|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДИЦГЕН 25 3 страницаМатериалом сознания является внешний мир, к-рый отображается в голове человека благодаря деятельности органов чувств. Д. доказывал, что мысли чистой, беспредметной, в к-рой бы не отразилось содержание внешнего мира, не существует. Признать ДОБРОЛЮБОВ 33 возможность такой мысли — значит допустить, что она возникает сама из себя, подобно тому, как допустить, что нечто возникает из ничего. В действительности человек всегда мыслит о том, с чем он имеет дело в своем опыте, «...человек не из себя развивает понятия, а получает их из внешнего мира, это несомненно доказывается множеством наблюдений над людьми, находившимися в каких-нибудь особенных положениях» (там же, с. 251). Так, напр., слепорожденный пе имеет понятия о свете и цвете, глухие от рождения — о музыке. Обращаясь к вопросам научного метода, Д. критиковал понимание диалектики как абстрактного умствования, как искусной логистики, оторванной от жизни. Правильный научный метод состоит, по Д., в следовании за самой жизнью, в раскрытии ее противоречивых тенденций (см. там же, с. 394). Д. критиковал ме-тафизич. рассмотрение фактов изолированно друг от друга и в отрыве от окружающей действительности: «Вырвать факт из живой действительности и поставить его на полочку рядом с пыльными фолиантами, или классифицировать несколько отрывочных, случайных фактов на основании школьных логических делений — это значит уничтожать ту жизненность, которая заключается в самом факте, поставленном в связи с окружающей его деятельностью» (Поли. собр. соч., т. 1, 1934, с. 432). Критикуя метафизиков, Д. подчеркивал, что прежде всего необходимо понять характер явления, его место в ряду других, его смысл и значение в общем ходе жизни и что этот путь вернее ведет «... к правильному суждению о деле», чем простое оперирование «... всевозможными силлогизмами» (там же, т. 2, 1935, с. 320—21). «Не факты нужно приноравливать к заранее придуманному закону, а самый закон выводить из фактов, не насилуя их произвольно...» (Избр. филос. произв., т. 1, с. 491). Социологические взгляды. Развивая идеи революционной демократии, Д. стремился опереться на социологич. науку, в к-рую он внес немало оригинальных идей. Д. близко подошел к правильному пониманию важнейших проблем историч. науки: обществ, закономерности, классов, классовой борьбы и революции, роли нар. масс и личностей в истории. Перед историч. наукой Д. выдвигал требование изучать человеч. общество как совокупный, внутренне связанный процесс, подчиненный объективной закономерности. Сущность историч. прогресса он видел в движении общества к полному освобождению от социального гнета, к созданию такого строя, в к-ром не будет ни рабов, ни господ, ни париев, ни браминов, ни капиталистов, ни пролетариев, а будет лишь трудящийся народ. Д. нередко связывал политич. и идейную борьбу социальных групп с их материальными интересами. Он писал, что «...материальная сторона во всех житейских отношениях господствует над отвлечённою, и... люди, лишённые материального обеспечения, мало ценят отвлечённые права и даже теряют ясное сознание о них» (там же, т. 2, с. 471). Эту сторону жизни Д. рассматривал в качестве одного из важных факторов, к-рый необходимо учитывать при объяснении любого историч. события. История общества, по Д.,— это история жизни народа и его борьбы за освобождение. В общем ходе истории самое большое участие приходится на долю народа и только весьма малая доля остается для отд. личностей. В ст. «Жизнь Магомета» Д. критиковал тех историков, к-рые не учитывают развитие народа, «живую связь событий». Пытаясь все объяснить влиянием личностей, они вместо подлинной истории создают какую-то плохо составленную «всеобщую биографию великих людей». Д. соглашался, что отдельная, выделяющаяся по своим способностям личность оказывает влияние на ход событий, но это происходит только потому, что замыслы личности соответствуют потребности тех, кто ее поддерживает. Историки «пе хотят понять, что ведь историческая личность, даже и великая, составляет не более как искру, которая может взорвать порох, но не воспламенит камней, и сама тотчас