АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ 10 страница

Читайте также:
  1. F2: Казанский кооперативный институт, Морозова И.Г.
  2. II. Semasiology 1 страница
  3. II. Semasiology 2 страница
  4. II. Semasiology 3 страница
  5. II. Semasiology 4 страница
  6. II. Semasiology 5 страница
  7. II. Semasiology 6 страница
  8. II. Semasiology 7 страница
  9. II. Semasiology 8 страница
  10. PART TWO The Grass 1 страница
  11. PART TWO The Grass 2 страница
  12. PART TWO The Grass 3 страница

В условиях борьбы между догматизмом и рациона­лизмом возникали различные течения араб, филосо­фии, имевшие непосредств. отношение к И. о. м. Тако­вы, напр., кружки «Чистые братья» (Ихван ас-сафа), пытавшиеся согласовать философию с религией, устра­нить вражду между духовенством и философами и призывавшие добиться «внутреннего очищения и совершенства» с помощью пауки и религии. Большую роль в борьбе со ср.-век. схоластикой сыграл родона­чальник перипатетизма на мусульм. Востоке араб, философ Кинди.

Выдающееся место в истории развития обществ, мысли Ирана занимает крупный врач, химик и фило­соф Рази (865—926). Он воспринял прогрессивные идеи своих предшественников и углубился в изучение естеств. наук. Его филос. взгляды не были свободны от религ., идеалистич. представлений [из признава­емых им пяти вечных начал мира двумя являются: бог (халек) и общий дух (нафсе колли)], но в его прин­ципах явственно выступала материалистич. тенден­ция (в качестве трех других начал он признавал: праматерию — хаюлайе ула, абсолютное простран­ство — макане мотлак и абсолютное время — замене мотлак).

К числу корифеев науч. мысли средневековья, оказавших большое влияние на развитие И. о. м., относятся Фараби, Бируни и особенно знаменитый врач, поэт и философ Ибн Сина. Его труды по меди­цине, естествознанию, математике, философии, пси­хологии и логике, явившиеся результатом творче­ского и критич. освоения и дальнейшего развития идей антич. философов (гл. обр. Аристотеля) и рацио-налистич. подхода к изучению человека и природы, привели его к порогу материалистич. толкования и объяснения мн. явлений жизни.

Прогрессивная филос. мысль нашла свое отражение и в раннеклассич. поэзии. Нар. тенденция, выра­жавшаяся в восхвалении разума и гуманности (Ру-даки), проявлявшаяся в антихалифатской направлен­ности и в благожелательном отношении к нар. движе­ниям (Фирдоуси), обосновалась довольно прочно в перс, лит-ре и имела большое воспитат. значение. Фшософия Ибн Сины, Рази и др. прогрессивных мыслителей 10—12 вв., значительно обогативших своими передовыми идеями И. о. м., вызывала нена­висть со стороны мусульм. духовенства.

Против офиц. канонизированного ислама выступил исмаилизм (карматство — см. Карматы). Движение карматов первоначально выдвигало идею имуществ. равенства, основанного на общинных принципах, однако допускало сохранение рабства. Руководство этим антифеод, движением оказалось в руках аристо-кратич. верхушки и духовенства, поэтому идеология исмшлизма сравнительно быстро стала мистической, реакционной. Но внутри карматства существовала нар. струя, а философия его содержала элементы


рационализма, к-рые нашли свое отражение в творче­стве многих ср.-век. поэтов Ирана. Наиболее круп-ным представителем исмаилитской философии был поэт и мыслитель Насир Хосров. Хотя он и находился в плену мистики и ср.-век. предрассудков, однако в своих трактатах он доказывал необходимость поз­нания материального мира и искал ответа на вопрос о соотношении духа и материи. Наиболее прогрес­сивным элементом его обществ, взглядов является острая критика феод, произвола и прославление труда крестьян и ремесленников.

Стихи известного поэта Омара Хайяма, автора бес­смертных четверостиший (робайят), в к-рых выраже­ны антиклерикальные и свободолюбивые идеи, на­правлены, против мусульм. схоластики. Ему принад­лежит также ряд филос. трактатов, в к-рых обнару­живаются рационалистич. элементы. Прогрессивное воздействие па И. о. м. оказали произв. выдающегося азерб. поэта и мыслителя Низами. Хотя взгля­ды поэта были идеалистическими, он выступал про­тив идеи неизменности мира; идеальным ему пред­ставлялось общество, где нет царя, господствуют свобода, справедливость и труд («Искандер-наме»).

Противником светских наук, рационализма и мате­риализма в философии был богослов и схоласт Га-зали, соединивший ортодоксальный ислам с суфизмом. В 9—10 вв. суфизм начал распространяться и в Иране. На раннем этапе своего развития суфизм выступал против офиц. религии, феод, своеволия и деспотии, отражая недовольство трудящихся поряд­ками, установленными исламом. Тогда суфизм под­вергался гонению со стороны мусульм. духовенства. Но с 11 в. феод, знать и офиц. религия начали подчи­нять суфизм своим интересам и с этого времени он постепенно превращался в благонамеренное мистико-аскетич. течение, проповедующее созерцание, сми­рение и покорность, отказ от борьбы. Суфизм из оппозиц. течения становится течением, в основном покровительствуемым офиц. исламом. Однако отдель­ные прогрессивные филос. идеи находят себе место в произведениях нек-рых авторов — сторонников су­физма, особенно у поэтов (Саади, Хафиза). К числу таких идей относятся, напр., идеи протеста против социального неравенства и несправедливости, требо­вание «автономии личности» и др., в то время доволь­но популярные в гор. ремесл.-торг. среде. Этот бунт против феод, произвола и нашел, в частности, свое спецйфич. отражение в поэзии Хафиза в форме бунта личности, лирики протеста.

В 12 в. возникло филос. течение, получившее на­звание «философии озарения (откровения)» (хекмате эшрак или ишрак). Его сторонники считали, что познание истины достигается не разумом, а открове­нием (Сухраварди). Большую роль в развитии И. о. м. 13 в. сыграл ученый Иаеирэддин Туей, много сде­лавший для развития точных наук и составивший комментарий к аристотеле-авицеиновской логике («Ос­новы логики» — «Асас оль-эгтебас»).

В 14 в. возникает секта хуруфитов (буквешшков), основоположник к-рой Фазоллах Найми (1339— 1396), казненный как еретик, развивал иек-рые фи­лос. положения, противостоявшие мусульм. ортодок­сии. В целом же для И. о. м. 14—16 вв. характерно развитие суфийской философии.

Ярким представителем И. о. м. 17 в. был Молла Садр Ширази, в философии к-рого содержались нек-рые материалистич. и диалектич. элементы. Ми­ровоззрение Садра Ширази, направленное против застывших догм ислама, его передовые обществ.-политич. идеи оказали положит, влияние на дальней­шее развитие И. о. м. К 17—18 вв. относится и дея­тельность Бедиля, писавшего на языке фарси и ока­зывавшего влияние на развитие филос. мысли и


316 ИРАНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ— ИРИБАДЖАКОВ


лит-ры Ср. Азии, Индии и Ирана вплоть до 19—20 вв. В 18 и начале 19 вв. И. о. м. была представлена учени­ками и последователями Садра Ширази, наиболее видными из к-рых были Шейх Али Хазин, Хади Себзевари и др.

Проникновение иностр. капитала в Иран в 19 в. и превращение страны в полуколонию вызвали волну обществ.-политич. движений и способствовали форми­рованию новых идеологич. направлений. В 1844 Сеид Али-Мохаммед Баб основал секту бабидов (см. Ба-бизм) и объявил себя двенадцатым пророком — махди, к-рый, согласно шиитскому учению, исчез в 887 и должен был явиться к скончанию мира, чтобы унич­тожить скопившееся зло на земле и установить со­вершенный социальный строй. Баб проповедовал прин­ципы равенства и призывал своих приверженцев к борьбе за установление справедливого царства. Ба-бизм получил широкое распространение в Иране. Под руководством последователей Баба во мн. про­винциях страны произошли массовые восстания, к-рые были разгромлены шахскими войсками. Бе-хаизм, по имени Бехауллы (наст, имя — Мирза Хусейн Али, 1817—92) — одного из учеников Баба,— высту­пивший в Иране в середине 19 в. и распространенный до сих пор, являлся по своей идеологии и политич. принципам с самого начала компромиссным, а затем и реакц. религ.-сектантским течением, отражавшим интересы компрадоров и проповедовавшим отказ от нац. независимости Ирана.

В конце 19 в. в странах Бл. и Ср. Востока, в т. ч. в Иране, стал распространяться панисламизм, пропо­ведовавший идею объединения всех народов, испове­дующих ислам, в единую исламскую империю. Идео­логом этого течения был Джемаль-ад-дин аль-Афгани (1838—97). Будучи по своей природе течением реакци­онным, панисламизм и превратился в 20 в., после подъема антиимпериалистич. и демократич. движения, в орудие империалистич. политики подавления нац.-освободит. борьбы народов Ирана.

Реакцией на идеологию прогнившего феод, режима, возникшей под влиянием освободит, идей (гл. обр. франц. и рус. литератур), явилось просветительство. Наиболее видными пропагандистами просветит, идей в иранской лит-ре были: выдающийся ученый и ди­ректор первого светского учебного заведения европ. тина Реза Кули-хан Хедаят (1800—71), а также писатели Абд-ор-Рахим Талиб-заде (1855—1910), Зейн-оль-Абедин Мерагеи (1837—1910) и др., испытав­шие воздействие азерб. атеиста, материалиста, писа­теля-реалиста и демократа Мирзы-Фатали Ахундова. Первая рус. революция и Великая Октябрьская социалистич. революция в России воодушевили на­роды Ирана на борьбу за свои демократич. права. Вместе с ростом нац.-освободит, и демократич. дви­жения все большей популярностью в Иране начинают пользоваться марксистские идеи. В 1916 возникла первая в Иране рабочая партия «Адалят» («Справед­ливость»). В 1920 была создана Иранская коммунистич. партия, осн. ядро к-рой составили члены партии «Адалят». Со дня своего существования Иранская коммунистич. партия стояла в первых рядах нац.-освободит. движения иран. народа, вела большую агитационную пропагандистскую работу среди рабо­чих, крестьян и интеллигенции, пользовалась неиз­менным доверием широких масс.

В 1931 пр-во обрушилось жестокими репрессия­ми против Иранской коммунистич. партии, к-рая вынуждена была уйти в подполье. В 1937 реакция провела новые аресты, пытаясь пресечь деятельность марксистов, действовавших в подпольных условиях. В тюрьму была брошена большая группа прогрес­сивных деятелей во главе с талантливым ученым-марксистом, редактором теоретич. органа партии —


журн. «Донья», доктором Таги Эрани, умерщвлен­ным в тюремных застенках полицейскими палачами. Дальнейшее распространение получает марксизм в Иране во время и после 2-й мировой войны. Марк­систско-ленинская теория составляет основу дея­тельности Народной партии Ирана (НИИ), соз­данной в сентябре 1941. Она явилась наследницей и продолжательницей дела Иранской коммунистич. партии. НПИ находится на нелегальном положении, продолжая бороться за свободу и независимость своей родины.

Для борьбы с марксистскими идеями в Иране ис­пользуются различные идеалистические и рели­гиозные учения. В 30-х гг. 20 в. правящая верхушка Ирана стала усиленно насаждать паниранизм. Воин­ствующий шовинизм сочетался с пропагандой фа­шистских идей и созданием профашистских органи­заций. В последнее время в Иране распространя­ются мистич. идеи суфизма как якобы наиболее прием­лемая для иранцев философия, основной смысл к-рой заключается в призыве к воздержанию и самоусовер­шенствованию, к вере во всемогущую силу бога и под­чинению власти. Консервативные круги охотно рас­пространяют в разной форме идеи непротивления, а наряду с ними и различные западноевроп. и амер. идеалистические течения в философии, лит-ре и иск-ве (прагматизм, экзистенционализм, фрейдизм и т. п.). БорьГа против марксизма и рабочего движения ве­дется также путем насаждения ревизионизма и ре­формизма. Проповедь смирения, тесно связанная с пропагандой идеи отказа народа от борьбы за свои права, противопоставляется марксистской философии, к-рая становится все более популярной среди пере­довой иран. интеллигенции.

Лит.: История философии, т. 1, 4, 5, М., 1957—61, т. 1,
гл. 3, т. 4, гл. 9, т. 5, гл. 25; Очерки по истории философ­
ской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1,
М., 1955, гл 3,(; Крымский А. Е., История Персии, ее
литературы и дервишекой теософии, т. 1—3, М., 1909—17;
Восток. Сб. II. Литература Ирана X —XV вв., М — Л., 1935;
Пигулевская Н. В., Маздчкитское движение, «Изв.
АН СССР. Отд. ист. и филос», 1944, ЛГ«4, с. 171—81; Бра­
гинский И. С, Из истории таджикской народной поэзии,
М., 1956; Григорьян С. Н., Из истории философии
Средней Азиии Ирана VII—XII вв., М., 1960;Агахи A.M.,
Талантливый пропагандист марксистско-ленинской филосо­
фии в Иране, «Тр. сектора филосоЛии АН Азерб. ССР»,
Баку. т. 2 (VT), 1960; его же, Распространение идей
vapt сиама-ленинизма в Ир;.не. (До гтор< й мировой иейны),
Ба у, 196; Р а д м а н е ш Р., Единым фронтом в защиту
свободы. К сорокалетию образования Иранской Комму­
нистической партии, «Правда», 22. VI. 1960; Сафа 3 а б и-
холла, Тарихе олуме а;ли дар таиаддоне э;лами... (Исто­
рия рациональных наук в исламской культуре до второй
половины XI в. н. э.), т. 1, Тегеран, 1950—53 (Тегеранск.
ун-т, № 157); Г а ни Кае ем, Faxc дар ас ар ве афкар ве
ахвале Хафез (Исследование произведений идеологии и жизни
Хафиза), т. 2, Тегеран, 1943; Тачихе тасаввоф вар эслам...,
(История суфизма в Исламе...), 2 изд., Тегеран, 1952; N у-
berg H. S., Die Religionen des alten Iran, Lpz., 1938;
Christensen A., L'lran sous les Sassanides, Copenha-
gue, 1944. Д. Комиссаров. Москва.

ИРИБАДЖАКОВ, Николай Николов (р. И окт. 1920) — болг. философ-марксиет, член БКП (с 1940). Окончил Софийский ун-т (1949). Ответств. редактор теоретич. органа ЦК БКП «Новое време» (с 1959).. Работает в области диалектич. и историч. материа­лизма, филос. проблем биологии, критики совр. бурж. идеологии и ревизионизма. Осн. работа И. «Современ­ные критики марксизма» («„Модерни" критици на марксизма», 1960) посвящена критике совр. анти­марксизма.

Соч.: Връзките на комунистическата партия с масите—из-точник на нейната сила и победи, С.,1954; Ролята на народните маси в историята, С, 1956; Гибелни илюзии, С, 1956;Стга!'ици от въоръжената бпрба против фашизма в Търновски окръг, С, 1957; в рус. пер.: Протигоположность марксистскою и буржуазного пониманий современной эпохи, (.Коммунист», 1962, № 10.

Jium.: Орлова К., Павлов А., Против совреме«чо-го антимарксизма, «Коммунист», (961, JV1 9. С. Ангелов. НРБ.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)