АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 2 страница

Читайте также:
  1. II. Semasiology 1 страница
  2. II. Semasiology 2 страница
  3. II. Semasiology 3 страница
  4. II. Semasiology 4 страница
  5. II. Semasiology 5 страница
  6. II. Semasiology 6 страница
  7. II. Semasiology 7 страница
  8. II. Semasiology 8 страница
  9. PART TWO The Grass 1 страница
  10. PART TWO The Grass 2 страница
  11. PART TWO The Grass 3 страница
  12. PART TWO The Grass 4 страница

Л о г и к а. В др.-кит. философии разработкой проб­лем логики в основном занимались представители школы минцзя (логиков, или школы имен), последова­тели учения Мо-цзы и отчасти школы законников (фац-зя). В логич. изысканиях древних китайцев на первый план выдвигалась проблема соотношения имени (по­нятия) и действительности. Разработкой проблем логики занимались представители конфуцианства (Конфуций, Сюнь-цзы), мн. мыслители эпохи сред­невековья и нового времени. Учение Сюнь-цзы о свя­зи имени и действительности основано на положении, что имена являются отражением объективных явле­ний и вещей. Много внимания вопросам логики уде­ляли позднейшие монеты. Они утверждали, что дей­ствительность изображается именами, и признавали наличие трех категорий имен: общее, родовое и част­ное имя. Позднейшие монеты внесли большой вклад в развитие логики своей теорией о семи логич. прие­мах: вероятность (хо), предположение (цзя), вывод из общего (сяо), сопоставление вещей (би), сопостав­ление понятий (моу), познание на основании примера (юань), познание неизвестного через известное (туй). Нек-рые из этих приемов очень близки к методам индукции и дедукции.

Крупнейший представитель минцзя (логиков) Гунсунъ Лун утверждал, что субъективные восприя­тия не зависят от объективного мира, поскольку ка­чества и свойства (чжи — т. е. указатели) сущест­вуют отдельно от вещей. Гунсунь Лун объявлял абст­ракцию и понятие основой реального мира. В этом он сближается с отд. аспектами даоского учения. Нек-рые софизмы Гунсунь Луна аналогичны апориям Зенона. Однако в Др. Китае не было создано последо­вательно развитой системы логики, какими, напр., были школы нъяя и еайшешика в Индии, школа Ари­стотеля в Древней Греции.

Этика. Для истории К. ф. характерен глубокий интерес к изучению социально-этич. проблем. Основу учения Конфуция составляли вопросы этики, морали и управления гос-вом. Осн. принципы этого учения изложены в трактате «Лунь юй». Особое внимание Конфуций уделял нравств. самоусовершенствованию личности. В трактате «Лунь юй» изложены осн. прин­ципы и понятия этико-политич. учений Конфуция. Понятия жэнъ (гуманность), и (долг, справедливость), ли (нормы поведения) стали стержнем последующих этич. концепций конфуцианства. Ведущее место в др.-кит. философии принадлежит учению Конфуция о природе человека, к-рое имеет много общего с уче­нием Сократа. Как и Сократ, Конфуций основное вни­мание уделял этич. проблемам, самопознанию чело­веч. личности. Учение Конфуция оказало влияние на формирование концепции Мэн-цзи о врожденной доброте человеч. природы и учения Сюнь-цзы о врож­денном зле природы человека. В эпоху Хань происхо­дит синтез названных положений. В период Сун


преимущество отдается учению Мэн-цзы, в то время как точка зрения Сюнь-цзы считалась еретической. Эгоизм Ян Чжу, альтруизм теории Мо-цзы о всеобщей любви, высказывания крупнейшего представителя школы законников Ханъ Фая о зависимости этич. положений от материальных условий жизни, этич. требования трактатов «Да сюэ» и «Чжун юн» о нравств. гармонии человека — все это свидетельствует о богат­стве и многообразии этич. концепций в истории К. ф. Большое значение в истории кит. этики имел дао-ский принцип у-вэй (недеяние), с его требованиями необходимости соблюдения естественного пути (дао) жизни, превратившийся впоследствии в проповедь пассивности и смирения. Во многих своих чертах дао-ское положение о недеянии очень близко к буддий­скому учению о нирване как состоянии полного и без­мятежного спокойствия.