потухнет, если не встретит материала скоро загорающегося. Не хотят понять, что этот материал всегда подготовляется обстоятельствами исторического развития народа, и что, вследствие исторических-то обстоятельств, и являются личности, выражающие в себе потребности общества и времени» (там же, т. 1, с. 186). Однако Д. все же оставался идеалистом в трактовко обществ, развития, так как на первый план выдвигал в конечном счете идейные мотивы деятельности людей, считая умств. прогресс и накопление знаний гл. источником развития общества. При этом стремление к знаниям нередко выводилось им из антропологически истолкованных потребностей человеч. организма. А. Галактионов, П. Никандров. Ленинград. Этические воззрения. В связи с пробудившимся под влиянием обострившихся социальных противоречий в рус. обществе интересом к проблемам воспитания молодого поколения Д. неоднократно обращался в своих статьях к разработке вопросов нравственности. Этич. взгляды Д. были неразрывно связаны с его революц. демократизмом. Подобно всем домарксистским демократам, Д. ссылался в своей этич. теории на «естественное право» и «природу человека». Но если для Фейербаха, напр., меркой «природы человека» был абстрактный индивидуум с его абстрактной «всеобщей любовью», то в системе взглядов Д. «естественным» являлось право трудящихся путем нар. революции освободиться от всякого угнетения. Борьба Д. за человеч. достоинство, его гуманизм носили революц. характер. Этика Д. пронизана ненавистью к тем «фальшивым» нормам жизни, к-рые навязываются «неестественными» условиями эксплуататорского общества, к тунеядству, барству, произволу, к пресмыкательству перед господами «темного царства». Д. понимал, что в основе нравственности лежит труд, что от отношения различных групп общества к труду зависят их нравств. черты. Исходя из этого, Д. формулировал требования к облику «новых людей» — представителей молодого поколения, к-рому предстоит осуществить революц.-демократич. идеалы. Новые люди, по Д., в своих убеждениях исходят из требований жизни, «на первом плане всегда стоит у них человек и его существенное благо; эта точка зрения отражается во всех поступках и суждениях» (там же, с. 397). Нравств. принципы «новых людей», в частности — их революц. оптимизм, жажда деятельности на благо народа, целиком вытекают из реалистич. понимания обществ, развития: «Признавая неизменные законы исторического развития, люди нынешнего поколения,— писал Д.,— не возлагают на себя несбыточных надежд, не думают, что они могут по произволу переделать историю, не считают себя избавленными от влияния обстоятельств... Но в то же время они вовсе не впадают в апатию и бесчувственность, потому что сознают и своё значение. Они смотрят на себя, как на одно из колёс машины, как на одно из обстоятельств, управляющих ходом мировых событий» (там же, с. 398—99). Подлинно высокая нравственность, по Д., есть результат формирования цельной человеч. личности: «... только та доброта и благородство чувствований совершенно надёжны и могут быть истинно полезны, которые основаны на твёрдом убеждении, на хорошо выработанной мысли» (там же, с. 257). Высшее счастье, для к-рого создан человек,— труд на общее бла- 34 ДОБРОЛЮБОВ го. В этом — осн. смысл разрабатывавшейся Д. вместе с Чернышевским т. н. теории «разумного эгоизма»: «... низшие предметы природы живут только в себе, наслаждаются собою,— человек может жить в других, наслаждаться чужой радостью, чужим счастьем. Если кто не чувствует в себе этой способности, значит, он ещё мало развил в себе истинно-человеческие элементы, значит, животные потребности слишком сильно преобладают в нём» (там же, с. 218—19). Эстетические и литературно-критические взгляды. Вслед за Белинским и Чернышевским Д. считал, что подлинное искусство есть воспроизведение, отражение жизни в конкретно-чувств. форме художеств, образа. Лит-ра, по Д., должна чутко прислушиваться к запросам жизни и верно их выражать; прямым следствием этот тезис имел последоват. отстаивание реализма как необходимого и важнейшего условия художеств, полноценности произведений лит-ры и искусства: «... главное достоинство писателя-художника состоит в правде