|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИА- 4 страницаОрганизм и среда. В качестве открытой системы живой организм может существовать только при условии постоянной органич. связи, взаимозависимости со средой. В то же время организм как индивид характеризуется устойчивостью относительно среды, он противопоставлен ей как целостность. Последняя есть результат приспособления в ходе естеств. отбора и ею как раз обусловлено, что жизненные процессы идут только при определенных внешних условиях. Организм является сложной гетерогенной системой, и позволительно говорить о его внутр. среде в отношении его компонентов. Далее, следует различать внешнюю для организма биологич. среду, к-рая создается другими индивидами того же вида, а также различными др. видами. Между видами устанавливаются различные взаимоотношения, иногда очень тесные и нередко довольно неожиданные. Затем существуют взаимоотношения живых организмов с неживой природой. Ж. сосредоточена на поверхности земного шара. Эта зона Ж. наз. биосферой. Происхождение Ж. из неживой природы определило органичность их взаимосвязей. Живые тела пользуются неживой природой как источником энергии. Но в качестве биологич. систем они ассимилируют природный материал избирательно, в соответствии с механизмом своего обмена веществ, т. е. с типом отношения ассимиляции и диссимиляции. Последний является результатом длит, биологич. эволюции. Поэтому в отношении живых организмов условия среды всегда находятся в положении большей или меньшей специализации. Для нек-рых бактерий сахар — яд, для других же он совершенно необходим. Одни организмы развиваются в довольно крепких растворах серной к-ты, другие вообще не выносят самой слабой кислой реакции. Вообще, условия внешней среды, начиная от продуктов питания и кончая общими, видоспецифичны. В то же время живым организмам свойственна относит, устойчивость к изменениям внешней среды. Мн. организмы выработали способность поддерживать целый ряд внутр. условий на постоянном уровне. Уже многие одноклеточные имеют приспособления, позволяющие им сохранять уровень осмотич. давления внутри клетки при меняющемся осмотич. давлении во внешней среде. Т. н. теплокровные животные поддерживают температуру тела на постоянном уровне. Само собой разумеется, что все эти приспособления носят относит, характер и действуют в известных пределах. В этом обнаруживается далеко идущая зависимость организмов от внешней среды, к к-рой они приспособляются и к-рая кладет печать на свойства этих организмов. Соответственно учению И. В. Мичурина, условия Ж. являются ведущими в развитии органич. мира. Чем выше живой организм по уровню развития, тем шире его возможности использования условий внешней среды. Наконец, человек освобождается от биологич. приспособления к ней и своим трудом приспосабливает ее к биологич. требованиям своего тела. ЖИЗНЬ 135 Однако есть и др. сторона отношений между организмами и средой. Организмы сами активно изменяют окружающую их среду. Геология, роль организмов получила особенно подробное освещение в работах Вернадского. «На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом» (Избр. соч., т. 5, 1960, с. 21). Большая часть веществ атмосферы является результатом жизнедеятельности организмов. Вернадский считает, что весь кислород атмосферы — такого же органич. происхождения. Почва преобразуется деятельностью обитающих в ней организмов и прежде всего бактерий. Т. н. осадочные геологические породы — органич. происхождения. Т. о., организмы активно вмешиваются в окружающую их среду и преобразуют ее. Эта активность Ж. по отношению к среде явилась той предпосылкой и возможностью, из к-рой в ходе эволюции выросли биологич. условия появления человека — властелина природы. Виды и их эволюция. Ж. известна только в форме отдельных живых тел — индивидов. Каждый живой организм как индивид представляет собой целостную систему, единство к-рой является динамич. структурой, сохраняющейся в процессе постоянного изменения. Живым организмам свойственна изменчивость в процессе развития и они отличны