Философия истории. В истории К. ф. большое место занимают учения об истории и законах ее развития. Многие из этих учений представляли развитие общества как регрессивное. По мнению древ­них китайцев, общество все более удаляется от перво-нач. «золотого века» древности. Об этом свидетель­ствуют широко распространенные идеи с призывом о возврате к древности. В К. ф. получили распростра­нение и идеи о цикличности развития в истории. Про­цесс изменений в обществе представлялся в форме круговорота. Первым и, очевидно, наиболее ярким представителем подобного учения следует считатьЦзоу Яня, к-рый перенес систему взаимопорождения пяти первоэлементов природы на объяснение историч. процесса. Цзоу Янь утверждал, что каждый период истории проходит под знаком чередования пяти первоэлементов. Теории циклич. развития придер­живались Сыма Цянь, Ван Чун и др. На основе тео­рии первоэлементов построена и историч. концепция Дун Чжун-шу о смене трех периодов господства, к-рые Л у Синь трактовал как периоды господства неба, земли и человека. Большое влияние на развитие фи­лософии истории оказало учение о трех эрах, изло­женное в трактате «Ли цзи», в главе «Ли юнь». Со­гласно этому учению, развитие общества идет от эры неустройства и беспорядков к достижению эры Ве­ликого благоденствия. Эти идеи нашли яркое вопло­щение в утопия, планах социального переустройст­ва в период Тайпинского движения. Тайпины высту­пали с идеей равенства людей, требовали ликвидации деления на бедных и богатых. Однако утопич. идеи тайпннов имели ярко выраженную религ. ок­раску.

Идея о Великом единении (датун) послужила осно­вой создания оригинальной утопической социальной теории кит. реформатора Кан Ю-вэя (1858—1927). В своих сочинениях он рисовал картину «прекрасного мира в эпоху великого равенства, когда Поднебесная будет принадлежать всем, не будет классов и все бу­дут равны». В построении утопич. общества Великого единения Кан Ю-вэй видел единств, возможность спа­сения человечества от социальных бед. ф- Быков, мосша.

Философская и социологическая мысль Китая 2-й пол. 19 и 20 вв. Со времени Опиумной войны (1840— 1842) Китай начал превращаться в полуколониальную страну. Реакц. силы феодализма, подавляя патриотич. выступления нар. масс, шли на союз с колонизато­рами. Духовным оружием у них по-прежнему была традиц. конфуцианская идеология, требующая рабской покорности феод, знати. Напротив, прогрес­сивная филос. и социология, мысль этого периода стремилась найти пути обновления страны и избавле­ния ее от колониального порабощения. Идеологи Тай­пинского восстания выступали с идеей создания на кит. земле гос-ва Великого равенства путем вооруж. свержения Маньчжурской династии. Проповедуя


КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 519


и своеобразно истолковывая христ. учение, они осу­ществили на территории тайпинов ряд реформ, под­рывавших основы феодализма. Конфуцианской идео­логии был нанесен серьезный удар.

Вслед за движением тайпинов развернулось рефор­маторское движение, осн. целью к-рого было восстанов­ление мощи кит. гос-ва путем нек-рых преобразований «сверху» при сохранении феод.-монархич. строя. Ре­форматоры (Кан Ю-вэй и др.) пропагандировали идеи прогресса под знаком восстановления истинного уче­ния Конфуция, взгляды к-рого, по их мнению, были фальсифицированы со времени Позднего Хань (25— 220 н. э.). Учениям нек-рых реформаторов, напр. Тань Сы-туна, свойственны материалистич. тенденции, что нашло яркое выражение в его кн. «Жэньсюэ» («Уче­ние о гуманности»). На смену реформаторам выступили революц. демократы во главе с Сун Ят-сеном, к-рые боролись за свержение Маньчжурской династии и демократич. преобразование кит. общества. Социаль­ное учение Сун Ят-сепа не было свободно от тради­ций прошлого и народнич., идеалистич. взглядов. Однако в целом учение Сун Ят-сена было прогрес­сивным и носило антиимпериалистич. и антифеод, характер. В его основе лежали материалистич. тен­денции. Учение Сун Ят-сена обогащалось в ходе революц. борьбы, освобождаясь от своих консер­вативных элементов и ошибочных положений. После Великой Октябрьской революции Сун Ят-сен при­шел к выводу, что нац. освобождение Китая воз­можно лишь при вовлечении в революц. борьбу широких нар. масс, стал на путь сотрудничества с коммунистами и союза с Сов. государством.

Со времени Тайпинского восстания кит. револю­ционеры внесли серьезный вклад в освободит, борьбу своего народа. Однако они не находили правиль­ного пути к победе. Великая Октябрьская социа-листич. революция, всколыхнувшая весь мир, за­ставила кит. революционеров пересмотреть свои по­зиции. «Орудийные залпы Октябрьской революции донесли до нас марксизм-ленинизм. Октябрьская революция помогла передовым людям всего мира, в том числе и Китая, пересмотреть свои проблемы, приме­няя пролетарское мировоззрение для определения судеб своих стран» (М а о Ц з э-д у н, О новой демо­кратии, М., 1960, с. 96). Под непосредств. влиянием Окт. социалистич. революции началось в 1919 антиимпериалистич. и аптифеод. «движение 4 мая», к-рое подорвало в самой основе традиц. идеологию китайского феодализма — конфуцианство. На исто­рическую арену выступил рабочий класс. В этот период на кит. яз. впервые был переведен ряд работ Маркса, Энгельса и Ленина. Активизировалась дея­тельность передовых представителей кит. интеллиген­ции. В гуще рабочих масс (в Шанхае, Пекине, Ухани) возникли марксистские кружки, превратившиеся в центры пропаганды научного социализма. Осн. вопросами идеологич. борьбы стали вопросы борьбы с феодализмом и колониализмом, о движущих силах и перспективах развития совр. истории Китая, о путях нац.-освободит. борьбы кит. народа. Борьба вокруг этих вопросов по существу была борьбой за материалистич. или идеалистич. понимание истории совр. Китая. Соединение идей марксизма с революц. движением кит. рабочего класса привело к созданию на базе марксистских кружков Коммунистич. пар­тии Китая (КПК, 1921), к-рая явилась организатором и руководителем победоносного движения кит. рево­люции. Творчески применяя общие положения марк­сизма-ленинизма к конкретной практике кит. рево­люции, КПК помогла пролетариату завоевать сим­патии крестьянства и поднять роль пролетариата до гегемона революции, что предопределило превра­щение демократич. революции в социалистическую.


Распространение марксизма в Китае происходило в ожесточенной борьбе с реакционной идеологи­ей. Образовалось два лагеря на идеологическом фронте, выражающих две политические линии, к-рые существовали в то время в стране. В одном лагере находились марксисты и поддерживающие их про­грессивные мыслители, а в другом лагере — идеологи феодально-компрадорской реакции. Китайские марк­систы широко развернули пропаганду марксистско-ленинских идей на страницах журналов «Синь цинь-нянь» («Новая молодежь»), «Сяньдао» («Путеводи­тель») и других, пытаясь применить эти идеи к анализу китайской действительности. Их идейные противники, опираясь на ведущих идеологов империа­листической реакции (Бергсон, Дыон и др.), с различных позиций атаковали марксизм-ленинизм в Китае.

Прагматист Ху Ши, выступая против марксизма, отрицал объективную истину и возможность познания закономерностей обществ, развития. Им была выдви нута т. н. теория постепенной эволюции, исключаю­щая любую форму революц. борьбы народа за свое нац. и социальное освобождение. Вслед за ним высту­пают неокантианцы (Чжан Дун-сунь, Лян Ци-чао и др.) с тезисом о том, что Китаю сначала нужно все­стороннее развитие капитализма и лишь после этого можно говорить о социализме. Причем социальные преобразования они понимали в плане этич. совер­шенствования в духе кантовского учения о катего-рич. императиве. В 1923 между махистами (Дин Вэнь-цзян и др.) и бергсонианцами (Чжан Цзюнь-май и др.) развернулась дискуссия по вопросам науки и метафизики. В 1925 правый гоминьдано-вец Дай Цзи-тао выпустил книги «Национальная революция и гоминьдан» и «Философские основы сунъятсенизма», в к-рых он требовал изнич­тожения марксизма, пропагандировал реакц. идеи о пассивности нар. масс и решающей.роли выдающихся личностей в истории. Попытка возрождения и модер­низации буддизма содержится в соч. Тай Сюя (1889— 1947) «Обозрение истории свободы». В 30—40-х гг. один из ведущих в то время философов Фын Ю-лань выступил со своей «системой нового неоконфуциан­ства», в к-рой развивал идею синтеза неоконфуциан­ского идеализма с прагматизмом и неореализмом. Синтезом традиц. идеологии кит. феодализма и реакц. бурж. философии Запада занимались и мн. др. идеологи феод.-компрадорской клики, в том числе Лян Шу-мин, к-рый еще в начале 20-х гг. написал книгу «Культура и философия Востока и Запада» («Дун-си вэньхуа цзицичжэсюэ»). Идея синтеза реак­ционных идей Запада и Востока находит наиболее яркое выражение в «Философии жизни» («Вэйшэн-лунь») Чэнь Ли-фу, где дается филос. обоснование диктатуры гоминьдановской реакции.

Разоблачая различного рода реакц. бурж. идеи и борясь против правого и левого оппортунизма в своих рядах, кит. коммунисты творчески применяли и раз­вивали марксизм-ленинизм, анализируя политич. обстановку и соотношение классовых сил в стране, определяя политич. линию партии в едином нац. фронте, разрабатывая стратегию и тактику революц. войны и идеологич. борьбы в Китае. Важный вклад в развитие филос. мысли марксизма представляют собой работы Мао Цзэ-дуна «Относительно практи­ки» и «Относительно противоречия», сыгравшие большую роль в идейном воспитании кит. коммуни­стов. В первой работе рассматриваются вопросы о соотношении теории и практики, о роли практики в процессе познания. Во второй — закон борьбы противоположностей, вопросы о всеобщности и спе­цифичности противоречия, о главном противоречии и о главной стороне противоречия, о месте антаго-


520 КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


ниама в ряду противоречий, о противоположности как источнике движения. Творч. применение и раз­витие КПК марксизма-ленинизма явилось одним из решающих условий, приведших к победе народ­ной революции в 1949.

После образования Китайской Народной Республи­ки (КНР) марксизм-ленинизм, в т. ч. диалектич. и историч. материализм, стал руководящей теоретич. основой в борьбе за социализм и получил широ­кое распространение в стране, став господств, миро­воззрением, противостоящим всем унаследованным от прошлого враждебным взглядам. В духе марк­систско-ленинской идеологии стала проводиться огром­ная воспитат. работа среди населения. Еще в первые годы после образования КНР широко разверпулось движение за идеологич. перевоспитание интеллиген­ции. В 1954—55 проводились кампании по разобла­чению реакц. взглядов Ху Фына, ХуШи и ЛянШу-ми-на. В 1957 по всей стране происходила борьба против реакц. взглядов правобурж. элементов и их сторон­ников из числа ревизионистов. В борьбе против бурж. идеологии большую роль сыграла работа Мао Цзэ-дуна «К вопросу о правильном разрешении противо­речий внутри народа» (1957).

Народ Китая под руководством КПК быстро и ус­пешно осуществил социалистич. преобразования в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Была достигнута победа на политич. и идеологич. фронтах; на смену старым производств, отношениям пришли новые. Победа, одержанная кит. народом в народно-демократич. революции, а затем и в социа­листич. революции, означает победу идей марксизма-ленинизма над мелкобуржуазной и буржуазной идео­логией.

В процессе идеологич. борьбы воспитываются и растут филос. кадры нар. Китая. Создаются и расши­ряются филос. учреждения, объединяющим центром к-рых является Йн-т философии АН. Изучение и разработка проблем философии ведется также на ка­федрах в Народном, Пекинском, Шаньдунском, Шан­хайском, Уханьском, Гуанчжоуском и др. ун-тах. За годы нар. власти кит. философы-марксисты созда­ли ряд трудов по вопросам диалектич. и историч. материализма, логике и критике совр. бурж. филосо­фии. К их числу относятся работы Ай Сы-ци «Филосо­фия масс» («Дачжунчэкэсюэ», 1949), «Лекции об исто­рическом материализме и истории развития обще­ства» («Лиши вэйулунь, тэхуй фачжань ши цзяньи», 1953), «Лекции по диалектическому материализму» (1957, рус. пер. 1959); Фын Дина «Простая истина» («Пинфаньди чжэпьли», 1955), «Коммунистическое мировоззрение» («Гунчаньчжун жэнынэнгуань», 1956); Юй Гуан-юаня «Лекции по основам общественных наук» («Шэхуй кэсюэ цзибэнь чжиши цзянцзо», 1953, совм. с Ху Шэн и Ван Хуй-дэ), «К вопросу о преоб­разовании природы» («Таньжань чайцзао цзыжаньди вэньти», в журн. «Чжзсюэ яньцзю», 1958, № 4); Цзюнь Юэ-линя «Критика интуитивизма Лян Шу-мина» («Пи-пань Лян Шу», в журн. «Чжэсюэ яньцзю», 1956, № 2); «Об единстве действительного и истинного мышления» (там же, 1959, № 3).

Большое внимание уделяется изучению истории философии. За последние годы в Китае изданы такие труды, как пятитомная «История китайских идеологий» («Чжунго сысянтунши», т. 1—5, 1957—60) Хоу Вай-лу и др.; «История древне-китайской идеологии» (рус пер. 1957) Ян Юн-го и др. Теоретич. органом кит. филос.мысли является журн. «Чжэсюэ яньцзю». Статьи на филос. темы систематически печатаются также в журн. «Хун ци» и газ. «Жэньминь жибао»— органах ЦК КПК, в журн. «Синь цзяныпэ» и газете «Гуанмин жибао». Широко обсуждаются проблемы философии на дискуссиях: по проблемам истории кит. философии,


по вопросам эстетики, логики, соотношения мышления
и бытия и др. В нар. Китае переводятся и издаются
важнейшие труды сов. философов, в т. ч. шеститомная
«История философии», «Основы марксистской филосо­
фии», монографии и учебные пособия по диалектич.
и историч. материализму. Кит. ученые проводят боль­
шую работу по изданию классиков марксистской фило­
софии. За последние годы переизданы на китайском
языке «Капитал» К. Маркса, «Анти-Дюринг» и «Диа­
лектика природы» Ф. Энгельса, «Материализм и эм­
пириокритицизм» и «Философские тетради» В. И.
Ленина. Завершено издание полного собр. соч. В. И.
Ленина. Издается полное собр. соч. Маркса и
Энгельса. Труды классиков марксизма-ленинизма слу­
жат могучим оружием в борьбе кг.т. народа за социа­
лизм. Успехи социализма в Китае — новое подтверж­
дение истинности и всепобеждающей силы марксист­
ско-ленинских идей. ян Хип-шьн. Москва.

 

 

Хронологическая т а б л и ц л
Название эпохи Истори­ческая периоди­зация Основные события в развитии истории китайской философии
Эпоха Инь-Шан.. 16—11 вв. до н. э. Первые естеств.-науч представления. Разви­тие астрономии, земле­делия.
  11—3 вв. до н. э.  
а) Период Чуньцю 8—5 вв. до н. э. Ранние положения учения о пяти первоэле­ментах природы и по­лярных силах инь и ян. Учения Лао-цвы, Кон­фуция.
б) Период Чжаньго 5—3 вв. до н. э. Формирование осн. школ и направлений др.-кит. философии. Ш1 ола Мо-цзы.
Династия Цинь... 221—207 гг. до н. э. Создание первого цен­трализованного гос-ва. Торжество школы за­конников.
Династия Хань... 206 г. до н. э. -220 г. н. э. Становление конфу­цианства как официаль­ной идеологии. Даоская мистика. Две школы толкования конфуциан­ских текстов. Материа-листнч учение Ван Чуна. Начальный пери­од проникновения буд­дизма в Китай.
Эпоха Троецарствия 220—264 гг. и. э. Распространение буд­дизма. Синтез конфу­цианства и даосизма.
Династия Цзинь..    
Период. Сев. и Юж. 265—588 Атеистическое уче­ние Фань Чжэня.
Династия Суй.... 589-617  
Династия Тан.... 618—907 Расцвет буддийских сект. Даосизм. Борьба конфуцианства против
Период Пяти ди-   буддизма.
  907—960  
Династия Суп.... 960—1279 Становление школы ли-сюэ, или неоконфу­цианства.
Династия Юань... 1280-1367» 1368—1644/ Развитие положений
Династия Мин... неоконфуцианства.
Династия Цин... 1644-1911 Взгляды просветите­лей. Революн. демокра­тизм Сун Ят-сена.
Период Республики. 1912-49 Кризис конфуциан­ской идеологии. Пропа­ганда зап. бурж. фило­софии и социологии в Китае. Распростране­ние марксистско-ленин­ской идеологии в борьбе с идеологией имперна-листич. и феод, реакции.
Китайская Народная Республика.... с 1949 Торжество марксист­ско-ленинской идеоло­гии. Строительство со­циалистич. Китая.

КЛАГЕС—КЛАПАРЕД 521


Издания: Геянь, то-есть умные речи, пер. скит. А. Л. 1А. Леонтьев!, СПБ, 1779; Сы шу геы, т. е. четыре книги с толкованиями. Книга первая филозофа Кун Дзы, пер. с кит., СПБ, 1780; Джун-юн, т. е. закон непреложный, пер. с кит. А. Леонтьева, СПБ, |1784]; Хань Вэй цуншу (Собр. произведений эпохи Хань и Вэй), кн. 1—55, (б. м.], 1791; Изречения Конфуция, учеников его других лиц, пер. с кит. П. С. Попова, СПБ, 1910; Китайский философ Мэн-цзы, пер. с кит. П. С. Попова, СПБ, 1904; Иванов А., Материалы по китайской философии. Введение. Школа Фа. Хань Фэй-цзы, СПБ, 1912; Син ли цзин и (Полн. собр. произведений эпохи Сун), в собрании; Сы бу бэй яо, Шанхай, 1936; Чжуцзы цзичэн (Собр. произведений древних мысли­телей), т. 1—8, Пекин, 1957.

Лит.: Скачков П. Е., Библиография Китая, М., 1960,
с. 42—50; Опыт древней китайцов философии о их нравоуче­
нии и правлении, СПБ, 1794; Ковалевский О., Буд­
дийская космология, Каз, 1837; 3 ом мер Н., Об
основаниях новой китайской философии, «Уч. зап. Казанского
ун-та за 1851 г.», 1852, № 1, с. 109—67; Васильев В. П.,
Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1, СПБ, 1857;
его же, Религия Востока: конфуиианство, буддизм и даосизм,
СПБ, 1873; Геор г и е и с к и й С, Принципы жизни Китая,
СПБ, 1888; Мифические воззрения и мифы китайцев,
СПБ, 1892; Щербатской Ф. И., Теория познания и
логика по учению позднейших буддистов, ч. 1—2, СПБ, 1903—
1909; Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по
японским и китайским источникам, ч. 2 — Проблемы буддий­
ской философии, П., 1918; Петров А. А., Очерк фило­
софии Китая, в сб.: Китай, М.— Л., 1940; Китай, в кн.:
БСЭ, 2 изд., т. 21, раздел Китайская философия; История
философии, т. 1, М., 1957, гл. 1, § 3, гл. 3, § 1; там же, т. 2,
М., 1957, гл. 10, § 2; там же, т. 4, М., 1959, гл. 7; Ш у ц-
к и й Ю. К., Китайская классическая Книга перемен, М.,
1960; Ф ы н Ю-л а н ь, Чжунго чжэсюэ ши (История китай­
ской философии), т. 1—2, Шанхай, 1931—34; X у Ц я о-м у,
Тридцать лет Коммунистической партии Китая, пер. с кит.,
М., 1952; М а о Ц з э-д у н, Избр. произв., т. 1—4, М., 1952—
1953;Люй Чжэн ь-ю й, Чжунго чжэнчжи сысян ши (Исто­
рия политической мысли в Китае), Пекин, 1956, с. 602;
Ян X и н-ш у н, Из истории борьбы за победу марксизма-
ленинизма в Китае, М., 1957; Фэн Дин, Торжество
великих идей Октября в Китае, «Вопр. философии», 1957,
JM56; Хоу Вай-лу, Социальные утопии древнего
и ср.-гек. Китая, там же, 1959, М° 9; Г о М о-ж о, Фило­
софы древнего Китая, пер. с кит., М., 1961; F о г k e
A., The world-conception of the Chinese, L., 1925; его же,
Geschichte der alien chinesischen Philosophie, Hamb., 1927;
его же, Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Phi­
losophic, Hamb., 1934; его же, Geschichte der neueren chi-
nesische Philosophie, Hamb., 1938; К r a u s e E. E., Ju-Tao-Fo.
Die religicisen und philosophischen Systeme Ostasiens, Munch.,
1924; W i e g e r L., A history of the religious beliefs and phi­
losophical opinions in China, Hsien-hsien, 1927; Hackmann
H., Chinesische Philosophie, Munch., 1927; Zenker E. V.,
Geschichte der chinesischen Philosophie, Bd 1—2, Reichenberg,
1926—27; Wilkelm R., Chinesische Philosophie, Breslau,
1929; Hughes E. R., led.], Chinese philosophy in classi­
cal times, L., 1942; Creel H. G., Chinese thought from Con­
fucius to Mao Tse-tung, Chi., 1953. Ф. Быков. Москва.

КЛАГЕС (Klages), Людвиг (10 дек. 1870—1956)— нем. бурж. идеолог профашистского толка. Филосо­фия К. представляет собой один из наиболее реак­ционных вариантов т. н. философии жизни. Согласно осн. тезису К., существует космич. жизнь, к-рая от­крывает себя в поступках людей, в действиях живот­ных, а также в жизни растений. В то же время он счи­тает, что в предшеств. истории космич. жизнь никогда не была в состоянии развиваться правильным образом, т. к. из-за несчастного космического случая со вре­мен Анаксагора дух всегда выступал в качестве ме­шающего фактора. Поэтому возникает задача — оттес­нить дух и дать душе развиться. По мнению К., Ницше первый показал, чем в сущности является ду­ша или же жизнь: это бессознательная жизнь, дио-нисийская, оргиастическая. В этой связи К. пытается доказать, что путь науч. прогресса оказался для чело­века роковым, т. к. дух, разум (под к-рым он понимал всякое науч. исследование, стремление к познанию вообще) все более оттесняли подлинную сущность чело­века — душу. Т. о., К. изображает науч. исследова­ние как святотатство (как «гнусность»), к-рому дол­жен быть положен предел. Что такое душа или кос­мич. жизнь, этого, по К., нельзя выразить в логич. форме, но можно приблизительно описать как проти­востоящий духу ритм жизни. Соответственно это-\iy он утверждает, будто в философии не играет боль­ной роли размышление о том, что представляет со-


бой душа, ибо задача философии заключается не в познании, но в распространении знания о таинствах. Поскольку же философии следует заниматься таинст­вами и мифами, постольку предпочтение следует отда­вать не мышлению, но фантазии или созерцанию. Время нужно постигать как «поток, направленный из будущего в прошлое». Эти реакц. черты учения К. сделали его неиосредств. предтечей нем. фашизма, идеологи к-рого неоднократно признавали это.

В ФРГ филос. мифология К. все еще пользуется признанием. Это находит свое выражение, напр., в том, что за последние годы его книги вновь издавались.

С о ч.: Die psychologischen Errungenschaften Nietzsches,
2 Aufl.,Lpz., 1930; Vom Wesen desRhythmus, 2Aufl., Z.— Lpz.,
1944; Der Mensch und das Lei en, Jena, 1944; Vomkosmogonischen
Eros, 5 Aufl., stuttg., 1951; Die Grundlagen der Charakterkunde,
11 Aufl., Bonn, 1951; Der Geist als Widersacher der Seele,
Bd 1—3, 3 Aufl., Munch.— Bonn, 1954; Mensch und Erde, 6
Aufl., Stuttg., 1956. M. Бур. ГДР.

КЛАПАРЕД (Claparede), Эдуар (24 марта 1873— 16 ноября 1940) — швейцарский психолог, проф. Женевского ун-та, один из основателей Педагоги, ин-та им. Ж. Ж. Руссо в Женеве (1912). К. разраба­тывал вопросы общей, генетической, сравнительной и прикладной психологии. К. противопоставлял свою концепцию, с одной стороны, смыкающемуся с невро­логией и физиологией механицизму, а с другой — умозрит. филос. психологии. К. рассматривал психо­логию как биологич. науку о месте психики в процессе осуществления жизн. функций, как стремление орга­низма преодолеть расхождения между его потребно­стями и возможностями их удовлетворения («L'edu-cation fonctionelle», 1931). Центральным для теоретич. концепции К. является понятие интереса, к-рый «обозначает полное соотношение и взаимное соот­ветствие между субъектом и объектом. Сам по себе объект никогда не интересен, он становится интерес­ным только благодаря психическому состоянию того, кто его рассматривает» («Психология ребенка и экс­периментальная педагогика», СПБ, 1911, с. 86). Лишь возбуждения, соответствующие «интересу данного мо­мента» (см., напр., «Archives de psychologie», Gen., 1905, v. 4, p. 307, 343), способны вызвать действия, тогда как все остальное остается без ответа. На низших уровнях эти ответы организма могут совершаться рефлекторно — по типу автомата. Осознание же по­является там, где на пути осуществления этих реф­лекторных актов имеется к.-н. препятствие (см. «La conscience de la ressemblance et de la difference chez l'enfant», в журн.: «Arch, de psychol.», 1918, v. 17, № 65, p. 67—77; «La psychologie de l'intelligen-ce», в журн.: «Scientia», 1917, v. 11, p. 353—67). К. выдвинул идею о качественно различных уровнях в онтогенезе процесса обобщения, к-рая оказала значит, влияние на генетич. психологию, в частности на Пиаже. Известность получила также теория игры, к-рая, по К., служит развитию личности и является подготовит, упражнением к к.-н. полезной функции или деятельности и в то же время служит удовлетво­рению опред. потребностей организма. В решении осн. филос. вопроса К. стоял на позициях психофи­зического параллелизма.

С о ч.: L'association des idees, P., 1903; La question de la «memoire» affective, «Arch, psychol.», 1911, t. 10, p. 361—77; La psychologie de l'intelligence, «Scientia», 1917, Ifasc] 11; Feelings and emotions, в кн.: Feelings and emotions. The Witten­berg symposium. Ed. by M. L. Reymert, Worcester (Mass.), 1928, p. 124—39; La genese de Г hypothese. Etude experirnen-tale, «Arch, psyhol.», 1934, v. 24, [№93—94]; La psychologie fonctionnelle, «Acta psychol.», 1936, v. 1, № 1; Про­фессиональная ориентация, ее проблемы и методы, М., 19Г5; Как определять умственные способности школьников, Л., 1927; Сборник, посвященный Владимиру Михайловичу Бех­тереву. К 40-летию профессорской деятельности. (1885—1925), Л., 1926, с. 81—86.

Лит.: Edouard Claparede, Gen.,1941; LernerE., Edouard Claparede: 1873—1940, «Amer. I. Psychol.», 1941, v. 54, Л»2.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)