его изображений» (там же, т. 2, с. 48). Д. признавал реализм внутр. законом лит-ры и иск-ва, вытекающим из самого их существа. Это особенно четко было выражено им в оценке поэзии А. С. Пушкина: «До Пушкина отвращение от всякого естественного чувства и верного изображения обыкновенных предметов простиралось до того, что самую природу старались искажать, согласно извращённому вкусу образованной публики. Пушкин долго возбуждал негодование своей смелостью находить поэзию не в воображаемом идеале предмета, а в самом предмете, как он есть. Но сила его таланта, умение чуять, ловить и воссоздавать естественную красоту предметов — победили дикое упорство фантазёров, и в этом-то приближении к реализму в природе состоит величайшая литературная заслуга Пушкина» (там же, с. 316). Д. призывал смелее переходить к правдивому художеств, отражению обществ, жизни, к-рое должно помочь пробуждению самосознания народа и развитию в нем революц.инициативы. Начало такого отражения Д. усматривал в произведениях гоголевской школы. Правда, Д. в известной мере абсолютизировал требования, предъявлявшиеся им к реализму своей эпохи («гоголевского периода»), и исторически неправомерно переносил их на предшествовавшие периоды рус. лит-ры. Но главное в этом вопросе заключалось в подчеркивании Д. ущербности иск-ва нереалистического, искаженного в угоду интересам господствующих в обществе слоев. Художеств, ценность произведений, по Д., можно установить лишь сверяя их с жизнью. Вместе с тем, отвергая плоское копирование действительности, Д. характеризовал художеств, процесс как глубоко творческий: «Художник дополняет отрывочность схваченного момента своим творческим чувством, обобщает в душе своей частные явления, создает одно стройное целое из разрозненных черт, находит живую связь и последовательность в бессвязных, по-видимому, явлениях, сливает и перерабатывает в общности своего миросозерцания разнообразные и противоречивые стороны живой действительности» (Полн. собр. соч., т. 2, с. 373). Ставя на первый план в обосновании реализма по-знават. роль иск-ва, признавая, что великие писатели «как бы по инстинкту» приближаются «...к естественным понятиям и стремлениям, которых ещё только искали современные им философы с помощью строгой науки» (Избр. филос. произв., т. 2, с. 458), Д. был, однако, далек от вульгарного отождествления позна-ват. роли иск-ва и науки. Он не только различал иск-во и науку по их форме, но и выделял первостепенную воспитат. задачу иск-ва: «... в ряду других отправлений общественной ж и з-н и: образы, созданные художником, собирая в себе, как в фокусе, факты действительной жизни, весьма много способствуют составлению и распространению между людьми правильных понятий о вещах» (там же, с. 23). «Предупредить жизни литература не может, но предупредить формальное, официальное проявление интересов, выработавшихся в жизни, она должна» (там же, т. 1, с. 182). Д. отчетливо выразил мысль о противоречиях между реакц. обществ, взглядами нек-рых крупных художников и их реалистич. художеств, методом, берущим истоки в самой природе иск-ва. В таких случаях, говорил Д., побеждает обычно реализм, верность жизни, потому что «... у сильных талантов самый акт творчества так проникается всею глубиной жизненной правды, что иногда из простой постановки фактов и отношений, сделанной художником, решение их вытекает само собой» (Полн. собр. соч., т. 2, с. 380). Глубокое жизненное содержание иск-ва и лит-ры Д. отстаивал в полемике как против реакц. эстетики «чистого искусства», так и против либерального «об-личительства», подменявшего постановку важнейших обществ, проблем сенсац. воплями по поводу отдельных, случайных фактов. Д. показал, что произведения, созданные по рецептам «искусства для искусства», дают лишь подделку под прекрасное; равным образом «обличительные» произведения только имитируют жизненность. Подлинно прекрасное содержание художник должен брать из жизни народа. Истинный поэт должен быть по-настоящему народен, а для этого «... надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, отбросить все предрассудки сословий, книжного учения и пр., прочувствовать всё тем простым чувством, каким обладает народ...» (Избр. филос. произв., т. 1, с. 169). На первый план Д. выдвигал наряду с критикой существующего строя борьбу за «партию народа» в лит-ре. Рисуя в своей критике идеал нар. писателя и поэта, Д. прослеживал восходящую линию развития народности в совр. ему рус. лит-ре от Пушкина и Гоголя к Кольцову, Шевченко и Некрасову. Оценки, данные Д. творчеству Тургенева, Гончарова, Островского, сохраняют свое значение и поныне. В полемике с эстетствующими дворянскими критиками «Отечественных записок» и «Библиотеки для чтения» Д. четко сформулировал задачи «реальной», т. е. материалистической, лит. критики. Критика, по Д., не имеет права «задавать автору программу», требовать от него, чтобы он творил по заданной схеме. Она должна стремиться к объективной оценке произведения с т. зр. верности его правде жизни, соответствия законам иск-ва. Такая критика должна исходить из верного понимания законов действительности. Это дает ей основание для разъяснения читателям смысла произведения, позволяет пропагандировать «правильные общие понятия». Реальная критика, образцом к-рой Д. считал статьи Белинского, «... относится к произведению художника точно так же, как к явлениям действительной жизни: она изучает их, стараясь определить их собственную норму, собрать их существенные, характерные черты...» (там же, т. 2, с. 20). При этом судить писателя надо па основе того, что реально вышло из его творения, а не того, что он субъективно намеревался сказать. Д. сознавал, что значение лит-ры, иск-ва, а также и критики ограничивалось в царской России условиями историч. отсталости страны, деспотизмом правящей реакц. клики, «малостью круга», в к-ром лит-ра действует (см. там же, т. 1, с. 129). В будущем со; циалистическом обществе, мечтал Д., лит-ра и иск-во обретут свое настоящее великое значение; прекрасная жизнь отразится в достойных ее художеств, творениях. Лит-ра и иск-во станут подлинно ДОБРОЛЮБОВ 35 народными, а поэтич.' чувства, присущие в той или иной степени всем людям, получат свободное развитие. Это предвидение Д. находит свое подтверждение в развитии лит-ры социалистич. реализма. В. Маркое. Москва. Борьба вокруг идейного наследия Д. Литература о Д. После смерти Д. началось осмысление его роли в развитии русской общественной мысли и культуры. В некрологе о Д., выступая против попыток противников революи. демо* кратии исказить образ выдающегося рус. критика, Чернышевский писал о своем соратнике как о человеке, стоявшем в последние 4 года жизни «... во главе русской литературы [,— нет, не только русской литературы,— во главе всего развития русской мысли»] (Полн. собр. соч., т. 7, 1950, с. 852). С целью пропаганды наследия Д. было предпринято первое издание сочинений критика под ред. Чернышевского (т. 1—4, 1862), опубликованы воспоминания Чернышевского о Д. и подготовленные Чернышевским «Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861 —1862 годах» (т. 1, 1890). Линия Чернышевского в оценке Д. бвша поддержана выступлениями М. Михайлова (его стих. «Памяти Добролюбова» было напечатано в «Колоколе» Герцена), Н.Некрасова, А. Пятковского, П. Бибикова («О литературной деятельности Н. А. Добролюбова», 1862), несколько позже — М. Антоновича и Н. Шелгунова. Их произв. подчеркивали революционный и материалистич. характер идейного творчества Д., выступали против фальсификации мировоззрения Д. в статьях литераторов либерального направления. После смерти Д. царское правительство запрещало печатание статей о нем, его произведения изымались из обращения в библиотеках. Однако идеи Д. находили доступ к умам передовой молодежи. Революц. народники видели в Д. одного из своих идейных вождей. С его именем были связаны студенч. демонстрации 1871 и 1886 в Петербурге, выпуск неск. прокламаций. Идеи Д. обсуждались революционерами и на страницах легальной печати (см., напр., ст. «Неразрешенные вопросы» в народовольч. журн. «Дело», 1881, № 1). При всех своих достоинствах демократич. и револю ц.-н а р о д н и ч. выступления не содержали всесторонней науч. оценки теоретич. наследия Д. К тому же в лагере демократич. критики не было полного единства в оценке наследия Д. [см. статьи В. Зайцева («Белинский и Добролюбов», «Рус. слово», 1864, № 1) и Д. Писарева («Мотивы русской драмы», там же, № 3)]. Лишь марксистская методология дала подлинно науч. критерий для определения действит. значения идей Д. Основу этому положили высказывания о Д. основоположников теории науч. социализма. К. Маркс ставил Д. как писателя «наравне с Лессингом и Дидро» («Переписка К» Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями», 1951, с. 77). Ф. Энгельс писал о России как о стране, выдвинувшей «двух социалистических Лессингов..» — Добролюбова и Чернышевского (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 522). Он отмечал, что в России была «... и критическая мысль и самоотверженные искания в области чистой теории, достойные народа, давшего Добролюбова и Черныщевско-го»(М а р к с К. и Э и г е л ь с Ф., Избр. письма, 1953, с. 380). Произведения Д. изучались в революционных кружках, из к-рых сложилась рус. социал-демократия. Первые рус. марксисты видели в Д. настоящего демократа, воспитателя революц. поколений [см., напр., летучий листок «к народу», «Красный архив», 1936, № 2(75); Н. Е. Федосеев, Статьи и письма, 1958, с. 120, 166—67]. В.И.Ленин писал в 1901, что Д. дорог «всей образованной и мыслящей России» как «писатель, страстно ненавидевший произвол и страстно ждавший народного восстания против „внутренних турок- — против самодержавного правительства» (Соч., т. 5, с. 296). Впоследствии Ленин неоднократно обращался к оценке роли Д. (см. Соч., т. 16, с. 107; т. 18, с. 4, 12; т. 19, с. 55; т. 23, с. 176; т. 27, с. 244), указывая на его последоват. «мужицкий» демократизм, протестуя против извращения его идей либералами. Напечатанная в ленинской «Искре» (1901, № 13) статья В. Засулич, посвященная памяти Д., противопоставляла либеральному юбилейному празднословию и реакц. поношению добролюбовского «утилитаризма» «революционные, недоступные легальной прессе мысли Добролюбова» («Статьи о русской литературе», 1960, с. 261); вместе с тем Засулич отмечала идеализацию Д. рус. крестьянства (см. там же, с. 266). А. Коллонтай в ст. «Основы воспитания по взглядам Добролюбова» («Образование», СПБ, 1898, № 9—11) охарактеризовала этические и педагогические принципы Д., «его последовательные, сознательные взгляды на идеал человека» (там же, № 9, с. 1). В конце 19— нач. 20 вв. литераторы марксистского направления вели борьбу против характерного для бурж. и либеральн о-н а р о д н и ч. литературоведения истолкования идей Д. в духе «постепеновщины». Примером такого истолкования являлись работы А. Скабичевского(«Н. А. Добролюбов», 1894), В. Богучареиого [«'Столкновение двух течений общественной мысли. (Памяти Н. А. Добролюбова)», «Мир Божий», 1901, № И], Н. Котляревского («Из истории общественного настроения шестидесятых годов. Н. А. Добро- любов. Его программа», «Вести. Европы», 1911, дек.), Д. Овсянико-Куликовского («К психологии Добролюбова», там же, 1912, № 1). Либеральное затушевывание демократизма Д. дополнялось в бурж. лит-ре декадентским отрицанием его (работы А. Волынского и др.). Марксисты выступали против клеветы идеологов «вехов» ской» контрреволюции на рус. демократич. наследие, в частности, против их попыток включать в свою родословную Д. (см. В. Боровский, «„Мятущиеся" и „мечущиеся"», 1906, в кн.: «Литературно-критические статьи», 1956, с. 140; см. также воспоминания в кн.; В. Полянский, «Н. А. Добролюбов», 1935, с. 33). В ст. «Добролюбов и Островский» (19(1) Г. В. Плеханов дал анализ филос. взглядов Д., пра* вильно определив его как материалиста, не сумевшего однако, последовательно приложить материализм к объясне* нию обществ, жизни (см. Избр. филос. произв., т. 5, 1958, с. 681). Указывая на идеализм Д. в понимании общества, Плеханов просмотрел за антропологизмом Д. его социализм, борьбу с либеральным реформизмом. Направленная против «веховщины» содержат, статья Ю. Стеклова «Социально-политические взгляды Добролюбова» («Современник», 1911, ноябрь) излишне сближала политич. позицию Д. с пролетарской. Защите Д. от веховской клеветы на него посвятил одну из своих статей В. Боровский («Н. А. Добролюбов», «Просвещение», 1912, ■ № 2, псевд. Орловский П,). Исходя из ленинской концепции рус. историч. процесса, он проанализировал мировоззрение и творчество Д., определил его место в освободит, движении, показал близость Д. марксизму «по духу своего учения, по методу мышления, по глубине анализа» (см. «Литературно-критические статьи», 1956, с. 351). В духе ленинской борьбы против ревизии идейного наследия Д. была написана и ст. «Зачем понадобился туман?» («Просвещение», 1912, № 3—4; подпись — Кш), автором к-рой, вероятно, также был В. Боровский (см. «Вопросы литературы», 1960,.Nil 5, с. 97 — 107). В Сов. России уже в 20-х гг. была предпринята попытка спец. исследования филос. и социологич. идей Д. (П. Панке-вич, «Историко-соииологические взгляды Н. А. Добролюбова», «Под знаменем марксизма», 1928, №12; его же «Философское мировоззрение Н. А. Добролюбова», 1929). Однако по-настоящему дифференциров. науч..исследование мировоззрения, творчества и деятельности Д., исходящее из марксистско-ленинской методологии, развернулось лишь в 30-х гг., в особенности в связи со 100-летним юбилеем со дня рождения критика. Был создан ряд трудов о Д.: значительные, хотя и не свободные от нек-рых ошибок, исследования Ю. Стеклова «Жизнь и деятельность Н. А. Добролюбова (1836—1861)» (1930) и В. Полянского (П. И. Лебедева) «Н. А. Добролюбов. Мировоззрение и литературно-критическая деятельность» (1933, 2 изд., 1935), многочисл. статьи— Б. Горева «Н. А. Добролюбов» («Историк-марксист», 1936, № 1), А. Деборина «Н. А. Добролюбов» («Под знаменем марксизма», 1936, № 2—3), В. Десшщкого «Н. А. Добролюбов и его значение» («Изв. АН СССР. Отд. обществ, наук», 1936, № 1—2), В. Кирпотина «Маркс, Энгельс и Ленин о Добролюбове» (там: же), Л. Когана «Материализм Добролюбова» (там же, 1938, № 2), «Атеизм Добролюбова» (там же, 1939,.N» 1), «К вопросу о формировании мировоззрения Добролюбова» («Лит. критик», 1938, № 9—10), «Этические взгляды Добролюбова» («Фронт науки и техники», 1938, № 3) и др. Началось издание Полн. собр. соч. Д. под ред. П. И. Лебедева-Полянского (т. 1—6, 1934—41), исправлявшее недостатки предыдущих изданий (под ред. М. Лемке, Е. Аничкова). Был выпущен спец. том «Лит. наследства» ([т.] 25—26, 1936), кн. «Избр. педагогич. высказывания» Д. (1939). В послевоенный период были выпущены Собр. соч. Д. в трех томах (1950—52), Избр. филос. соч. Д. (ред. и пре-днол. М. Т. Иовчука, т. 1—2, 1945—46), Избр. педагогич. произв. Д. (1952), сб. произведений Д. «О религии и церкви» (1960). С 1961 издается новое Собр. соч. Д. в 9 томах (т. 1—2, 1961—62). Создано несколько книг, специально посвященных мировоззрению и лит.-критич. творчеству Д.: В. Кружков «Мировоззрение П. А. Добролюбова» (1952), В. Жданов «Николай Александрович Добролюбов» (1951, 3 изд., 1961); его же, «Н. А. Добролюбов. Критико-биографический очерк» (1961), и др. Различные стороны деятельности и творчества Д. рассматриваются также в книгах: Б. Бурсов «Вопросы реализма в эстетике революционных демократов» (1953), 3. В. Смирнова «Вопросы художественного творчества в эстетике русских революционных демократов» (1958), С. А. Рейсер «Добролюбов в Нижнем Новгороде. 1836—1853» (1961), «Революционная ситуация в России в 1859—1861 гг.» ([Сб. статей], 1960), Ф. М. Бурлацкий «Политические взгляды Н. А. Добролюбова» (1954), А. Караганов «Чернышевский и Добролюбов о реализме» (1955), В. 3. Смирнов «Н. А. Добролюбов о воспитании» (1951), И. К. Пантин «Материалистическое мировоззрение и теория познания русских революционных демократов» (1961). Изданы «Летопись жизни и деятельности Н. А. Добролюбова» (сост. С. А. Рейсер, 1953), книга «Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников» (1961). Сов. исследователи продолжают всестороннюю разработку различных сторон идейного наследия Д. (см. А. Ав-науров, Этические воззрения Н. А. Добролюбова, «Уч. зап. Азерб. гос. ун-та им. С. М. Кирова», 1956, Ws 7; Ю- Алек- 36 ДОВГИРД — ДОГМАТИЗМ оеев, Проблема народности в эстетике Н. А. Добролюбова, в кн.". Межвузовский сб. науч. работ, вып. 1, 1960; М. Т. Иовчук, Философские и общественно-политические воззрения Н. А. Добролюбова, в кн.: Из истории русской философии. Сб. статей, 1951; его же, Н.А. Добролюбов и его философские взгляды, в кн.: История философии, т. 2, 1957, с. 367—77; К столетию со дня смерти Н. А. Добролюбова [Статьи М. Зельдовича и др.], «Вопр. литературы», 1961, № 11; Г. Г. Караваев, Социологические воззрения Н. А. Добролюбова, «Уч. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук», 1956, вып. 7, № 196; Э. Макогон, Этические взгляды Н. А. Добролюбова, «Наук. зап. Шровоградьского пед. in-ту», 1958, т. 4; А. Г. Назаров, Социалистические взгляды Н. А. Добролюбова, «Вести, истории мировой культуры», 1961, № 4; В. Петровен, К вопросу о борьбе Н. А. Добролюбова с либералами, «Уч. зап. историч. фак-та Кирг. Гос. ун-та», 1958, вып. 6; С. Ф. Понолоцкий, Н. А. Добролюбов о роли народных масс и личности в истории, «Изв. Воронежского гос. пед. ин-та», 1956, т. 18. Кафедра философии; Б. А. Размустов, Проблема долга в этике Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, «Тр. Воронежского ун-та. Обществ, науки», 1957, т. 60, вып. 1; В. 3. Смирнов, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов о всестороннем развитии личности, «Сов. педагогика», 1955, № 4; Г. А. Соловьёв, Эстетические взгляды Н. А. Добролюбова, «Вопр. философии», 1961, № 11; И. Я. Щипанов, Философские и общественно-политич. взгляды Н. А. Добролюбова, в кн.: Очерки по истории филос. и обществ.-поли-тич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956) и др. Ряд работ о Д. вышел в странах нар. демократии (L. Bazylow, Mikotaj Dobrolutraw, Itudz, 1955]; A. Mokrejs, Esteticka vychodiska Dobroliubovovy literarne kriticke iinnosti, «Filos. iasopls», 1956 M 4, и др.). (Подробнее на тему: «Борьба вокруг наследия Д. Сов. наука о Д.» см. в кн.: М. Зельдович и М. Черняков, Н. А. Добролюбов. Семинарий, [1961], с. 7—193). Библиография: [Щ и п у н о в П. Т., сост.], ДОВГИРД, Анёл Станиславович (2 дек. 1776— 26 апр. 1835) — философ-идеалист, проф. философии и логики (1818—32) Виленского (Вильнюсского) ун-та. Род. в семье обедневшего помещика Могилев-ской губ. Член католич. ордена пиаров. Признавая ощущения источником знаний и критикуя с этих позиций теорию врожденных идей, Д. утверждал в то же время, что только разум на основании т. н. естественного, врожденного закона познает мир. Этот закон и является, по Д., критерием истинности знаний. Нек-рую ценность представляют рассуждения Д. в области логики. Выступая против трансцендентализма Канта, Д. утверждал, что логика только тогда станет наукой, когда «будет исследовать одновременно не только форму, но и материю (т. е. содержание.— И. Л.) мышления» («Лекции о естественных законах мышления или теоретическая и практическая логика» — «Wyklad przyrodzonych myslenia prawidel czyli logika teoryczna i praktyczna», cz. 1, Polock, 1828, s. XV). Соч.: Rozbi6r dziefa «O Filozofii» przez F. Jarortskiego, «Dziennik Wilenski», Kr., 1817, rocz. 6; О logice, metafizyce i filozofii moraine], Wilno, 1821. Лит.: Fijatkowski A, Ks. Aniot Dowgird, «Wizerun-ki i roztrzasania naukowe», 1835, cz. 2, S. 101—21; S t г u v e H., Wyklad systematyczny logiki..., t. 1, Warsz., 1871; S t r a-szewski M., Dzieje filozoficznej mysli polskej w okresie porozbiorowym, t 1, Kr., 1912; Harassek S., Kant w Polsce..., Kr.—Warsz., 1916; Kolbuszewski K., Do biografii ks. Aniofa Dowgirda, Warsz., 1929; Moscicki H., Z filareckiego swiata, Warsz., 1924. И. Лущицкий. Минск. ДОГМА (от греч. ёоуца — мнение, решение, учение) — положение, принимаемое слепо на веру, без доказательства. В антич. лит-ре термин «Д.» обозначал любое общеизвестное положение, обладающее свойством неоспоримой истины; так именовались нек-рые гос. указы и постановления. В др.-греч. философии догматиками называли философов, к-рые, в противоположность скептикам, утверждали нечто положительное. Христ. богословие придало термину «Д.» смысл вероучения, признаваемого непреложной истиной, обладающего силой непререкаемого авторитета и не подлежащего критике. Так, напр., в православии осн. Д. является учение о триединстве бога. Церковь придала понятию «Д.» смысл религ.-культо- вой формулы, в к-рой обязательно не только ее содержание, но и словесные выражения (см. Догматы религиозные). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |