых индуистско-буддистских или еще более древних анимистич. верований. Поворот крестьянства к исламу произошел в 19 в., в результате чего к концу 19 в. подавляющее большинство на­селения страны (ок. 90%) стало мусульманским. Ис­лам оказал определенное социальное воздействие на индонез. общество. Угнетенные массы индонез. наро­да, и в первую очередь крестьянство, находят в исла­ме, и особенно в вахаббизме с его идеями социальной справедливости, идеологич. основы своей борьбы не только против голландцев, но и против собственной аристократии, помещиков и племенных вождей. Ввиду того что ислам в Индонезии проповедовался на малайском языке, распространение его по всей стране усилило значение малайского языка как обще­индонезийского. Отражением этого факта был расцвет классич. лит-ры на малайском языке в Индонезии, от­мечавшийся в 17 в.

Окончат. закабаление Индонезии Голландией привело к превращению ее в конце 19 в. в рынок сбы­та и сферу приложения капиталов метрополии. Это повлекло за собой дальнейшее усиление эксплуатации нар. масс, что вызвало стихийный подъем крест, борь­бы, нередко принимавшей форму сектантских движе­ний. Участники сектантских движений идеализиро­вали прошлое и нередко надеялись на возвращение «золотого века» после прихода мессии (рату адил).

Усиление борьбы индонез. парода вынудило голл. пр-во провозгласить в 1901 т. н. этический курс. Помимо ряда экономич. мероприятий, «этический курс» предусматривал открытие школ для детей индо­нез. чиновников и аристбкратии. В результате в стра­не образовалась прослойка интеллигенции, к-рая зна­комится с европ. лит-рой и обществ.-политич. мыслью. Изучаются произведения Руссо, Локка, социалистов-утопистов, Мадзини, Сореля и др. Из этой среды выхо­дят первые обществ, деятели, выступавшие за ослаб­ление колониального гнета, за преодоление культур­ного застоя. Гл. средством они считали распростра-


нение образования среди широких нар. масс. К числу этих деятелей относится Адженг Картини (1879— 1904), дочь яванского регента, к-рую называют пред­течей нац.-освободит, движения в Индонезии.

В начале 20 в. возрастает активность молодой нац. буржуазии, стремившейся к созданию нац. орг-ции. В 1908 по инициативе врача Вахидина Судироху-сода была основана орг-ция «Буди Утомо» («Высокая цель»), носившая просветит, характер. На 1-м конгрес­се «Буди Утомо», собравшемся в октябре 1908, было провозглашено, что целью об-ва является развитие западного и траднц. индонез. образования, возрожде­ние индонез. культуры.

Распространение в Индонезии западных социаль-но-экономич. и филос. учений и европ. системы обра­зования привело к ослаблению влияния ислама среди части населения страны. Поэтому в среде индонезий­ского мусульм. духовенства и части интеллигенции назревает стремление к модернизации религии, к при­способлению ее к изменяющимся социалыю-экономич. условиям страны. Теоретич. базой модернизации были идеи егип. религ. реформатора М. Абдо. Органи­зационно модернистское течение в Индонезии офор­милось в 1912, когда была создана религ.-просветит. орг-ция «Мухаммадия».

В 1913 возникла политич. организация «Сарекат ислам» («Союз ислама»), выражавшая в основном интересы торгово-пром. буржуазии. Однако вскоре она превратилась в своеобразный блок всех антиим-периалистич. сил Индонезии. В 1914 по инициативе участников голл. социал-демократич. движения воз­никло Социал-демократич. объединение Индонезии, к-рое вначале занималось пропагандой идей марксизма среди интеллигенции и рабочих, но вскоре наладило связи с левым крылом «Сарекат ислама» и через него оказывало существ, влияние на политику всей партии.

Новый этап в развитии нац.-освободит, борьбы в Индонезии наступил под влиянием Октябрьской ре­волюции в России. Усилилось распространение идей марксизма-ленинизма в стране, следствием чего было образование в 1920 Коммунистич. партии Индонезии, выдвинувшей лозунг полной независимости страны и возглавившей борьбу рабочего класса за гегемонию в нац.-освободит. движении индонез. народа. Подъем нац.-освободит, движения и распространение марксиз­ма-ленинизма оказали огромное влияние на идеоло­гич. жизнь страны, на развитие филос. и социологич. мысли.

Пытаясь предотвратить дальнейшее распростране­ние идей марксизма-ленинизма, модернисты стреми­лись противопоставить им идеи социальной справед­ливости и демократии, будто бы заложенные в исламе. Эти идеи модернистов послужили идеологич. основой для деятельности партии Машуми (осн. в 1943), вы­ражавшей интересы феодалов и компрадоров, к-рая выдвинула доктрину о создании в Индонезии гос-ва, основанного на принципах ислама.

Отрицат. влияние колониального ига сказалось и на состоянии филос. и социологич. мысли в Индоне­зии. До 1945 в стране не было систематич. изучения философии. Политика удушения нац. культуры, про­водимая голландцами, привела к господству в Индо­незии зап.-европ. филос. течений. Нек-рые из совр. индонез. философов, подобно богослову Хамке, полу­чившему образование в Каире, являются представи­телями религ. исламистских школ, и их взгляды от­ражают учения егип. мусульм. философов. Др. часть философов-идеалистов (А. Негоро. А. Такдир и др.) обратилась к реакц. теориям зап. философии.

Однако реакционная бурж. зап. философия не мог­ла удовлетворить нац. буржуазию, участвовавшую в нац.-освободит. движении. Идеологом нац. буржуа­зии и организатором Национальной партии явился


ИНДУИЗМ 273


президент Республики Индонезии доктор Ахмед Су-карно. Филос. и социология, взгляды Сукарно от­ражены в ряде его работ, напр. «Индонезия обвиняет» (рус. пер. 1956) и «Сарина» (рус. пер. 1958). Су­карно считает, что «... вполне очевидна правильность теории, что мораль, понятия о вежливости и невежли­вости, обычаи, этика, право и т. д. и т. п. не являются абстрактными явлениями, а зависят и определяются социальными и материальными отношениями» («Са­рина», М., 1958, с. 84). Характеризуя аптиимпериали-стич. нац.-освободит. борьбу индонез. народа, Сукар­но писал: «...Наша борьба есть часть великой борьбы во всем мире против империализма, борьба, которая ослабляет империализм, революционная борьба» (там же, с. 235). Вместе с тем на филос. взгляды Сукарно значит, влияние оказывает идеология ислама. Филос. и социологич. взгляды Сукарно легли в основу вы­работанных им пяти принципов («панча сила») Индонезийского гос-ва: национализм, гуманизм, де­мократизм, социальное благосостояние, вера в бога. «Панча сила» являются фундаментом офиц. идеоло­гии Национальной партии — «мархаэнизма», на осно­ве к-рой разработана программа бурж.-демократич. реформ. В условиях полуфеод. Индонезии эта про­грамма имеет прогрессивный характер и поэтому ее поддерживают передовые слои общества и Коммуни-стич. партия Индонезии.

Индонезийская компартия выступает с широкой про­пагандой идей марксизма-ленинизма. Еще в нач. 20-х гг. в коммунистич. газетах «Ньяла», «Пролетар», «Мо-во» публиковались статьи и выступления Ленина. После достижения Индонезией независимости нача­лось массовое издание трудов классиков марксизма-ленинизма на индонез. языке. Среди них «Коммуни­стический манифест» К. Маркса и Ф. Энгельса, работы В. И. Ленина «О диалектике», «О некоторых особен­ностях исторического развития марксизма», «Что де­лать?», «Империализм, как высшая стадия капита­лизма» и др. С пропагандой и разработкой проблем марксизма-ленинизма применительно к условиям Индонезии выступает Айдит. В своих работах «Крат­кая история Коммунистической партии Индонезии» (рус. пер. 1956), «Индонезийское общество и индоне­зийская революция» (рус. пер. 1958), а также в целом ряде статей он рассматривает актуальные вопросы теории и практики индонез. нац.-освободит. движе­ния, истории Коммунистич. партии.

Большую роль в пропаганде философии марксизма-ленинизма, политич. экономии и истории междунар. рабочего движения играет сеть парт, просвещения, в к-рую входят: Академия обществ, наук, Центр, парт, школа при ЦК К ПИ, Центр, школа по подготовке преподавателей парт, школ в провинциях, Центр, шко­ла по подготовке журналистов, Центр, крестьянская школа, готовящая парт, кадры для работы среди кре­стьян. Большой популярностью в Индонезии пользует­ся двухгодичный Народный ун-т в Джакарте.

Лит.: Л е н и н В. И., Пробуждение Азии, Соч., 4 изд., т. 19, с. 65—66; Губер А. А., Индонезия, [м.], 1932; его ж е, К вопросу об особенностях формирования классов и партий в колониальной Индонезии, в кн.: Вопросы новой и новейшей истории. [Сб. статей], М., 1958; Н ь о т о, Октябрь­ская революция в России и Августовская революция в Индо­незии, [пер. с индонезийск.], М., 1958; Айдит Д. Н., Уроки истории Коммунистической партии Индонезии, [пер. с индонезийск.], М., 1961; Van Naerssen F. H., Cul­ture contacts and social conflicts in Indonesia, N. Y., 1947; Lukisan revolusi rakjat Indonesia. 1945—1949, [Jogjakarta, 1949]; Partai national Indonesia. Manifest van het Marhaenism, Djakarta, 1954; S u b a n d r i о Н., Kartini. Wanita Indonesia, Djakarta, 1955; Koentjaraningrat Drs., Sedjarah kebudajaan Indonesia..., Djakarta, 1956; Devi S., Wrhas-pati-tattwa, [Nagpur], 1957; Kahin G. Mc Turnan, Nationalism and revolution in Indonesia, Ithaca, [1959].

А. Коробков. Москва.

ИНДУИЗМ — господствующая религ. система в совр. Индии, получившая распространение с раннего


средневековья. В сферу И. входит большинство инд. культовых и религ. систем, связанных с почита­нием Вишну и Шивы. Влияние И. сказалось в боль­шинстве филос. систем, лит-ре и быте.

Возникновение И. происходило в Индии в 6—4 вв. до н. э. и было связано с общим кризисом мировоз­зрения, в основе к-рого лежал процесс разложения первобытнообщинных отношений и развития клас­сового общества. Сменивший ведическую религию брах­манизм не мог в течение долгого времени соответст­вовать разноукладности инд. общества, в пределах к-рого существовало множество областей с неизжи­тым родоплеменным строем. Возникшие в 6 в. до н. э. буддизм и джайнизм не только нарушили этнич. ис­ключительность арийцев и социальное господство брахманов, но и сильно расшатали господств, брах­манскую идеологию. С 3—2 вв. до н. э. и до конца 1-го тысячелетия н. э. непрерывно совершался про­цесс поглощения ведических, брахманских и ряда ме­нее значит, культов Древней Индии двумя осн. инду­истскими культами: вишнуизмом и шиваизмом. Причем ведич. боги не исчезли в И. Они лишь меняли свою функцию. Этому процессу подверглись джай~ низм и буддизм, к-рые в 8—9 вв. н. э. теряют сколько-нибудь значит, роль. Письм. источники И. включают в себя большую часть древней и ср.-век. религ.-филос. и правовой лит-ры на санскрите — осн. языке И.

Религия И. отличается крайней аморфностью и не­устойчивостью как своих обрядов и культов, так и своего учения; она характеризуется отсутствием канонизации, организованной церкви и клироса. И. отличается политеизмом, большим удельным весом местных культов, идолопоклонством. Эти особенности И. обусловлены длительностью процесса его формиро­вания и развития, этнич. и нац. пестротой Индии, живучестью мифологич. представлений и т. д. Однако, несмотря на это, религии И. свойственны и общие докт­рины: идея о перерождении душ, кастовость, культ коровы. Для религ.-филос. представлений И. харак­терно учение об атмане и брахмане. Согласно объек-тивно-идеалистич. концепции И., атман и брахман не связаны ни с временем и пространством, ни с при­чинно-следственными отношениями и противостоят природе (пракрити), развивающейся во времени и про­странстве по законам причинно-следств. отношений. Согласно И., конечная цель всякого прогресса — ос­вобождение атмана от природы и слияние его с брахманом. Связь индивидуальной души с природой регулируется законом кармы. Атман, став дживой — душой, воплощенной в теле живого существа, совер­шает действия, хорошие и дурные. Карма — влияние этих действий, обусловливающее постоянное пересе­ление душ. Состояние (богатство, бедность, почет, уни­жение и т. д.), в к-ром произойдет это рождение, явится воздаянием или возмездием за поступки, со­вершенные в предыдущих рождениях. В системе ин­дуистских мифологич. представлений важную роль играет представление об аватаре — воплощении бога в ином боге, человеке или животном. Возникнув, это воплощение продолжает существовать наряду с «ис­ходным» божеством и др. его воплощениями. Представ­ление об аватарах, будучи по преимуществу связано с вишнуизмом, обеспечило последнему широчайшее распространение: местные божества переосмыслива­лись как аватары Вишну.

Первоначально И. связывался с системой варн (см. /часты). В «Пурушасукте» Ригведы написано, что варны брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр возникли, соответственно, из уст, рук, бедер и ног пуруши — вселенского первочеловека. С раз­витием кастовой системы, дополнившей варновую и чрезвы­чайно усложнившей социальную структуру ср.-век. инд. об­щества, все осн. категории и представления И. связываются с кастами. Принадлежность к определ. школе или секте, как правило, определялась принадлежностью к определ. касте. Каста связывается с теорией перерождения, а рождение в той


274 ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА — ИНДУКЦИЯ


или иной касте — с воздаянием или возмездием за поступки, совершенные в прошлом рождении, служа показателем прош­лых заслуг или провинностей. Так существование каст полу­чает свое метафизич. обоснование взамен прежнего мифологи­ческого. И. не только освящал кастовый порядок, он посто­янно укреплял, стабилизировал его за счет детальной регла­ментации поведения члена касты, связанного с двумя осн. этич. представлениями И.— пуньей и апуньей. Все, что было связа­но с общением между членами различных каст, считалось апуньей, начиная с взгляда или совместного приема пищи и кончая браком. Существовала строгая система запретов, на­лагаемых на ряд мест и вещей (здесь сыграли роль пережитки табу); так, осквернение и лишение касты грозили человеку, покинувшему территорию Индии или одной из ее областей, так же, как и человеку, употребляющему в пищу мясо.

И. не только сохранял кастовую систему, но и вос­производил ее; иногда в зависимости от различия культа происходило и разделение каст или групп каст. Таково, напр., разделение на касты «правой руки» и касты «левой руки», связанное с принадлежностью к одной из двух подсект шактов. Кастовые ограниче­ния дополнялись в И. временными, относящимися к жизни данного человека. Эти ограничения вырази­лись в системе четырех ашрамов — периодов жизни. С ашрамами связано понятие о пурушартхе — цели и одновременно содержании деятельности человека. Этих нурушартх — четыре: кама— наслаждение (осо­бенно связанное с любовью), артха — всякая об­ществ, деятельность, дхарма — добродетель, выпол­нение религ. долга, и мокша — отрешение от личной, общественной и религ. деятельности, непрестанное усилие, направленное на достижение конечного ос­вобождения. В И. существует этич. концепция о трех путях познания: путь знания (джняна), путь дейст­вия (карма) и путь эмоциональной приверженности (бхакти).

В течение полутора тысячелетий И. освящал и уси­ливал обособление социальных подразделений инд. общества и обособление индуистской общины, взятой в целом, от других религ. инд. общин, что в немалой степени поддерживало феодализм в Индии и способст­вовало ее порабощению иноземцами.

В позднем средневековье И. становится господств, мировоззрением немусульм. населения Индии. С нач. 19 в. он оказывает значит, влияние на идеологию нац.-освободит. движения (напр., гандизм); с ним связаны учения прогрессивных обществ Брахмо самадж и Арья самадж. Вместе с тем на базе И. возник ряд край­не правых реакц. течений, проповедующих шовинизм, религ. нетерпимость и т. д. Оставаясь до сих пор рас­пространенной религией, И. породил ряд новых идео-логич. течений.

Лит.: Барт А., Религии Индии, пер. [с франц.], М., 1897; Радхакригднан С, Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; К р а с н о д е,м б с к и й В. Е., Ин­дуизм, в сб.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, [т.]1,М.—Л., 1957; И л ь и н Г. Ф., Религии древней. Индии, М., 1959; Махабхарата, т. 2— Бхагавадгита, пер. В. Л, Смир­нова, Ашхабад, 1960; F a r.q u h a r J. N.,A primer of Hin­duism, 2 ed., L., 1912; егб же, An outline "of' the religious literature of India, L.—N. Y.—Oxf., 1920; D a s\gup ta S., Indian idealism, Camh., 1933; Thomas P., Hindu religion, customs and manners, Bombay, [1948]; The cultural heritage of India, v. 3, 2ed., Calcutta, [1953]; Dubois J. A., Hindu manners, customs and ceremonies, 3 ed., Oxf., [1953].

А. Пятигорский. Москва.

ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА —см. Логика индук­тивная.

ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД — см. Индукция, Логика индуктивная.

ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio, букв.— наведение) — способ логич. рассуждения, применяя к-рый от зна­ния об отд. фактах или от менее общего знания пере­ходят к знанию, носящему более общий характер. Как форма движения мысли И. тесно связана с ис­торией опытного познания и науч. исследования. На­чало изучению И. было положено в науке древних: в индийской логике, в школе Лао-цзы, в древнегре­ческой логике. Аристотель выделил простейшую фор­му И., т. н. полную индукцию («Первая аналитика»


1123, 68 а 32—68в 37; рус. пер., М., 1952), к-рую со­поставлял с 3-й фигурой силлогизма. Вместе с тем у Аристотеля в «Топике» имеется и более широкое поня­тие И., охватывающее также и неполную индукцию. Дальнейшее развитие теория И. получила лишь в но­вое время, когда бурный рост науки поставил вопрос об исследовании способов науч. обобщения, приемов от­крытия общих законов. Важное значение в этом отно­шении имели соч. Ф. Бэкона. После Бэкона теория И. была развита дальше в соч. англ. ученого Дж. Герше-ля, Дж. С. Милля и др. В России теорию И. разраба­тывали Каринский («Классификация выводов», 1880), Рутковский («Основные типы умозаключений», 1888) и др. (Подробнее об истории изучения И. см. Логика индуктивная).

Марксистская философия рассматривает И. как не­обходимую сторону процесса познания, обусловлен­ную диалектикой отражения объективного мира. Важ­нейшей задачей науки является изучение законов природы и общества. Поскольку всякий закон носит общий характер, т. е. распространяется на множество однородных явлений, то познание законов всегда пред­полагает выявление общего в явлениях. Но в объек­тивном мире общее не существует помимо отдельного и. единичного, т. е. в отрыве от конкретных предметов и явлений (см. также Всеобщее). Поэтому познание об­щего возможно лишь путем изучения единичного. Вос­хождение от частного к общему, от фактов к обобще­ниям является закономерностью познания; неотъемле­мой логич. формой такого восхождения и является И.

И. играет большую роль в формировании общего научного знания — в открытии законов, в выдви­жении гипотез, в формировании научных постула­тов; велика роль И. в процессе введения в науку но­вых понятий. Процесс движения мысли от эмпирии к теории, от фактов к закону всегда предполагает ин­дуктивные умозаключения, вывод о классе явлений в целом на основе изучения его отд. членов, т. к, на­уку интересуют прежде всего общие закономерности. Раскрытие логич. стороны этого процесса составляет задачу индуктивной логики.

Основанием для получения общих выводов с помо­щью И. служит закономерная повторяемость событий, благодаря к-рой имеется возможность по части фактов судить о всех однородных фактах и устанавливать тем самым общий закон, характеризующий весь (быть мо­жет бесконечный) класс явлений. И. обычно непо­средственно опирается на наблюдение и эксперимент. Исходным материалом для нее служат факты, к-рые получаются в процессе эмпирич. изучения действи­тельности. Конечной основой и критерием правильно­сти обобщающих выводов по И. является обществ, практика. Общий вывод неполной И. содержит всег­да элемент неисследованного, неизвестного, т. к. де­лается лишь на основе рассмотрения части обобщае­мых явлений. Как отмечает Ленин, «самая простая истина, самым простым, индуктивным путем полу­ченная, всегда неполна, ибо опыт всегда неза­кончен» (Соч., т. 38, с. 171). Энгельс указывал, что «... индуктивное умозаключение по существу является проблематдческим!» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 542). По этой причине выводы И. в процессе познания тесно переплетаются с дедук­цией. Индуктивно полученные заключения логически выводятся из более общих положений, истинность к-рых уже доказана.

В домарксистской философии процесс познания ис­толковывался упрощенно и нередко сводился преиму­щественно или к И., или к дедукции. Так, в Англии с 17 в. по конец 19 в. господствовало т. н. эмпирическое, или«всеиндуктивистское», направление в логике (Ф. Бэ­кон, У.Уэвелл, Дж. С. Милль,А.Бэнидр.).В то же вре­мя в Германии господствующим было дедуктивное на-


ИНДУКЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ — ИНДУСТРИАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ 2?5


Правление (Хр. Вольф, Кант и др.), к-рое, преувеличи­вая значение дедукции, недооценивало И. и опытное познание в целом. Отрыв И. от дедукции и их противо­поставление друг другу были подвергнуты резкой кри­тике Энгельсом, к-рый подчеркивал необходимую связь всех форм мышления. «Индукция и дедукция связаны между собою столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собою, их взаимное дополне­ние друг друга» (там же, с. 542—43).

Процесс индуктивного обобщения сводится к пе-

I реносу знания, полученного путем исследования нек-рой совокупности предметов, на более широ-

1 кий круг предметов. При таком переносе изме­няется лишь степень общности знания, содержа­ние же его остается в основном тем же самым. Эта особенность И. делает ее ограниченной. Науч. позна­ние включает не только индуктивное обобщение и де­дуктивное выведение, но и иные средства, такие как анализ, абстрагирование и обобщение, приводящее к введению в науку новых понятий, метод интерпрета­ции дедуктивных теорий, и т. п.; «...логические фор­мы умозаключения...,— говорит Энгельс,—...нельзя втиснуть в рамки этих двух форм...» (там же, с. 541). И. не может претендовать на роль единственного ме­тода получения нового знания. Для дедуктивных вы­водов необходимо, чтобы предпосылка, из к-рой де­лается вывод, была общим положением, к-рым являет­ся обычная аксиома, закон, правило, предположение, гипотеза и т. д. Пути установления их весьма сложны и не исчерпываются одной И. Но в получении этих положений И. обычно принимает участие. Дедукция дает возможность выводить частные, эмпирич. законы, полученные с применением И., из более общих из­вестных или предположительных законов, объясняя тем самым менее общие законы более общими; это позволяет.систематизировать научные знания. В науч. исследовании успех обеспечивается умелым сочетани­ем всех форм познания на основе методологии диалек-

ТИЧ. материализма. В. Глаголев. Москва.

Лит.: Л е н и я В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т.38 (см. по указателю: «Всеобщее», «Общее», «Закон»); Л е й к-фельд П. Э., Логическое учение об индукции..., СПБ, 1896; Минто В., Дедуктивная и индуктивная Логика, 6 изд., М., 1909, кн. 2; Таванец П. В., Классификация умозаключений, в кн.: Философские записки, [т. 1], М.—Л., 1946; Асмус В. Ф., Логика, [М.], 1947, гл. 11 и 12; Г е р-ц е н А. И., Письма об изучении природы, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1948, письмо 1;Строгович М.С., Логи­ка, [М.], 1949, гл. 2; Логика, [Под ред. Д. П. Горского и П. В. Таванца], М., 1956, гл. 9; К а р и н с к и й М. И., Клас­сификация выводов, в сб.: Избр. тр. русских логиков XIX ве­ка, М., 1956, с. 3—177;Рутковский Л. В., Критика ме­тодов индуктивного доказательства, там же, с. 195—264; его ж е, Основные типы умозаключений, там же, с. 265—344; Г о р-с к и й Д. П.,Логика, М., 1958; Андреев И. Д., Основы теории познания, М., 1959; Основы марксистской философии, М., 1960, гл. 10; Вопросы диалектического материализма. Эле­менты диалектики. [Сб. ст. Отв. ред. П. В. Таванец), М.,1960; Попов П. С, История логики нового времени, М., 1960; Розенталь М. М., Принципы диалектической логики, М., 1960; Фогараши Б., Логика, пер. с нем., М., 1959, с. 299—329; Клаус Г., Введение в формальную логику, пер. с нем., М., 1960, гл. 8.

ИНДУКЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ — см. Мате­матическая индукция.

ИНДУКЦИЯ НАУЧНАЯ — см. Научная индукция.

ИНДУКЦИЯ ПОПУЛЯРНАЯ — см. Популярная ин­дукция.

ИНД5ЛЩИЯ ТРАНСФИНЙТНАЯ — см. Беско­нечная индукция.

ИНДУКЦИЯ ЧЕРЕЗ ПРОСТОЕ ПЕРЕЧИСЛЕ­НИЕ — тоже, что популярная индукция.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ — раздел совр. бурж. социологии, разрабатывающий концеп-


цию социальных, организац. и технйко-производств. отношений, лежащих в основе совр. капиталистич. произ-ва. И. с. изучает производств, деятельность людей (напр., стимулы труда, условия повышений производительности труда, нормы эксплуатации и т. д.), формы отношений людей на капиталистич. пред-приятиях (напр., взаимоотношения предпринимателей, администрации и рабочих, организац. структуру пред­приятий и т. д.), индустриальное произ-во как целост­ный социальный механизм, место и роль профсоюзов (напр., их отношения с руководством предприятий, причины объединения рабочих в профсоюзы и т. д.).

И. с. зародилась в США в 20—30-х гг. 20 в. и особен­но бурное развитие получила после кризиса 1929—33. Господствующие классы поставили перед И. с. задачи идеологич. реабилитации и апологетики потерпевшей кризис капиталистич. системы произ-ва, выработки программы сглаживания обострившихся классовых противоречий, обоснования й разработки новых форм организации произ-ва и новых способов эксплуата­ции рабочего класса. В трудах основателей И. с. (Мейо, Рётлисбергер, Мур и др.) проблема «мира в промышленности» была провозглашена ключом к ре­шению экономич. и политич. трудностей, перед лицом к-рых оказался амер. капитализм. В наст, время И. с. является одним из гл. разделов бурж. социоло­гии в США, ФРГ, Франции, Италии, Бельгии и др. капиталистич. странах и разрослась в очень широ­кую по тематике исследований дисциплину: она пере­плетается с бурж. политич. экономией, психологией труда, экономикой труда, социологией профессий, теориями социальной мобилыюсти и социальной стра­тификации и т. д.

В основе концепции И. с. лежит подмена анализа производств, отношений рассмотрением организацион-но-технич. («организационные теории») или психоло-гич. («психологическая школа» в И. с.) отношений между участниками произ-ва. В последние десятиле­тия наибольшим влиянием пользуется «психологиче­ская школа», к-рая сводит существо отношений между капиталистами и рабочими к их мнениям и представ­лениям друг о друге и окружающей обстановке. В И. с. переносятся концепции идеалистич. бурж. со­циальной психологии (теория «малых групп», «групп-1 референтов», теория «ситуации» и т. д.).

Центр, место в работах представителей И. с. зани» мает доказательство того, что не отношения эксплуа-1 тации, а отношения сотрудничества якобы являются социальной основой капиталистич. произ-ва. Социот логи индустрии изображают отношения предприни* мателей (руководства) и рабочих в виде отношений равноправных членов общества, различающихся якоб[ы; лишь своим положением в системе произ-ва, но стре-<-мящихся к единой цели — благу общества. С.оцйо-;. логи индустрии пишут о существовании «мораЛЬносЬ' союза» капиталистов и рабочих, о «единстве их ценней стей», извращают классовое существо конфликтов между рабочими и предпринимателями, изображая их, в виде столкновений, происходящих либо исключи-, тельно на экономич. почве, либо из-за недостатка вза^,; имопонимания («плохой коммуникации») между ними.

И. с. тесно связана с бурж. доктриной «неокапита­лизма». Представители И. с. развивают ненауч. идеи о превращении бурж. общества в бесклассовое об­щество, технократич. теории, теории «организован­ного капитализма» и т. д. И. с. выдвинула концепцию «нового этапа» в развитии капитализма — превраще­ния отношений командования и подчинения в бурж. обществе и, в частности, в капиталистич. произ-ве, в «человеческие отношения», характеризующиеся якобы равенством, коллективизмом ц «отмиранием» принципа погопи за выгодой.


276 ИНЕРЦИЯ


Методологич. основой многочисл. конкретных ис­следований, проводимых представителями И. с. по заказу монополий, является вульгарный эмпиризм. Они ограничиваются сбором и обработкой данных, необходимых для решения таких вопросов, как вве­дение и углубление процессов автоматизации, срыв за­бастовок, снижение расовых и нац. конфликтов среди персонала, обработка сознания рабочих и т. д.

Одной из гл. задач И. с. является обоснование и раз­работка методов повышения продуктивности капита-листич. предприятия. В концепции «мэнеджеризма» (искусства руководить) индустриальные социологи обосновывают и разрабатывают бюрократич. способы руководства рабочими со стороны администрации. В программе «человеческих отношений», выступившей на смену тэйлоризму, обосновывается интенсификация труда путем использования духовных, творч. качеств рабочего. В последние десятилетия происходит изве­стное слияние организационного и психологич. на­правлений И. с. Представители И. с. считают, что ус­пех организации произ-ва зависит гл. обр. от воспита­ния рабочих в духе лойяльности, доверия к началь­ству, преданности труду и материальной незаинтере­сованности. Мн. индустриальные социологи работают в качестве советников администрации на предприя­тиях. Разработкой проблем И. с. занимаются спец. науч. организации: в США — школа бизнеса при Гар­вардском ун-те, Комитет по индустриальным отноше­ниям при Чикагском ун-те, Ин-т по человеч. отноше­ниям при Иельском ун-те. В Англии исследования по И. с. проводятся при Ливерпульском и Бирмингемском ун-тах. Во Франции значит, работу в области И. с. ве­дет Центр социология, исследований при Нац. центре науч. исследований, Ассоциация за развитие социо­логии труда, в ФРГ —Ин-т экономич. наук зап.-герм. профсоюзов в Кёльне, Ин-т социальных исследований при Франкфуртском ун-те, Академия общей эконо­мики в Гамбурге и др. Существует ряд спец. перио-дич. изданий по вопросам И. с: журн. «Industrial and labor relations review», «Advanced management» (Нью-Йорк); «Industry and Labour» (Женева) и др. Гл. представители И. с: в США — Э. Мейо, Ф. Рётлис-бергер, У. Мур, Э. Хьюз, Д. Миллер, У. Форм, Д. Нокс, У. Уорнер, в Англии — Э. Хеэр, У. Спротт, Дж. Ричардсон, Э. Райе, в ФРГ—А. Гек, X. Шель-ский, Р. Дарендорф, во Франции — Ж. Фридман, А. Турен.

Лит.: Осипов Г. В., Техника и общественный про­
гресс, М., 1959; Матров Э. Я., Апология империализма
в «индустриальной социологии», в сб.: Критика современной
буржуазной философии и ревизионизма, М., 1959; Г в и ш и-
а н и Д. М., «Мэнеджеризм» — американская социология
бизнеса, «Вопр. философии», 1961, J\8 5; Roethlisber-
ger F. J., Management and morale, Camb., 1941; M а у о Е.,
The human problems of an industrial civilization, 2 ed., N. Y.,
1946; Friedmann G., Ou va le travail hu'main?, 8 ed.,
[P.], 1950; его же, Le travail en miettes, specialisation et loi-
sirs, 4 ed.,[P.], 1956; Miller D. С h., Form W. H., Indust­
rial sociology, N. Y., 119511; Argyris C, Executive leader­
ship, N. Y., 1953; Richardson J. H., An introduction to
the study of industrial relations, L., [1954]; Moede W.,
Betriebliche Arbeitswissenschaft, Essen, [1954]; Knox J. В.,
The sociology of industrial relations, N. Y., 1955; Soziologie,
Hrsg. v. A. GehlenundH. Schelsky, [Diisseldorf — Kbln, 1955];
G 1 lm a n G., Human relations in the industrial Southeast,
[s. 1.], 1956; Dahrcndorf R., Industrie- und Bet-
riebs-soziologie, В., 1956; Popitz H. (u. a.), Technik und
Industriearbeit. Soziologische Untersuchungen in der Hiitten-
industrie, Tubingen, 1957; Hare A. E., First principles of
industrial relations, L., 1958; Vincent M. J. and M a-
yers J., New foundations for industrial sociology, L., [1959];
M a g о u n F. A., Cooperation and conflict in industry, N. Y.,
1960. H. Новиков. Москва.

ИНЕРЦИЯ (от лат. inertia — бездействие) — в ме­ханике свойство тел при взаимной компенсации внеш­них воздействий сохранять состояние покоя или рав­номерного прямолинейного движения. Свойство И. предугадывалось уже в атомистич. учении древних. Аристотель допускал мысль о движении по И. при


наличии пустого пространства. Но будучи противни­ком мнения атомистов о существовании абсолютно пустого пространства, Аристотель считал, что среда, заполняющая пустое пространство, должна оказывать сопротивление движению, в силу к-рого тела неизбежно останавливаются. Эту мысль Аристо­теля догматизировали ср.-век. схоласты, полагавшие, что движение вообще может осуществляться только под действием внешней силы и прекращается, как только сила перестает действовать. Именно против этого утверждения схоластов-догматиков, а не против самого Аристотеля выступил Галилей, к-рый в «Диа­логах» сформулировал принцип И. как первый прин­цип механики. Галилей формулировал принцип И. в непосредств. связи с принципом относительности меха-нич. движения. Действие принципа относительности, согласно к-рому законы механики выполняются как в системе покоящейся, так и в системе, движущейся равномерно и прямолинейно, возможно только при условии действия принципа И. Принцип относитель­ности и принцип И. являются как бы сторонами еди­ного принципа — сохранения движения. Классич. принцип относительности выражает собой инвариант­ность законов механич. движения, принцип И.— со­хранение покоя и равномерного прямолинейного дви­жения. В механике Ньютона принцип И. является особым принципом в системе законов механич. движе­ния, ибо он независим от др. законов механич. движе­ния. И.— фундаментальное свойство всех материаль­ных объектов. Значение этого свойства выходит дале­ко за пределы чисто механич. законов. Механика име­ет дело лишь с частным проявлением инерционных свойств природы. В силу этого понятие И. в системе понятий механики требует своего обоснования вне этой системы. Вот почему в рамках позитивистских теоре-тико-познават. установок (Мах, Пуанкаре и др.) воз­никали попытки устранить принцип И. из механики, сведя его к простому следствию из др. законов меха­ники. Тем самым снималась проблема обоснования по-' нятия И., неизбежно ведущая в мир объективно-ре­альных связей природы. Неудача этих попыток под­черкивает фундаментальность свойства И. Вместе с тем в истории механики известна идея Маха, согласно к-рой И. следует рассматривать как результат влия­ния отдаленных небесных масс. Рациональное зерно этой идеи состоит в том, что И, как свойство матери­альных объектов определяется характером взаимодей­ствия между этими объектами. С т. зр. совр. представ­лений именно полевые взаимодействия определяют инерционные свойства материи. В механике Ньютона инерция рассматривается как постоянное, не меняю­щееся свойство, изначально присущее атомам. И. трак­туется как косность материи и противопоставляется движению. Ньютон вводит понятие массы как коли­чество материи, пропорциональное плотности и объ­ему тела. В силу связи ньютоновского понятия массы с атомизмом масса (количество материи), естественно, выступала как мера И. Причем И. оказалась пропор­циональной гравитации, и этот факт, известный еще Ньютону, привел в дальнейшем к принципу эквива­лентности поля тяготения и ускоренного движения, положенному Эйнштейном в основу общей теории относительности. В совр. физике сохранилось опреде­ление массы как меры И. тел, хотя понятия массы и И. существенно изменились. И. оказалась глубоко свя­занной сдвижением. Величина И. движущегося объек­та зависит от скорости его движения. Чем больше ско­рость, тем больше И. тела. Этот факт находит свое вы­ражение в известной зависимости инертной массы дви­жущегося тела (т) от скорости его движения (г>) (га=

Зависимость И. тела от его движения пре-


ИНБРЦЙЯ - ИНКВИЗИЦИЯ 277


дугадывалась еще в физике Декарта. Поскольку, сог­ласно воззрению Декарта, пространство заполнено средой, И. тела должна зависеть от его связи со средой, и эта связь будет различной в зависимости от скорости движения тела. Совр. физика отвлекается от механизма инерционных свойств, вскрывая общую связь инертной массы с энергией (Е=тсг). И., будучи «...отрицатель­ным выражением неуничтожимости движения» (Э н-гельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 1), естест­венно обнаружила глубокую связь с энергией. Без И. немыслимо движение. Наличие И. обеспечивает саму возможность движения, ибо без его противопо­ложной стороны — И.— движение не могло бы суще­ствовать. В широком смысле И. следует рассматри­вать как свойство всех материаль­ных объектов сохранять прису­щее им движение и изменять;> т о движение в конечный промежуток времени. В этом широком значении И. выступает как сохранение движения. В понятии И. отражается не только стремление материальных объектов сохра­нять свое состояние, но и свойство изменять это со­стояние не сразу, не мгновенно, а в течение опред. вре­мени, величина к-рого конечна и определяется усло­виями изменения состояния данного объекта. И. глу­боко связана с временным характером процессов при­роды. Принципиальная невозможность бесконечно больших скоростей, иначе говоря, невозможность мгновенных процессов природы, непосредственно вы­текает из наличия в природе свойства И. и всеобщно­сти этого свойства. Принцип предельной скорости переноса материальных взаимодействий (принцип постоянства скорости света с) в относительности теории представляет одну из форм проявления инер­ционных свойств природы.

Более широкое понимание И. как принципа со-хранениядвижения приводит к мысли о различныхфор-мах проявления инерционных свойств. Уже в области физики масса, выступая в качестве меры И., может принимать качественно своеобразные формы—масез по­коя {тЛ, динамич. масса = — , ■), масса фотонов

('" ]. В области химии и физич. химии инертные свой­ства отражаются, напр., в известном принципе Ле Шателье — Брауна: система, испытывающая вневхнее воздействие, перестраивается таким образом, что при этом возникает противодействие производимому изменению; в силу этого перестройка системы под влиянием внешних воздействий протекает не мгно­венно, а в конечный промежуток времени. Инерцион­ные свойства действуют здесь как внутренние свойства еистемы. Специфич. параметры, характеризующие си­стему, определяют и специфич. характер действия ее инерционных свойств. Любая форма движения мате­рии в природе имеет свою специфич. форму инертно­сти и без нее немыслима. Наследственность в биоло­гии, торможение в физиологии высшей нервной дея­тельности могут служить примерами специфич. форм проявления инерционных свойств природы в самом широком значении этого понятия.

Лит.. -Мах Э., Механика, пер. с нем., СПБ, 1909; Гали­
лей Г. Л., Беседы..., пер. С. Н. Долгова, М.—Л., 1934; его
ж е, Диалог о двух главнейших системах мира..., [пер. с англ.],
М.—Л., 1948; Ньютон И., Математические начала нату­
ральной философии, пер. с лат., в кн.: Крылов А. Н.,
Собрание трудов, [т.] 7, М.—Л., 1936; его же, Мысли и
материалы о преподавании механики в высших технических
учебных заведениях, М.—Л., 1943; X а й к и н С. Э., Что та­
кое силы инерции?, М.—Л., 1939; Декарт Р., Избр. про-
«зв., [М.], 1950; «Усп. физических наук», 1952, т. 48, выЛ- 2;
Эйнштейн А., Сущность теории относительности, пер.
с англ., М., 1955; Овчинников Н. Ф., Понятия массы и
энергии в их историческом развитии и философском значении,
М., 1957. И. Овчинников. Москва.


ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio — розыск, рае-, следование) — учреждение, созданное в 13 в. като-, лич. церковью для борьбы с ересью. И. осуществляла розыск, суд и расправу совместно со светской властью, прибегая к ее помощи для совершения казни осужден­ных. Вначале функции И. были возложены на еписко-пов.Постановления 3-го Латеранского собора 1179 и па-пыЛюция III (1184) обязали светские власти приводить в исполнение приговоры, вынесенные епископами, по­скольку «церковь испытывает отвращение к крови», как лицемерно заявил Люций III. Папа Иннокентий III передал в 1209 руководство И. особым папским ле­гатам из цистерцианских монахов. Папа Григорий IX в 1231—35 подчинил И. непосредственно своему ру­ководству, передав ее функции на местах «нищенст­вующим монахам» — доминиканцам и частично фран­цисканцам, в большом числе направленным им «для искоренения еретиков» во Францию, Германию и др. страны.

Инквизиторы действовали совершенно бесконтроль­но, возведя в систему шпионаж и донос, обеспечивая при этом тайну имен доносчиков и их показаний, до­биваясь у своих, жертв признании свомощъю утончен­ных пыток. Усердие инквизиторов и их агентов сти­мулировалось разделом между ними большей части имущества, конфискованного у осужденного. Фома Аквинский (см. «Summa Theologiae», II, 2, qu. XI, а. 3) и др. богословы теоретически «обосновывали» не только право, но и обязанность беспощадно рас­правляться с еретиками, предавая их смерти. Осуж­дая большей частью свои жертвы на сожжение, И. прикрывалась лживой, лицемерной формулой: ка­рать «без пролития крови». Сожжение как форма каз­ни обосновывалось также ссылкой на католич. догмат о чистилище, земным прообразом к-рого якобы яв­ляется костер И. Расширительно толкуя понятие ере­си, И. подвергала столь же свирепым преследова­ниям «ведьм», прорицателей, астрологов, алхимиков.

Особенно усердствовала И. в преследовании уче­ных. Стоя на страже антинауч. утверждений христи­анской догмы, И. подвергала гонениям всякую идею, расходящуюся со Священным писанием или церк. авторитетами. Преследовались глашатаи новых науч­ных идей, защитники материалистич. взглядов, атеи­сты и мн. др. В 1327 был сожжен Чекко д'Асколи, в 1600 — Дж. Бруно, в 1619 — Л. Ванини, в 1689 — К. Лыщинский. Жестоким преследованиям подвергся Г. Галилей.

Наиболее зловещий характер И. получила в Ис­пании, где ее деятельность направляла «супрема», состоявшая из неск. духовных и светских лиц во гла­ве с генеральным (великим) инквизитором. Число жертв испанской И. по неполным подсчетам составило св. 300 тыс. человек, из к-рых 30 тыс. было предано огню. Социально-политич. роль И. была охарактери­зована Марксом, отметившим, что в Испании «... бла­годаря инквизиции церковь превратилась в самое не-, сокрушимое орудие абсолютизма» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 431). В 1542 папа Павел III заново реорганизовал И., придав ей характер всемирного высшего, возглавляемого папой, католич. судилища (Sanctum Officium), к-рому были подчинены местные инквизиц. трибуналы. Хотя дея­тельность И. с 18 в. значительно ослабла, католицизм сохраняет И. до сих пор.

Несмотря на резкую критику деятельности И., католические авторы и официальные издания (энци­клопедии, папские обращения и т. п.) восхваляют ср.-век. И. Особенно усилились эти попытки реаби­литации И. в связи с антикоммунистич. пропагандой католицизма. Заявление папы Пия XII: «Мы будем вести борьбу с коммунизмом с той же беспощадностью, с какой церковь боролась против ереси в средние века»,


278 ИНОБЫТИЕ — ИНСТИНКТ


декреты папской конгрегации И. против коммунистов

1 июля 1949 и против сотрудничающих с коммунистами

2 апр. 1959 убедительно свидетельствуют о том, что И. продолжает оставаться орудием, с помощью которого Ватикан пытается противодействовать силам демо­кратии и прогресса.

Лит.: М а р к с К., Революционная Испания, М а р к о К.
и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 425—33; его же,
[Хронологические выписки], в кн.: Архив Маркса и Энгельса,
т. 7, [Л.], 1940; Л и Г. Ч., История инквизиции в средние
века, пер. с франц., т. 1—2, СПБ, 1911—12; Лозинский
С. Г., История инквизиции в Испании, СПБ, 1914;Льорен-
ге Х.-А., Критическая история испанской инквизиции, пер.
с франц., т. 1—2, М., 1936; М о 1 i n i е г С п., L'inquisition
dans le midi de la France au XIIIе et au XIVе siecle, P., 1880;
Vacandard E., L'inquisition. Etude historique et critique
sur le pouvoir coercitif de l'Eglise, [P.], 1907; Lea H. C,
The inquisition in the Spanish dependencies: Sicily, Naples,
Sardinia, Milan, the Canaries, Mexico—Peru—New Grenada—
N. Y., 1908; Turberville A. S., Mediaeval heresy and
the inquisition, L., 1920; Kramer G., Die Greuel der.Heili-
gen Inquisition', В., [s. a.]; Maisonneuve H., Etudes
sur les origines de l'inquisition, P., 1942; Derom ieu G.,
L'inquisition, P;, 1955. Б. Рамм. Ленинград.

ИНОБЫТИЕ (нем. Andcrssein— бытие в ином, бытие в другом, бытие в др. форме) — категория диалектики Гегеля, фиксирующая один из моментов перехода в противоположность, в новое качеств, состояние; упо­треблялась гл. обр. для истолкования природы как оп-редел. этапа в развитии абсолютной идеи, связанного с овнешнением и отчуждением идеи в предметно-чувст­венном материале природы. Категория И. относится к статич. моменту процесса перехода в противополож­ность, характеризуя этот переход не со стороны, про­цесса, а со стороны результата, хотя и временного, преходящего. В то же время в категории И. подчерки­вается связь этого статического и результативного мо-ментас предшеств. моментом, к-рый у Гегеля фиксирует­ся категорией «наличного бытия»: «Инобытие есть... не некоторое безразличное наличному бытию, находя­щееся вне его, а его собственный момент» (Соч., т. 1, М.—Л., 1929, с. 158—59). Этот аспект категории И. вы­ражается у Гегеля понятием «свое другое», к-рое следу­ет отличать от «другого» вообще: «свое другое» —поня­тие, выражающее противоположность по отношению не к любому, но к строго определенному конкретному предмету, из к-рого это «свое другое» выросло как его отрицание. В диалектич. материализме этот аспект категории И. получает обычно свое выражение в поня­тии диалектического отрицания (Энгельс называл его конкретным, или определенным, отрицанием). Ввиду многозначности, к-рую термин «И.» получил в идеалистич. системе Гегеля, он, как правило, не упо­требляется в диалектич. материализме. Ибо, как видно из предшеств. изложения, он фактически заменен рядом других, более определенных понятий, харак­теризующих различные оттенки и аспекты категории И.: «противоположное», «качественно новое состоя­ние», «диалектическое отрицание» и пр. Ленин, пере­числяя элементы диалектики, пишет: «... не только единство противоположностей, но переходы каж­дого определения, качества, черты, стороны, свойст­ва в каждое другое [в свою противоположность?]» (Соч., т. 38, с. 214).

ЙНСАЙТ (англ. insight, букв.— проницатель­ность; понимание) — термин совр. идеалистич. фи­лософии (интуитивизма), обозначающий акт не-посредств. познавания, минуя логич. анализ. Тер­мином «И.» характеризуется предполагаемое психо-логич. содержание таких гносеология, понятий идеа­лизма, как ясные и отчетливые идеи Декарта, непо-средств. постижение бога у Фомы Аквинскоео, априор­ные спнтетич. формы рассудка у Канта, интуиция Бергсона и т. п.

Понятие И. было использовано гешталътпсихо-логией, где получило специфич. значение момента ре­шения мыслительной задачи как внезапного «замыка-


ния поля» (В. К ё л е р, Исследование интеллекта че­ловекоподобных обезьян, М., 1930). Соответственно своей концепции структурной целостности эта школа в таком внезапном замыкании видит психологич. ха­рактеристику мысленного схватывания (понимания) целого, в отличие от восприятия деталей, его состав­ляющих. Верно отметив нетождественность целого и суммы его частей в акте восприятия, гештальтисты приняли термин «И.» для обозначения такого понима­ния целостной структуры, к-рое представляется им не только как собственное свойство восприятия, но и как нек-рый спонтанный, не связанный с прош­лым опытом акт. В критич. анализе гештальтпсихо-логии И. П. Павлов показал, что действит. схватывание целого (к-рое гештальтисты называют И.) есть про­цесс образования ассоциаций (временных нервных свя­зей) в коре головного мозга. Наблюдавшееся К'еле-ром у его экспериментальных животных внезапное решение задачи после периода покоя, сменявшего на­чальный этап энергичных, но хаотич. попыток, Пав­лов объяснил как процесс замыкания кортикальных связей (ассоциаций) после торможения, вызванного утомлением от первоначальных усилий.

Лит.: Павловские среды, т. 2, М.—Л., 1949, с. 571—86;
Koffka К., Mental development, в кн.: Psychologies of
1925, ed. by C. Murchison, 3 ed., L., 1928, p. 129—43; Loner-
gan B. J. F., Insight. A study of human understanding,
L.—N. Y.— Toronto, [1957]. M. Роговин. Москва.

ИНСТИНКТ (от лат. instinctus — побуждение)— видовое приспособительное поведение, в основе к-рого лежат врожденные, безусловные рефлексы. Понятие И. ведет свое происхождение от ugpr; (стремление, побуждение) стоиков. Хризипп впервые применил это понятие для характеристики инстинктивного поведе­ния птиц и др. животных.

Науч. анализ проблемы И. начинается с 18 в. Франц. врач и философ Ламетри связывал проявле­ние И. с телесной организацией животных и стро­ением их нервной системы. Он подметил автоматич­ность инстинктивных действий. Далее намечаются попытки понять происхождение И. Его определя­ют то как редукцию ума (Кондилъяк), то как за­рождающийся ум (Де Руа). Франц. ученый Фредерик Кювье уловил нек-рые характерные признаки И. (врожденность и стереотипность). Ламарк в своей книге «Философия зоологии» (т. 1—2, 1809) выводит происхождение И. животных из унаследованных при­вычек, возникших в результате удовлетворения жиз­ненно важных потребностей. Один из первых рус. эво­люционистов Рулъе доказывает происхождение И. как реакции, выработанной видом на протяжении его исто­рии в ответ на определ. воздействия внешней среды.

Дарвин признает две возможности происхождения И.: из разумной деятельности в результате унаследо­вания приобретенных свойств и благодаря естест­венному отбору, сохранявшему случайно возникшие, но полезные для вида вариации более простых инстин­ктов. И. определялся Дарвином как видовое приспо­собит, поведение. Но Дарвин не вскрыл причины из­менчивости И. Дарвина затрудняло разграничение ин­стинктивных и «разумных» способностей животных, а в связи с этим и различение психики животных и сознания человека (см. Психика, Сознание).

В 20 в. в связи с успехами экспериментальной био­логии понимание проблемы И. углубляется. Инстинк­тивное поведение определяется как прирожденная видовая целесообразная деятельность, возникающая в ответ на определ. внешние стимулы и под влиянием внутр. раздражителей, изменения состава крови (гуморальных факторов) и деятельности желез внутр. секреции (половых, гипофиза, щитовидной железы и др.).

Сеченов и Павлов вскрыли физиология, механизмы, лежащие в основе поведения животных. И. опреде-


ИНСТИНКТ— ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ 279


ляется Павловым как сложнейший безусловный реф­лекс, посредством к-рого осуществляется постоян­ная связь организма со средой. Главнейшие И.: пи­тания (пищевой), самосохранения (оборонительный), размножения (половой, родительский), ориентировоч­ный, общения (стайный, стадный). Формирование ин­стинктивной деятельности связано с развитием ана-томо-морфологич. структур, прежде всего нервной системы данного вида животного. Регулирование ин­стинктивной деятельности беспозвоночных животных осуществляется головными ганглиями, у позвоноч­ных — подкорковыми частями головного мозга. Ин­стинктивные реакции животных обычно сопровождают­ся резко выраженными изменениями дыхания, кро­вообращения, секреторных функций. В чистом виде, т. е. как безусловнорефлекторная реакция, И. прояв­ляется лишь в самом начале своего действия (нек-рые И. появляются по мере вырастания и созревания ор­ганизма, напр. половой И.). По мере того как живот­ное вступает в контакт с различными раздражителями внешней среды, на базе безусловных рефлексов об­разуются условнорефлекторные связи. В конкрет­ном поведении животного имеется сложное взаимодей­ствие видового (филогенетич.) и индивидуально приоб­ретенного (онтогенетич.) опыта (А. Н. Промптов и Л. В. Крушинский).

У беспозвоночных животных инстинктивная дея­тельность преобладает по сравнению с индивидуально приобретенной и достигает большой сложности. Ин­стинктивное поведение в основном является стерео­типным и целесообразным лишь при постоянстве внешних условий, а при резком изменении условий оно становится нецелесообразным (напр., при нарочитом продырявливании человеком ячеек в сотах пчелы про­должают наполнять ячейки медом). Однако уже у на­секомых наблюдается на фоне постоянства инстинк­тивной деятельности ее пластичность, изменчивость в деталях. Это дает возможность перестройки инстин­ктивного поведения насекомых посредством посте­пенного изменения внешних условий и выработки желаемых для человека навыков путем образования условных рефлексов. Так, напр., используя И. медо­сбора пчел, их можно выдрессировать на посещение определенных видов цветов в целях повышения пере­крестного опыления полезных с.-х. растений (напр., клевера). В своих специальных исследованиях рус. ученые В. А. Вагнер и С. И.Малышев доказали эво-люц. изменение И. у насекомых и паукообразных. У позвоночных животных участие условнорефлек-торных связей в поведении значительнее, чем у бес­позвоночных; оно возрастает в филогенезе и по мере развития особи и обогащения ее связей со средой. Для проявления И. необходимо наличие безусловных сигнальных стимулов, напр. половой И. птиц и мле­копитающих пробуждается при появлении комплекса эколого-сексуальных факторов. Для птиц сигналь­ными раздражителями являются: длина светового дня, гнездовой микроландшафт и др. (Ю. А. Васильев), для млекопитающих (копытных) — резкий темпера­турный скачок, внезапное появление зелени, особи другого пола и др. (А. А. Машковцев).

И. у человека играют подчиненную роль, т. к. его по­ведение определяется общественным бытием, социаль­ными отношениями и складывается на базе специфич. форм высшей нервной деятельности, к-рые тормозят и держат под своим контролем И. Психика человека в результате его общественно-историч. развития каче­ственно отличается от психики животных. Поведе­ние человека повит сознательный характер. Теории определяющего влияния И. на поведение челове­ка (фрейдизм и др.) опровергаются наукой и реак­ционны по социальному содержанию. См. также Лов едение.


Лит.: Дарвин Ч., Инстинкт, 2-е поем, изд., СПБ, 1896; Морган Л., Привычки и инстинкт, пер. с англ., СПБ, 1899; Цигпер Г. Э., Инстинкт. Понятие инстинкта прежде и теперь, пер. с нем., П., 1914; Вагнер В. [А.], Биологические основания сравнительной психологии, т. 1—2, СПБ—М., 1910—13; его же, Что такое инстинкт, СПБ—М., [б. г.]; Боровский В. М., Психическая деятельность животных, М.—Л., 1936; Васильев Г. А., Физиологиче­ский анализ некоторых форм птенцового поведения, в сб.: Рефераты работ учреждений отделения биологических наук АН СССР за 1941—43, М.—Л., 1945; Г у б и н А. Ф., Медо­носные пчелы и опыление красного клевера, М., 1947; II р о м п-т о в А. Н., Об условнорефлекторных компонентах в инстинк­тивной деятельности птиц, «Физиологический журнал СССР», 1946, т. 32, № 1; е г о же, Очерки по проблеме биологической адаптации поведения воробьиных птиц, М.—Л., 1956; Тих Н. А., Онтогенез поведения обезьян. Формирование рефлексов цепляния и хватания у обезьян, в сб.: Тр.Сухумской биологич. станции Акад. Медицинских наук СССР, т. 1, М., 1949; Маш­ковцев А. А., Значение для биологии учения И. II. Павло­ва о высшей нервной деятельности, «Усп. современной биоло­гии», 1949, т. 28, вып. 4; П а в л о в И. П., Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных, Поля. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 1—2, М.—Л., 1 j51; Фролов ю. П., От инстинкта до разума, М., 1952; С л о н и м А. Д., Экологический принцип в физио­логии и изучение инстинктивной деятельности животных, в сб.: Материалы совещания по психологии (1—6 июля 1955), М., 1957; Ладыгин а-К о т с Н. П., Развитие психики в про­цессе эволюции организмов, М., 1958; Малышев С. И., Перепончатокрылые, их происхождение и эволюция, М., 1959; Крушинский Д., Инстинкт, БМЭ, 2 изд., т. 11.

Н. Ладыгипа-Н<утс. Москва.

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ — первое по време­ни основания и крупнейшее в СССР науч.-исследоват. учреждение в области психологии. Был создан на част­ные средства в 1912 при историко-филологич. фак-те Моск. ун-та по инициативе зав. кафедрой философии проф. Челпанова. Под его руководством И. п. стал од­ним из самых больших и лучших по оборудованию в мире центров экспериментальных психологич. иссле­дований. Но теоретич. позиции И. п. были идеалисти­ческими в соответствии с субъективистскими, анти-материалистич. взглядами самого Челпанова. В пер­вые годы Сов. власти И. п. продолжал оставаться оп­лотом идеализма. Борьба против «челпановской» пси­хологии развернулась в 1921—23. Выдающуюся роль в ней сыграл проф. Корнилов, призывавший к пере­стройке психологии на основах марксизма. Борьба закончилась разгромом старых позиций И. п. и его коренной реорганизацией; руководителем ин-та стал К. Н. Корнилов (1923—30). Психологич. концепция, развивавшаяся Корниловым в 20-х гг., заключала в себе, однако, ряд ошибочных положений и была под­вергнута острой критике на т. н. реактологической дис­куссии в И. п. в 1930—31. В это же и последующее вре­мя развернулись дискуссии и по др. кардинальным проблемам психологии. Особо важную роль в работе И. п. сыграло постановление ЦК ВКП(б) «О педоло­гических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), положившее начало новому этапу в развитии сов. психологии. С ликвидацией лженауч. педологии все большее место в деятельности И. п. занимают ис­следования по детской и педагогич. психологии, в к-рых находит осуществление принцип связи психо­логии с жизнью. Директорами И. п. в это время были В. Н. Колбановский (1932—37), К. Н. Корнилов (1938—41).

В годы Великой Отечеств, войпы И. п. включился в работу по оборонной тематике. Предметом изучения становятся: повышение зрительной и слуховой чувст­вительности бойца, восстановление функций, утра­ченных в результате ранения, методы обучения разным воен. специальностям и т. п. В этот период И. п. возглавлял С. Л. Рубинштейн (1942—45).

С 1944 И. п. вошел в систему учреждений АПН РСФСР. Во главе его встал А. А. Смирнов, являющий­ся директором ин-та по наст, время. Исследования ин-та теперь развиваются по двум осн. руслам: общая психология, детская и педагогич. психология. В наст, время И. п. имеет три отдела: отдел общей психологии,


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.023 сек.)