друг от друга как индивиды. Не существует двух тождественных друг другу организмов. В то же время устойчивость их структуры определяет не только единство индивида, но и родство индивидов по происхождению. Генетич. преемственность индивидов осуществляется путем размножения через механизм наследственности. Т. о., в биологич. эволюции единство строения обнаруживается не в индивидах, а в систематических группах индивидов, связанных единством происхождения. Совокупность сходных индивидов, объединенных единством происхождения и способных при скрещивании давать плодовитое потомство, носит название вида (см. Вид и видообразование). Одной из осн. особенностей живых тел является способность их целесообразно реагировать на изменение среды, иными словами, приспособляться к этим изменениям. Целесообразность организма долгое время служила источником телеология, и теология, построений для идеалистов. Сокрушит, удар по телеологии нанесло учение Дарвина, к-рый дал естеств.-науч. объяснение целесообразности в живой природе своей теорией естественного отбора. Происхождение жизни. Вокруг проблемы происхождения Ж. всегда шла и идет острая идейная борьба. Так, согласно религ. представлениям, все животные и растения возникли на Земле такими же, как они существуют и сейчас, в результате творяеского акта божества, вселившего в бренную плоть жизненное начало. Виталисты считают, что Ж. существует вечно, т. к., по их мнению, живое от неживого отличается присутствием в живом особого нематериального принципа. Материалисты не отрицают возможности вечности Ж. в том смысле, что в бесконечной и вечной Вселенной Ж. постоянно где-либо возникает и где-то угасает. Однако они настаивают на естественном возникновении Ж. Ж. возникла из неорганического мира в процессе закономерного поступательного развития материи. Данные совр. науки блестяще подтвердили правильность осн. положений диалектич. материализма о Ж. и полностью опровергли домыслы религии и идеализма. Можно различать два направления работ, к-рые должны доставить фактич. материал для построения гипотезы о происхождении Ж. Одно состоит в том, что воспроизводятся нек-рые условия, имевшие место или вероятные в процессе эволюции Земли, и в эксперименте показывается, ято в этих условиях могли возникать отдельные органия. вещества, встречающие- ся в живых телах. Так, было показано, ято при разрядах электричества могут возникать аминокислоты. Др. направление работ связано с поисками в ныне существующих живых телах или ископаемых к.-л. следов, указывающих на их происхождение. Это последнее направление является более надежным. Дело в том, что если экспериментально получаются отдельные соединения, входящие в состав живых тел, то этим только доказывается, что они таким способом могли возникнуть, но не доказывается, что они именно так возникли. Биохимия живых тел показывает, что мн. процессы синтеза в живых телах идут совсем иными путями, чем те, к-рые избирает химик, осуществляющий органич. синтезы. Поэтому реконструкция путей возникновения Ж. связана со значит, трудностями. При рассмотрении химия, состава ныне населяющих Землю живых тел наряду с разнообразием этого состава наука сталкивается с далеко идущим его единством.Без белков и нуклеиновых к-т живые тела неизвестны. Многие физиология, процессы, к-рые с внешней стороны и в различных деталях весьма разнообразны, при более глубоком анализе поражают своим единством. Так, за счет отщепления фосфорной к-ты от аденозинтрифосфорной и освобождающейся при этом энергии идет как синтез белков и др. соединений в животных и растениях, так и сокращение мышц и движение жгутиков у одноклеточного организма, и внедрение бактериофага в бактерию. Приведенные факты говорят в пользу единства законов происхождения Ж., в пользу того, что все живые существа возникли в результате одинаковых или очень сходных этапов в развитии материи, а может быть, и в пользу того, что все они возникли от одних и тех же простейших форм Ж. По теории Опарина, Ж. произошла путем выделения коацерватных капелек из жидкостей, в к-рых в растворенном состоянии находились разнообразные белки. Эта теория дает возможность понять, как возникли первые обособленные от среды и гетерогенные по своему составу коллоидные системы, обладавшие нек-рыми признаками Ж. В коа-церватах нередко возникает кристаллич. упорядоченность. Процессы жизнедеятельности характеризуются наряду с др. особенностями быстро протекающими и определенным образом направленными химич. реакциями.Течение многих этих реакций облегчено в живых телах по сравнению с тем, как они протекают в неживой природе, наличием ферментов. Живые тела должны соединять крайнюю подвижность и скорость химич. реакций с известной устойчивостью и постоянством, позволяющими им оставаться в каждый данный момент самими собой и сохранять свои свойства в потомстве. Подвижность и устойчивость — эти два свойства — живые тела должны были сочетать в своей организации, что и достигается в высокомолекулярных соединениях (макромолекулах) белков и нуклеиновых к-т. Каково происхождение оптич. асимметрии живых тел? Механисты думают, ято слуяайно возникла только одна молекула белка. Если бы их возникло две, то была бы большая вероятность, ято одна из них будет правой, а другая левой, и тогда организмы, возникшие из них, были бы оптически симметричны, однако возникла только одна левая оптически активная молекула и она породила всю Ж. на Земле. Поскольку диалектич. материализм исходит из положения о закономерном, а не случайном возникновении Ж. в процессе развития материи, в его свете гипотеза о происхождении Ж. от одной белковой молекулы представляется неудовлетворительной. Несомненно, что в природе существуют условия, при к-рых осуществляется избират. асимметричный синтез веществ. Было показано, что такой синтез может идти в поляризованном свете. В зависимости от состояния атмосферы, в природе может наблюдаться поляризация падающего па землю солнечного света. В последнее время было показано, что различные ве- 136 ЖИЗНЬ щества, откладываясь на поверхности кристаллов, могут принимать свойственный этим кристаллам молекулярный строй, и вместе с тем было показано, что если адсорбция идет на асимметричной поверхности, то избирательно на ней будет откладываться только один оптич. изомер из находящихся в растворе над этой поверхностью. Можно предположить, что ложе, на к-ром возникла Ж., было кристаллическим и первичная упорядоченность в структуре живых тел складывалась не без влияния направляющих сил этого ложа. Наряду с асимметрией, возникающей вследствие расположения атомов в молекуле, существует и др. тип асимметрии, возникающей вследствие расположения молекул в пространстве, напр. спиральное закручивание. В последнее время в центре внимания исследователей находится спиральное строение ДНК. Было показано, что и в бактериофаге, и в спермиях животных, и, вероятно, во всей живой природе спираль ДНК закручена направо. Вопрос о значении спиральных структур для оптич. изомерии живых тел нуждается еще в дальнейших исследованиях. В связи с проблемой происхождения Ж. возникает вопрос о минимуме качеств, разнообразия химич. состава, необходимого для того, чтобы возникла Ж. Обычно предполагали, что Ж. возникает вместе с возникновением белка. Однако, с одной стороны, не всякий белок способен обнаруживать признаки жизнедеятельности. Белок, выделенный в лаборатории,— обычно уже не живой белок, да и в самих живых телах мн. белки не могут рассматриваться как живые. К числу последних принадлежат, напр., запасные белки, к-рые живы не больше, чем крахмальные зерна. Обнаружившееся за последние годы значение для Ж. нуклеиновых к-т заставляет предполагать, что до возникновения Ж. возник не только белок, но и нуклеиновые к-ты. Видимо, даже самое простое живое тело возникло сразу. Это был скачок от неживого к живому. Поскольку Ж. является закономерным результатом развития материи, органич. соединения должны были возникнуть раньше, чем простейшие биологич. формы, предполагающие уже существование органич. соединений. Можно думать, что первые живые существа содержали какие-то промежуточные вещества, объединявшие свойства белков и нуклеиновых к-т. В пользу этого говорит также то, что, по-видимому, и в наст, время в живых телах как синтез белка, так и синтез нуклеиновых к-т идет через образование промежуточных продуктов, могущих давать и тот и другой полимер. Вообще, не следовало бы судить о путях происхождения Ж. только на основе того, на какие соединения живое тело может быть разложено. Вероятно, первые живые тела состояли из веществ, объединявших многие признаки тех сложных органич. соединений, к-рые позднее дифференцировались в живых телах в процессе их эволюции. Следует обратить внимание и на роль минеральных веществ в составе первичных форм Ж. Надо думать, что на самых первых этапах существования Ж. такие металлы, как железо, медь, цинк, кобальт, присоединяясь к полимерам живого тела, были несовершенными ферментами, но все же обеспечивающими возможность Ж. И теперь в состав мн. ферментов входят указанные металлы. Минеральные соединения, вероятно, уже на самых первых этапах Ж. играли роль в поддержании структуры живых тел. Ионы двухвалентных металлов, как, напр., кальция, могли служить мостиками, скрепляющими между собой отрицательно заряженные полимеры, подобно тому как они сейчас служат для скрепления в единое целое структур хромосом. Ж.— это подлинное дитя неживой природы. Она должна была возникнуть в результате закономерного развития этой природы и на первых этапах образовать с ней неразрывное целое. В дальнейшем Ж. все больше и больше дифференцировалась от окружающего мира неживой природы, сохраняя с ним единство. Ж. занимала все новые и новые пространства, приспособляясь все к новым и новым условиям. Она спустилась в глубь океанов, она поднялась на вершины гор, она образовала на Земле особую биосферу. Порожденная неживой природой и зависящая во всем от нее, Ж. в то же время превратилась в преобразователя этой природы. Ж. на Земле известна в форме белковых тел — нуклеопротеидов. Это не исключает возможности, что где-либо во Вселенной, в условиях, сильно отличающихся от условий развития Ж. на Земле, она возникла и существует в к.-л. ином химич. составе [см. А. И. Опарин, «Возникновение жизни на Земле» (3 изд., 1957)]. Можно думать, что Ж., являющаяся результатом закономерного развития материи, возникает во Вселенной в известных условиях, образующихся при достижении планетами определ. этапа развития, и что поэтому химич. свойства живого во всей Вселенной сходны. Однако нет ничего логически противоречивого и в предположении о возможности Ж. при химич. составе ее носителей, глубоко отличном от состава известных нам живых тел. Даже в условиях Земли нек-рые живые тела обладают резко уклоняющимися особенностями продуктов обмена веществ. Большая часть живых тел откладывает запасные вещества в виде крахмала, белков, жиров и др. органич. соединений. Однако, напр., серобактерии накопляют как запасное вещество минеральную серу, к-рую они окисляют до серной кислоты и таким образом добывают энергию. Нек-рые африканские растения образуют жирные кислоты, в состав к-рых входит фтор и к-рые чрезвычайно ядовиты для др. организмов. Селен химически очень близок к сере, однако он встречается в организмах обычно в очень небольших количествах, и увеличение его содержания действует на них крайне губительно. Но существуют растения (астрагалы), растущие на почвах, богатых селеном, у к-рых в аминокислотах, нормально содержащих серу (метионин, цистеин), она частично заменяется селеном. В опытах в пробирке при нек-рых ферментативных реакциях, требующих фосфорной к-ты, ее можно заменить химически близкой к ней мышьяковой к-той. Если попытаться предположить, при каком химич. составе, резко отличающемся от состава земных живых тел, возможна Ж., то естественно прежде всего обратиться к элементам или соединениям, близким по свойствам к входящим в состав носителя Ж. на Земле. Именно по этому пути идут гипотезы, имеющиеся по данному вопросу в совр. науке. Наиболее часто мысль авторов гипотез обращается к кремнию — элементу, по химич. свойствам особенно близкому к углероду. Однако кремний обладает рядом особенностей, существенно отличающих его от углерода. Если аналог метана (СН4), содержащий вместо углерода кремний (SiH4), также газообразен, то кремниевый аналог углекислого газа (С02) является твердым веществом (Si02). Это зависит от резко выраженной способности кремниевого ангидрида к полимеризации. Т. о., живое вещество, окисляя кремний, выделяло бы твердый нерастворимый продукт. Соединения кремния легкообразуютполимеры, отличающиеся исключит, устойчивостью к высоким температурам. Если представить себе Ж. в формах, приспособленных к высоким температурам, то все процессы в живых телах должны были бы идти иначе, чем на Земле; в таких условиях живые тела могли бы использовать кремний так же широко, как на Земле они используют углерод. ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ — ЖИЛЬСОН 137 Вопрос об ином, чем на Земле, носителе Ж. относится к области, о к-рой мы не можем пока составить достаточно конкретных представлений. Однако необходимо исходить при обсуждении относящихся к этому вопросу гипотез из следующего принципиального соображения. Наличие белков, нуклеиновых кислот, их характерное строение является в условиях Земли верным критерием того, что мы имеем дело с живым телом или с продуктом его жизнедеятельности. Если Ж. возможна при ином химич. составе, то этот критерий утрачивает свое значение и возникает вопрос, как определить живое тело, хотя бы в нем не было ни белка, ни нуклеиновых кислот, ни клеточного строения. Очевидно, что критерий Ж. при таком предположении следует расширить. Мы будем считать тело живым, независимо от его химич. состава и строения, если оно будет способно к саморегуляции, к самовоспроизведению в широком смысле слова, включающем и восстановление организма путем обмена веществ, и размножение, а также к эволюции. Успехи сов. науки и техники в исследовании космоса открывают широкие перспективы изучения Ж. на других планетах. Одна из ближайших задач в этом направлении — установить, сохранились ли остатки живых тел на таких «мертвых» небесных телах, как Луна. Если там будут найдены следы живых организмов, имеющих сходное строение с живыми телами Земли, это говорило бы в пользу единства законов развития Ж. во Вселенной. Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; его ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ (Gislebertus Porre-tanus) (ок. 1080—1154) — франц. философ, представитель рационалистич. тенденций в истории зап.-европ. ср.-век. философии. С 1124 — магистр в Шартре, а за- тем и в Париже, с 1142 — епископ Пуатье. Принимал активное участие в споре об универсалиях, выступая как умеренный реалист; развивал своеобразную филос. концепцию о «сущности» и «существовании», определяющих всякое бытие. Под первым («subsisten-tia») он понимал ответ на вопрос: «чем данное бытие определяется как таковое (quo est); под вторым («substantia») — «что такое данное бытие» (quod est). Попыткой применить эти рассуждения к понятию бога, различением понятий «deus» (бог) и «divinitas» (божественность) Ж. П. вызвал против себя обвинения со стороны Бернара Клервоского и его сторонников; был привлечен к суду на Реймском церк. соборе 1148; избег осуждения, обязавшись исправить нек-рые свои высказывания в «Комментариях» на трактаты Боэция («Commentaria in Boethium»), «Шестиднев» («De heb-domadibus») и «О святой троице» («Do trinitate»). В воззрениях Ж. П. наиболее прогрессивное значение имела идея о полном соответствии вещей их отражению в мышлении и языке, откуда он приходил и к выводу о том, что логика познания вещей есть логика самих вещей, т. е. что существует соответствие вещей их познанию. Ж. П., по-видимому, развивал и характерную для гиартрской школы идею о вечности и не-сотворенности мира. Ж. П. оказал большое влияние на многих современников и более поздних мыслителей вплоть до Иоахима Флорского и Экхарта. Приписывавшееся Ж. П. авторство трактата «О шести началах» («Liber de sex principiis»), рассматривавшегося как дополнение и комментарий к учению Аристотеля о категориях и пользовавшегося огромной популярностью до 16 в., в последнее время подверглось сомнению. С оч.: Commentaria in Boethium, в кн.: Patrologiae cursus completus, ser. latina, accur. J. P. Migne, t. 64, P., 1861, col. 1255, 1313, 1353; Lettres a Bernard de Chartres, в кн.: Y v e s de Chartres, Lettres d'Yves de Chartreset d'autres person-nages de son temps, 1087—1130, P., 1885 (Memoires de la So-ciete archeologique d'Eure-et-Loir, t. 8); The commentary... on Boethius «De hebdomadibus Traditio», 1953, [№] 9,. p. 177—211; Liber de sex principiis, 2 ed., Monasterii, 1953;. The commentary... Contra Eutychen et Nestorium, «Arch, d'histoire doctrinale et litteraire du moyen Age», 1954, an. 29, p. 241—357; The commentaries... on the two Boethia «Opus-cula sacra» on the Holy Trinity, в кн.: Nine mediaeval thinkers. A collection of hitherto unedited texts. Ed. by J. R. O'Don-ne-11, Toronto, 1955 (Studies and texts, 1), p. 23—98. Лит.: BerthaudA., Gilbert de la Porrde et sa philo- ЖИЛЬСОН (Gilson), Этьенн (р. 13 июня 1884) — франц. бурж. философ, представитель неотомизма. Историк ср.-век. философии, академик (1946), проф. Коллеж де Франс и ун-тов Лилля, Страсбура, Парижа, Гарварда (США); директор Ин-та средних веков в Торонто (Канада). Осн. задачей философии считает возрождение схоластич. системы Фомы Аквипского как «философии будущего». Возрождение томизма Ж. видит гл. обр. в восстановлении утраченных ныне прав теологии. Вся тайна томизма, по Ж., заключается в достижении гармонии философии и религии, причем гармония эта «выступает как необходимое следствие требований самого разума» («Le Thomisme. Introduction a la philosophic de saint Thomas d'Aquin», P., 1942, p. 39). Ж. утверждает, что христ. откровение с его трансцендентными и непознаваемыми разумом истинами, с новым понятием «христианского» бога якобы вызвало революцию в метафизике и онтологии. Он рассматривает философию начиная с эпохи Возрождения как непрерывную цепь ошибок и заблуждений. В историко-филос. работах Ж. при 138 ЖИТЛОВСКИЙ — ЖОЛИО-КЮРИ помощи определ. интерпретации истории человеческой мысли стремится доказать, что единственным выходом из тупика, в к-рый зашла философия, является возвращение к позициям средневековья. В противоположность Маритену, Ж. отрицает как противоречие в самой своей основе определение томизма как «критического реализма» (см. «Realisme tho-miste et critique de la connaissance», P., 1947, p. 162—63, 181, 182), противопоставляя ему свою концепцию непосредств. очевидности реальности (идеалистически истолкованной) как предшествующей любому акту теоретич. познания. Ж. признает роль чувственного и рационального моментов в познании, но считает, что и тот и другой постигают лишь внешнюю поверхностную сторону исследуемых предметов, ибо сущность мироздания раскрывается лишь в «откровении», к-рое содержится в религии; философия достигает лишь относит, истины, абсолютную же истину дает религия. С о ч.: La philosophie de Saint Bonaventure, P., 1924; Saint Thomas d'Aquin, P., 1925; Theologie et histoire de la spirituality, P., [1943]; La philosophie au moyenage, 2 ed., P., 1944; L'esprit de la philosophie medievale, P., 1948; Existentialisme Chretien, P., [1948]; Christianisme et philosophie, P., 1949; Jean Duns Scot. Introduction a ses positions fondamentales, P., 1952; Les metamorphoses de la Cite de Dieu, [P.], 1953; Church speaks to the modern world, N. Y., 1954; Les idees et les lettres, P., 1955; The unity of philosophical experience, Phil., 1955; History of christian philosophy in the Middle Ages, N. Y., 1955; Peinture et realite..., P., 1958; Introduction a la philosophie chretienne, P., 1960; Le philosophe et la theologie, P., 1960. Лит.: Еыховский Б. Э., Неотомизм — современная ЖИТЛОВСКИЙ, Хаим Иосифович (1865—1943)— один из теоретиков партии эсеров и еврейского националистич. движения, выступавший в конце 19— нач. 20 вв. с критикой марксистской диалектики. С 1908 жил в США, сотрудничал в прогрессивных журналах; з последние годы жизни относился с симпатией к СССР. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |