|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИСЛАМ—ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 2 страницаРазносторонняя деятельность гуманистов и естествоиспытателей Испании 17 в. в борьбе против схоластики и в области точных наук требовала более прочной основы, к-рую Кеведо-и-Вильегас, Фернандо Кар-досо (1615—80), Хуан Карамуэль де Лоблоковиц (1608—82) и др. находили в философии Эпикура. Де-мократич. социально-политич. идеи развивали Диего Сааведра Фахардо (1584—1648) и Франсиско Марти-нес де ла Мата (р. в конце 16 в.). Последний называл себя «слугой страждущих бедняков» и предлагал решить стоявшие перед Испанией экономич. проблемы с помощью аграрной реформы. На передовых мыслителей Испании 2-й пол. 17 в. благотворное влияние оказали идеи Декарта и Гассенди. В распространении идей гуманизма в 1-й пол. 17 в. большую роль сыграло творчество Мигеля де Сервантеса (1547—1616) и Лопе де Вега (1562—1635). Дух религ. нетерпимости и инквизиц. террора определил характер офиц. католич. философии в Испании этого времени. Ее крупнейшие представители (Хуан де Санто Томас, 1589—1644; Родриго де Арриага, 1592—1664) ограничивались бесплодным повторением учения Фомы Аквинского. Мистич. идеи развивал Мигель де Молимое. С позиции концептуализма выступил Бальтасар Грасиан-и-Моралес. Центрами независимой науч. мысли в Испании 18 в. были Севилья и Валенсия с ее ун-том. В Севилье издавался «Revista mensual de Filosofia, Literatura у Cien-cias de Sevilla». Новой философии покровительствовала Королевская академия языка, созданная в 1714. В основанной в 1734 Академии медицины, а четыре года спустя — в Академии истории пробивали себе дорогу новые веяния в науке и философии. Был открыт Реальный ин-т (Instituto de estudios reales) no изучению точных наук и учрежден ряд спец. школ по изучению естеств. наук, математики, медицины, инженерного дела. В конце 18 в. в Испании был основан педа-гогич. ин-т, в к-ром большим влиянием пользовались идеи педагогов-просветителей, в т. ч. и Песталоцци. Создаются музеи естеств. наук, ботанич. сады и обсерватория св. Фернандо. В 1711 была основана Королевская биб-ка (Real Libreria), из к-рой впоследствии выросла совр. Нац. биб-ка Испании. Были созданы т. н. Экономические об-ва, к-рые занимались не только изучением состояния экономики страны и возможных реформ, но и большой просветит, деятельностью. Борьба против церк. идеологии и произвола абсолютизма сопровождалась попытками выработать конкретные планы обществ, реформ и преобразования нар. просвещения. Передовые мыслители Испании 18 в. обращали особое внимание на реформы с. х-ва. Широкое хождение получают идеи физиократов — «первой систематической концепции капиталистического производства» («Капитал», т. 2, 1955, с. 359). Исп. просве- тители 18 в. отвергли схоластич. метафизику как безжизненный плод теологич. предрассудков и идеологически подготовили первую исп. бурж. революцию 1808—14. Сохраняя свою нац. самобытность, передовая И. ф. того времени развивалась в связи с учениями Декарта, Гассенди, Локка, Вольтера, Руссо, энциклопедистов и Кондильяка. Подчас имена этих философов упоминались исп. авторами для того, чтобы отвлечь от себя внимание цензуры. Крупнейшими представителями Просвещения 18 в. были Фейхоо и Ховелъянос. Дом Олавиде был центром собраний исп. энциклопедистов. Видным представителем Просвещения также был проф. права Валенсийского ун-та, библиотекарь двора Грегорио Маянс-и-Сискар. Свидетель франц. революции, Андрее де Санта Крус выступил с утверждением о том, что католицизм изжил себя и что религия должна быть заменена «естественным законом». Философами-сенсуалистами, последователями Кондильяка были Антонио Эксимено-и-Пухадес (1729—1808) и Хуан Андрее (1740—1817). В своей книге «Maignanus redivivus, sive de vera quidditate accidentium in Eucharistia manentium» (1720) Хуанде Нахера отстаивал атомизм и подвергал резкой критике соч. схоластов, хотя позже в «Философских разочарованиях» (J. de Najera, Desen-gafios filosoficos, 1737) он отрекся от атомистич. философии и перешел на позиции схоластики. Атомистич. философии Гассенди следовал и Алехандро Авен-даньо, к-рый в 1716 издал в Мадриде «Философские диалоги в защиту атомизма в ответ на аристотелевские возражения Франсиско Паланко» (Alejandro de Avendano Dialogos filosoficos en defense del atomismo у respuesta a las impugnaciones aristote-licas del R. P. M. Fr. Francisco Palanco, с предисл. Ca-паты). В 1735 Хуан Баутиста Берни, проф. философии Валенсийского ун-та, издал «Рациональную, естественную, метафизическую и нравственную философию» (Juan Bautista Berrii, Filosofia racio-nal, natural, metafisica у moral), в к-рой защищал принципы атомизма Гассенди и сенсуализма. Верни обосновывал правомерность отделения философии от теологии. Развитие наук о природе выдвинуло целую плеяду философов-естествоиспытателей, боровшихся против схоластики: Томас Висенте Тоска, Диего Ма-тео Сапата, Мартин Мартинес, Андрее Пикер-и-Ар-руфат и др. Начиная со 2-й пол.18 в. инквизиция почувствовала, что она не в состоянии подавить антисхоластич. идеологию одним насилием. Церковь противопоставляла ей полемич. писания дипломированных лакеев поповщины: доминиканцев-томистов, францисканцев-ско-тистов и иезуитов-суаристов. Схоластика полностью исчерпала себя и не могла выдвинуть против «инакомыслящих» ни одной новой идеи, ограничиваясь повторением писаний теологов 16—17 вв. Она стремилась опорочить прежде всего сенсуалистич. и рацио-налистич. теории познания идеологов антисхоластич. направления, ссылаясь на «бессилие» познават. способностей человека и, в первую очередь разума, и утверждала, что истина не существует вне бога. С этих позиций и выступали Ф. Альварадо (1756—1814), Фернандо де Себальос (1732—1802), Хуан Мартин Лессака (1681 — 1748), Франсиско Паланко (1657 — 1720) и др. В 19 в. капитализм пробил себе дорогу в Испании, хотя она и оставалась по сравнению с передовыми в экономич. отношении странами Зап. Европы отсталой аграрной страной. Развитие капиталистич. отношений пошло в Испании по т. н. прусскому пути. Быстро развивались наука, иск-во, культура. В 1837 открыл свои двери ун-т Мадрида, а в 1876 — «Свободный институт образования» («Institucion libre de ensenanza»), к-рый стал важнейшим центром передо- ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 341 вой обществ.-подитич. и филос. мысли Испании. Он издавал «Boletin de la Institucion libre de ensenanza». Появились периодич. издания «Pensamiento moderno» и «Revista contemporanea», в к-ром отражались новые течения филос. мысли. Была основана «Философская библиотека» («Biblioteca filosofica»), Федерико де Кастро и Мануэль Салес начали издавать «Научно-литературную библиотеку» («Biblioteca cientifico-lite-raria»). Несмотря на общий культурный подъем, положение ун-тов, все еще находившихся в руках церкви, было по-прежнему незавидным. «Разрабатывалась» и офиц. теология: в соответствии с энцикликой «Aeterni Patris» Льва XIII в Мадриде и Севилье были созданы спец. академии по изучению доктрины Фомы Аквинского. В 19 в. обострение классовых противоречий достигло невиданного до тех пор уровня и породило пять бурж. революций. Подавление реакцией свободы нац. меньшинств Испании сопровождалось борьбой с нац.-освободит, движением в колониях. Во 2-й пол. века на арене политич. борьбы как самостоят, политич. сила появился рабочий класс. Возникли политич. орг-ции и партии различных классов и социальных слоев исп. общества. С середины и во 2-й пол. 19 в. все большую популярность приобретают утопич. и мелкобурж. социалистич. учения (прудонизм, бланкизм и т. п.). Во 2-й половине века в Испанию проникает и марксизм. С начала века передовую филос. и общественно-по-литич. мысль в Испании представляли бурж.-либе-ральные идеологи, эволюционировавшие с середины века в сторону реакции — идеализма, иррационализма, оправдания существующего политич. порядка, отказа от идей просвещения, прогресса и т. д. Развитие идей бурж. просвещения и материализма в 1-й пол. 19 в: продолжило традиции, сложившиеся в предшествующие века, и было тесно связано с пропагандой естеств.-науч. представлений. Это направление И. ф. было представлено рядом значит, деятелей. К их числу относятся Хосе Мария Бласо-и-Крес-ио (1775—1841), участник борьбы за независимость Испании, проф. Оксфордского ун-та, отказавшийся от идей католицизма, Хуан Антонио Льоренте (1756— 1823), еще в 1784 воспринявший идеологию энциклопедистов и питавший надежду на возрождение Испании с помощью Франции; Рамон де Салас (конец 18 — начало 19 вв.), проф. Саламанкского ун-та, депутат кортесов 1820, на к-рого в 1796 был составлен донос в инквизицию, в результате чего он был сослан. Салас выступал против феод.-монархич. произвола и ратовал за установление конституц. режима. Передовым публицистом-просветителем, активным борцом против абсолютизма, занимавшим левые позиции в либеральном движении, был Альберто Листа-и-Арагон (1775— 1848). В 1840 он был назначен деканом фак-та философии и лит-ры ун-та Севильи. К этому же направлению принадлежал и Мигель Мартель (1-я пол. 19 в.), депутат кортесов 1820 и проф. философии морали ун-та Саламанки. В «Основах философии морали» («Е1е-mentos de filosofia moral», 1820) он высказал свое от-рицат. отношение к схоластике и свою симпатию к идеям сенсуализма. С программой «общественного возрождения» Испании путем проведения аграрной реформы, к-рая бы положила конец «мертвым рукам», т. е. латифундистам, выступили видный социолог и историк Франсиско Мартинес Марина (1754—1833) и Альваро Флорес Эстрада (1766—1853), один из крупнейших социологов и экономистов 1-й пол. 19 в., борец против абсолютизма и за предоставление свободы народам исп. колоний. Просветителями, врагами абс. монархии и обскурантизма были Ларра и Марчена, являвшийся убежденным материалистом. К числу бурж. просветителей 2-й пол. 19 в. принадлежит и Педро Сала-и-Вильярет, к-рый выступил в 1877— 1886 с серией статей, критиковавших попытки обновления схоластики. Резкой критике схоластики посвящена его работа «Теология в Испании» (P. Sala у Villaret, La teologia en Espafia, 1886). Свои симпатии к материализму он высказал в книге «Лукреций. Античный материализм» («Lucrecio. El materialismo aatiguo»). В 1891 в Мадриде вышел его капитальный труд «Материя, форма, сила» («Materia, forma у fuerza; diserio de una filosofia»). Видным представителем просвещения, выработавшим программу бурж.-демократия, преобразования общества путем проведения аграрной реформы и демократизации всей политич. жизни Испании, был Хоакин Еоста-и-Мар-тинес. Путь от схоластики к просвещению, а от него к идеям социализма, правда оппортунистического, проделал философ и писатель Анхель Ганивет. Крупнейшим представителем революц.-демократич. мысли Испании был Франсиско Пи-и-Маргаль. Он использовал диалектику для обоснования необходимости революц. преобразования общества в интересах трудящихся. Энгельс писал, что «среди официальных республиканцев Пи был единственным социалистом, единственным человеком, сознавшим, что республике необходимо опираться на рабочих» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 461). Отд. представители наиболее передовой части исп. интеллигенции примыкали к марксизму. К их числу относится выдающийся естествоиспытатель Хайме Вера (1859—1918). Он являлся автором целого ряда естеств.-науч. и обществ.-политич. работ, в т. ч. и Доклада (1884), к-рый исп. социалисты представили в гос. комиссию по социальным реформам и в к-ром нарисована яркая картина разложения бурж. общества и обострения его классовых противоречий. Вера утверждал, что капитализм все в большей степени становится тормозом подлинного, всестороннего развития науки и что только пролетариат может развивать ее в интересах всего народа. Однако Вера не сумел до конца изжить иллюзии, типичные для бурж. просветителей. В борьбе против схоластики большое значение имело распространение эволюц. теории, горячими пропагандистами к-рой были Антонио Мачадо-и-Нуньес, Рафаэль Гарсиа-и-Альварес, Аугусто Гонсалес де Ли-нарес и др. В 1847 осуждению инквизиции подвергся френолог Мариано Куби-и-Солер (1801—75), автор «Френологии и ее успехов» (Mariano Cnbi у Soler, La Frenologia у sus glorias, 1853—57). Выдающимся философом-материалистом, врачом, публицистом и политич. деятелем был Педро Мата-и-Фонтанет. Наиболее крупным естествоиспытателем-материалистом 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. был Рамон-и-Кахалъ. В 19 в. в Испании начинают распространяться идеи утопич. социализма Фурье, Кабе и Прудона. В 1841 фурьерист Хоакин Абреу предпринял попытку устроить фаланстер вблизи Кадиса. В 1846 другой последователь Фурье, Фернандо Гарридо-и-Тортоса (1821 —83), начал издавать в Мадриде журн. «La At-raccion». Он был автором мн. работ по вопросам социализма и рабочего движения. В них Гарридо выступал в защиту гор. бедноты и за создание федеративной республики. В 1847 Альдон Террадас и Нарсисо Монтуриоль начали издавать в Барселоне социалистич. еженедельник «La Fraternidad», к-рый проповедовал идеи Кабе. Под влиянием этого журнала в каталонской столице была создана школа для рабочих, в к-рой изучалось «Путешествие в Икарию» Кабе. В сер. 19 в. в Испании развивается прудонизм. Прудонистские товарищества рабочих начали особенно распространяться в провинциях Валенсия, Барселона, Мадрид. В 1868 была создана в Мадриде первая орг-ция исп. секции Интернационала. В ее состав вошли Франсиско 342 ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Мора, Ансельмо Лоренсо, Мануэль Кано, Фран-сиско Олива и др. В 1870 в Барселоне был созван первый съезд сторонников Интернационала, на к-ром была учреждена Исп. региональная федерация Интернационала. Особую роль в пропаганде науч. социализма в Испании сыграли Лафарг и Энгельс, к-рый был секретарем-корреспондентом Интернационала по исп. делам. В 1871 в Испании были созданы в противовес исп. бакунистам социалистич. орг-ции во главе с Хосе Меса, Пабло Иглесиас, Фрапсиско Мора и др. В 1872 на II конгрессе исп. секции Интернационала социалисты выступили с критикой идеологии и политики анархистов. Социалисты вышли из исп. секции и создали «Новую мадридскую федерацию». В 1879 была создана «Социалистическая рабочая партия Испании». В силу особенностей соц.-политич. развития Испании 2-й пол. 19 в. в рабочем движении доминировал анархизм (см. Анархизм и Анархо-синдикализм). Одним из зачинателей пропаганды марксизма в Испании был Хосе Меса (1840—1904). Ему принадлежат переводы «Манифеста Коммунистической партии», «Нищеты философии», «Восемнадцатого брюмера Луи Бонапарта» и др. произведений основоположников марксизма. Он является автором биографии К. Маркса (1891). По словам Энгельса, Меса «... без сомнения, наиболее выдающийся из наших людей в Испании как по своему характеру, так и по таланту и, безусловно, один из лучших наших людей вообще» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 180). Под руководством X. Меса исп. секция была одной «из лучших организаций Интернационала» (там же, с. 181), а ее орган «Эмансипация» («La Emanci-paciori») —лучшей газетой Интернационала. Видным пропагандистом идей марксизма был и Франсиско Мора (1842—1924), автор «Истории испанского рабочего социализма» («Historia del socialism о obre-ro espafiol», Md., 1902). Мора боролся против идеали-стич. концепции истории, к-рая служила теоретич. основой анархистских идей. По его мнению, гос-во является необходимостью на определенной ступени обществ, развития, и только революция пролетариата откроет путь к обществу, в к-ром «управление людьми будет заменено управлением вещами и производственными процессами» (указ. соч., р. 14). Популяризации основ марксизма и разоблачению его фальсификаторов посвящена книга Вольнея Конде-Пелайо (р. во 2-й пол. 19 в.) «Марксистские статьи. Жизнь и идеи Маркса» («Articulos marxistas. Vida у teorias de Marx», 1931). В ней дается высокая оценка значения метода диалектич. материализма Маркса для познания и преобразования общества. Примером применения марксизма к изучению истории обществ, развития Испании служит книга Хуан Хосе Морато (1864 —1938) «Заметки по истории способов производства в Испании» (1896). Известную роль в пропаганде отд. положений марксистской теории сыграл Пабло Иглесиас (1850—1925), впоследствии перешедший на позиции оппортунизма и ревизионизма. Оценивая значение деятельности первых пропагандистов марксизма в Испании, Д. Ибаррури писала, что «наряду с их большими заслугами, эти люди недопонимали роль рабочего класса, его единства и задачи независимой партии пролетариата» («40 anos del Partido Comunista de Espana, sus raices, su base ideologica, sus activida-des», [Praga], 1960, p. 2). Bo 2-й пол. 19 в. в бурж. кругах Испании начинает распространяться эклектика Кузена, представителем к-рой был Томас Гарсиа Луна (ум. в 1880), идеи шотландской школы (Рамон Марти де Эйксала, 1808—57, и Франсиско Хавъер Льоренс-и-Барба,. 1820—72). С 1857 проф. Центрального ун-та Мадрида Хулиан Сане дель Рио начал пропаганду идей нем. фи- лософа Краузе. Сторонником философии краусизма был и Франсиско Хинер де лос Риос (1839—1915), автор ряда трудов по философии, педагогике, социологии, эстетике. В ходе революции 1868—73 проявилась беспомощность краусизма в решении социальных вопросов. Она явилась осн. причиной его кризиса. С 1874 руководящие позиции в Атенее Мадрида заняли неокантианцы и позитивисты; краузисты сохраняли свое влияние лишь в Центральном ун-те. Начиная с 1875 краусизм в Испании перестал существовать как единое течение. В 60—70-х гг. 19 в. в кругах исп. интеллигенции появляется интерес к неокантианству. Его зачинателем в Испании был философ и математик Рей. К неокантианству перешел от краусизма Ревилья, эволюционировавший в конце жизни к позитивизму. Др. видным представителем философии неокантианства были Перохо-и-Фигерас, Николас Сальмерон-и-Алонсо (1838—1908), видный политич. деятель и философ, автор «Концепций метафизики» (N. Salmeron-y-Alon-so, Concepto de la metafisica, 1870) от краусизма пришел к идеям, близким философии Шопенгауэра. Приверженцем позитивизма был и Педро Эстасеп-и-Кортада (1855—1913), прочитавший курс лекций о позитивизме и издавший в 1877 в Барселоне книгу «Позитивизм, или Система опытных наук» (Pedro Estasen у Cortada, El positivismo, 6 sistema de las ciencias experimentales). От позитивизма Конта к позитивизму Спенсера перешли Карлос Мария Кор-тесо (р. 1850) и Луис Симарро Лакабра (1851 — 1921). Эволюцию от краусизма к позитивизму проделал также проф. социологии Центрального ун-та Мануэль Салес-и-Ферре (1840—1910). Он был основателем Ин-та социологии и автором «Трактата по социологии» (Manuel Sales у Ferre, Tratado de sociologia, evolucion social у politica, v. 1—2, 1889— 1895). Философ и врач Матиас Нието Серрано (1813—1902) следовал философии Ренувъе и пытался связать неокантианство и позитивизм. Со 2-й пол. 19 в. в Испании начинает широко распространяться (особенно в Севилье) неогегельянство. Зачинателем этого филос. течения был проф. метафизики Севильского ун-та Хосе Контеро-и-Рамирес (1791 —1857), не оставивший после себя печатных трудов. Его взгляды развили дальше его ученики — Антонио Бенитес де Луго (1841—97), автор «Философии права, или Основного исследования его с точки зрения доктрины Гегеля» (Antonio Benitez de Lugo, Filosofia del derecho о estudio fundamental del mismo segun la doctrine de Hegel..., 1872). Первый перевод «Логики» Гегеля на исп. яз. принадлежит Антонио Фабье-и-Эскудеро, к-рый сочетал философию Гегеля с религиозной верой. Видный политич. деятель, республиканец, философ и историк Эмилио Кастелар-и-Риполь (1832—99) пытался использовать диалектику Гегеля для обоснования идеи прогресса, но он не шел дальше признания ограниченных бурж. свобод. Как ответ на развитие революц. движения и передовых филос. идей в реакционных слоях исп. общества усиливаются религ.-мистич. настроения: спиритизм, сохранивший свое влияние до начала 20 в., теософия (в 1889 была создана исп. группа Теософич. об-ва). В сер. 19 в. в Испании распространилась идеология традиционализма, выражавшая интересы наиболее реакц. слоев исп. общества. Ее провозвестниками были Доносо Кортес и, в известной мере, Балъмес Урпия. Вместе с традиционалистами единым фронтом выступали ортодокс, схоласты. Своим усердием в борьбе против рационализма и материализма, а также против новых веяний в бурж. философии выделялись сторонники схоластики Хуан Мануэль Орти-и-Лара ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 343 (1826—04) и Алехандро Пидаль-и-Мон (1^46—1913). В 1851 между Римом и исп. цр-вом был подписан конкордат, по к-рому католич. религия объявлялась государственной, нар. образование должно было полностью опираться на принципы и доктрины церкви, а гос-во обязывалось оказывать церкви всяческую поддержку, в частности в запрещении «опасных» изданий. .В отличие от традиционалистов и ортодокс, схоластов и в противовес им, во 2-й пол. 19 в. в Испании получают распространение идеи либерального, а также «рационального» и «естественного» католицизма, глашатаем к-рых был Фернандо де Кастро. Марсе-лино Менендес-и-Пелаио пришел к утверждению принципов терпимости к «инакомыслящим» и свободы мышления. Он считал необходимым отказаться от насилия в решении религ. споров и утверждал целесообразность эволюции церкви и гармонии с «духом времени». В 1876 возник т. н. спор об исп. науке. Формально речь шла о том, существует или нет самобытная исп. наука и если да, то каков ее характер. Этот спор затронул животрепещущие вопросы идеологич. борьбы того времени. Идеологи крайней реакции, возглавляемые Пидаль-и-Моном, считали, что исп. наука и философия тождественны учению ортодокс, схоластики. В борьбе с этой т. зр. Ревилья, Аскаратеи Перохо начисто отрицали существование чего-либо положительного в истории исп. науки и философии. Для дальнейшего развития философии они предлагали обратиться к ученым и мыслителям передовых стран Зап. Европы, прежде всего Германии. Менендес-и-Пелайо занял в этом споре компромиссную позицию. С его т.зр., подлинно исп. наука гармонически сочетает принципы религии и мировоззрения нового времени. По Менендесу-и-Пелайо, примером такого сочетания является, напр., учение Вивеса. Спор об исп. науке постепенно вылился в спор о «проблеме Испании», о причинах ее падения, «исключительном» характере и путях ее историч. развития. Эта проблема продолжает оставаться одной из осн. тем филос. споров и в наши дни. Поражения бурж. революций 19 в., рост рабочего движения и распространение идей социализма углубили кризис идеологии исп. буржуазии. Значит, часть теоретиков исп. буржуазии пыталась решить «проблему Испании» с позиций субъективного идеализма, иррационализма и интуитивизма, объясняя особенности развития страны, в т. ч. идеологии, особенностями психологич. склада исп. народа. В бурж. историографии поколение бурж. идеологов, выступавших в конце 19 в., известно под названием «поколения 1898 года». Оно явилось зачинателем филос. мысли Испании эпохи империализма, характеризующейся быстрым развитием монополистич. капитала, сохранением феод, пережитков, подчинением страны империа-листич. державам. Решающими событиями, определившими ход и особенности идеологич. борьбы в Испании этого периода, являются, с одной стороны, подъем рабочего движения в 1917—23, создание Коммунистич. партии Испании— КПИ (1920), бурж.-демократич. революция 1931, нац.-революц. война 1936—39, антиимпериалистич. и антифеод, борьба исп. народа; с другой — установление воен. диктатуры Примо-де-Ривера (1923—29), а впоследствии — фашистской диктатуры Франко. Идеология наиболее реакц. сил исп. общества разрабатывалась в 20 в., как и прежде, представителями офиц. церкви. В 1931 церковь в результате преобразований, проведенных бурж.-демократич. революцией, была отделена от гос-ва. Однако пр-во Франко вступило в союз с церковью. В ответ на поддержку церкви франкизм расширил ее права и привилегии. Договор пр-ва Франко с Ватиканом, подписанный в 1941, восстановил осн. положения конкордата 1851. Новый конкордат 1953 еще более укрепил позиции церкви. Она занимает господств, положение во всей системе нар. образования, в издательском деле и пр. формах идеологич. жизни. По мере углубления кризиса господств, классов Испании церковь обращает все большее внимание на идеологич. вопросы. В 1948 в Малаге и Севилье были созданы духовные школы обществ, наук. В 1951 был учрежден Ин-т обществ, наук им. Льва XIII. При Высшем совете науч. исследований был создан томистский Ин-т им. Л. Вивеса, издающий «Revista de filosofia». В 1949 были установлены т. н. недели общественных наук, целью к-рых является пропаганда «социального идеала» церкви. С аналогичной целью регулярно проводятся «недели философии». Одним из вдохновителей политич. и идеологич. активности церкви является епископ г. Малаги Анхель Эррера. Совр. схоластика в Испании представлена: 1. Суа-ристами-иезуитами, издающими с 1945 журнал «Рец-samiento». Этот журнал является теоретич. органом филос. фак-тов иезуитов. 2. Томистами-доминиканцами, филос. рупором к-рых является журнал «La ciencia tomista». Среди них наибольшим влиянием пользуются Сантьяго Рамирес (р. 1891) и Мануэль Барбадо (1884—1945). 3. Сторонниками августинизма, публикующими журнал «La ciudad de Dios». 4. Ско-тистами-францнсканцами, выступающими на страницах журналов «Verdad у vida» и «Estudis franciscanos». Что касается идеологич. реакции во франкистской Испании, то она выступает под лозунгом: «Назад, к Фоме». Вот почему изучению и пропаганде даже таких исп. схоластов, как Суарес, отводится второстепенное значение. Совр. традиционализм представлен Рамиро Маэ-сту и Рафаэлем Калъво Серер. Он состоит на вооружении «Священнического общества св. креста» и «Opus dei», являющегося секретной гражд. орг-цией церкви, поддерживающей на деле франкистский режим. Орден доминиканцев и «Opus dei» занимают господств, позиции в системе нар. образования Испании. Идеология исп. фашизма, известная под названием национал-синдикализма, представляет собой эклектич. смесь клерикализма и идей итал. и нем. фашизма. Вместе с углубляющимся кризисом франкизма влияние национал-синдикализма почти полностью исчезло. Философия совр. буржуазии Испании носит эклектич. характер. Она, как правило, следует за модными течениями филос. мысли др. стран Зап. Европы. Выступая за преодоление «ограниченности» материализма и идеализма, а также против абстрактного подхода к действительности, идеологи буржуазии оказываются в плену субъективного идеализма и солипсизма, метафизики и иррационализма. Они все больше переходят на позиции богоискательства и религ. веры. Позволяя себе подчас отд. выступления против крайней реакции, они направляют острие своей борьбы против нар. масс. Идеология буржуазии представлена неотомизмом [Анхель Амор Руибаля (1869—1930), Хуан Сара-гуэта], «философией жизни», экзистенциализмом и неокантианством. Виднейший идеолог буржуазии Испании Ортега-и-Гасет проделал путь от неокантианства к «философии жизни», а от нее — к идеям, близко стоящим к экзистенциализму. Он явился родоначальником большой и влиятельной школы. Его наиболее поеледоват. ученик — Хулиан Мариас. Педро Лаин Энтралъго и Грегорио Маранъон-и-Пасадилъо придерживаются взглядов, близких к философии Ор-тега. Философия экзистенциализма представлена Мигелем де Унамуно и Ксавьером Субири, неокантианство — Мануэлем Гарсии Моренте. Центрами бурж. филос. мысли являются Ин-т гуманитарных наук 344 ИСПАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (Instituto de humanidades), журнал и изд-во «Revista de Occidente». Субъективно-идеалистич. теорию иск-ва обосновывал Эухенио д'Орс. Традиции реалистич. эстетики и иск-ва отстаивал Антонио Мачадо-и-Руис. По его пути следуют такие выдающиеся деятели исп. культуры, как Хуан Гойтисоло, Блас де Отеро, Габриель Се-лайя и др. Исп. с.-д-тия придерживается в наст, время антикомму нистич. идеологии, т. н. демократического социализма. Она открыто отказалась от идей марксизма и пользуется влиянием преимущественно в среде мел-кобурж. интеллигенции. Из совр. теоретиков исп. с.-д-тии следует отметить идеолога ее правого крыла Луиса Аракистана. Он придерживался взглядов, близких к философии Ортеги-и-Гасета. Др. лидером правой с.-д-тии был неокантианец Хулиан Бестейро. Идеология иен. анархизма переживает период глубокого разложения. В наст, время анархизм не оказывает сколько-нибудь существ, влияния ни на рабочий класс, ни на исп. интеллигенцию. Растущим влиянием пользуется марксистско-ленинская философия. Ее носителем является Коммуни-стич. партия Испании (КПИ).Онаактивно пропаганда рует работы Маркса, Энгельса, Ленина. В переводе историка-марксиста нроф. Венсеслао Росес были изданы «Капитал» Маркса (пер. изд., т. 1, 1886, т. 1—3, 1931) и Избр. соч. Маркса и Энгельса (т. 1—2, 1951 — 1952). На иен. язык переведены «Анти-Дюринг» Энгельса (1913), «Материализм и эмпириокритицизм» (1948), «Детская болезнь „левизны" в коммунизме» (1920), «Что делать?» (1939), «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1919— 1920), «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1919—20) и мн. др. соч. Ленина. Переводятся на исп. язык и осн. работы сов. философов («История философии», «Исторический материализм», «Основы марксистско-ленинской философии» и др.), и работы деятелей междунар. рабочего движения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |