|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДИЦГЕН 25 7 страницаРазличение двух видов Д. от п. важно потому, что в так называемой интуиционистской (конструктивной) логике закон снятия двойного отрицания не имеет места, в силу чего не допускаются и Д. от п., существенно связанные с применением этого логического закона. См. также Косвенное доказательство. Лит.: Тарский А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948; А с м у с В. Ф., Учение логики о доказательстве и опровержении, [М.З, 1954; К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957; Ч ё р ч А., Введение в математич. логику, пер. с англ., [т.] 1, М., 1960. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО РАЗБОРОМ СЛУЧАЕВ, рассуждение по случаям (англ. proof by cases),— распространенный (особенно в содержательном мышлении) способ логич. вывода, при к-ром справедливость заключения устанавливается посредством рассмотрения ряда условий (случаев), анализ к-рых показывает, что из каждого, если оно было бы выполнено, логически следовала бы справедливость заключения, но относительно к-рых может быть не известно, к-рое из них имеет место, а известно только, что по крайней мере одно из них выполняется. Простейший вид Д. р. с. имеет место тогда, когда случаев, подлежащих рассмотрению, всего два. Этой простейшей форме Д. р. с. в логике высказываний и предикатов исчислении соответствует правило (см. Вывод в математической логике): АУВ; АУ-С; ВУ-С.,. С ' * > к-рое читается следующим образом: «Пусть доказана формула А\/ В [«А или В», знак V обозначает ела- ДОКЕТИЗМ — ДОЛГ 49 бую (т. е. неразделительную) дизъюнкцию]. Тогда, если из предположения А (первый случай) средствами исчисления будет выведено С, а из предположения В (второй случай) также будет выведено С, то, следовательно, С доказуемо». Это правило может быть основным (постулированным) или производным (т. е. выводимым из осн. правил) в зависимости от принятого способа построения исчисления. Правилу (1) соответствуют тождественно-истинные формулы таблично построенного исчисления высказываний (алгебры логики): <(A-fC)&(S-i-C)&(AvB))->-C;(*)(A-i-C)-»-((iJ-»-C)-+((Avii)->- -*С)) и др. При аксиоматич. построении исчисления высказываний и исчисления предикатов, при к-ром формула (*) часто входит в множество аксиом исчисления (см., напр., Клини С. К., Введение в метаматематику, с. 77), выводимость (1) в качестве производного правила существенно опирается на теорему о дедукции, и поэтому на применение его в исчислении предикатов накладываются нек-рые ограничения, связанные с формулировкой этой теоремы. Правило (1) может быть обобщено на случай дизъюнкции любого конечного числа членов: А,УАаУ...УАи; A:\-C; А,\~С; ...; А„\~С С Дальнейшее обобщение правила Д. р. с. может быть связано с отказом от предположения доказанности дизъюнкции (А, у А=V... у А„) и с допущением использования при выводе формулы С также нек-рого множества дополнит, посылок Г (последнее в частном случае может быть пустым). Правило при этом принимает следующий вид: г, а.г-с; г, А2Г-с; ■■■; г, ая|-с Г, А,УА2У... УА„ЬС (читается оно так: «Пусть из посылок Г и А, выводится С, из посылок Г и А» тоже выводится Сит. д., наконец, из Г и А„ тоже выводится С. Тогда С может быть выведено и из Г и A,yA2V...V A,,»). Известную в традиц. логике форму простой конструктивной дилеммы можно рассматривать как Д. р. с. в его простейшей форме. К Д. р. с. сводятся и др. формы дилеммы; в частности, оба вида деструктивной дилеммы приводятся к Д. р. с. посредством контрапозиции (см. Коитрапозиции закон) условных посылок. Вообще, все лемматич. умозаключения можно рассматривать как Д. р. с. Лит.: Клини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, гл. 4 и 5; Г у д с т е й н Р. Л., Математическая логика, пер. с англ., М., 1961; Proof by cases, в кн.: Dictionary of philosophy, ed. by D. D. Runes, 1955, p. 255. Б. Бирюков, А. Кузнецов. Москва. ДОКЕТИЗМ (от греч. боигсо — кажусь) — раннехристианская ересь 2—3 вв., одна из разновидностей гностицизма. Приверженцы Д. утверждали, что основатель христианства Иисус Христос был не столько богочеловеком, сколько божеством. Согласно этому учению, человеч. природа Христа была лишь призрачной, кажущейся, а следовательно, мучения господа на кресте были такими же призрачными, как весь его человеч. облик. Д. был резко осужден церковью, т. к. «благая весть» об искуплении грехов рода человеческого муками и смертью сына божьего представляла собой важнейшее орудие христ. проповеди среди «язычников». Д. пользовался популярностью в середине и конце 2 в.; его наиболее известными сторонниками были гностики Василид, Валентин и Вардесан. Сведения о Д. сохранились гл. обр. у христ. писателя Ипполита (Philosoph, VIII, 1—4; X, 12). Различные элементы учения Д., несмотря на его осуждение церковью, возрождались во мн. ересях средневековья, напр. у катаров. Лит.: Harnack A., Dogmengeschichte, 5 Aufl., Tubin ДОКСОГРАФЫ (от греч. 6о|а— мнение и уР^фю— пишу; букв. — записыватели мнений)—антич. писатели, к-рые в своих соч. излагали и сопоставляли мнения древних философов. Начало доксографич. лит-ре положил в 3 в. до н. э. ученик Аристотеля Теофраст своим соч. «О мнениях физиков» (в 18 кн.), где были изложены взгляды древних философов до Аристотеля по отд. темам (за исключением этики и логики). В 1-й кн., посвященной учениям об осн. началах бытия, Теофраст в своем изложении придерживался хроно-логич. последовательности филос. школ; в остальных книгах взгляды философов оценивались, сопоставлялись с т. зр. даваемых ими решений соответствующих вопросов. От этого соч. до нас дошли только глава об ощущениях и неск. отрывков. Последующие Д., сохраняя принятый Теофрастом систематич. порядок изложения и списывая у него данные о философах да Аристотеля, продолжали далее обзор мнений, доводя его до своего времени, но ограничиваясь простым изложением без всякой оценки. Гл. произведениями док-сографии после Теофраста были: «Древние изречения» (соч. неизвестного философа-стоика 1 в. до н. э.), «Изречения» Аэция (нач. 2 в. н. э.), «Изречения философов» в 5 книгах Псевдо-Плутарха (2 в. н. э.), 1-я кн. «Эклог» Иоанна Стобея (по-видимому, 5 в. н. э.) и др. До нашего времени дошел богатый доксографич. материал, вошедший в соч. Диогена Лаэртского (3 в. н. э.) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (10 кн.). Секст-Эмпирик (сер. 2 в. н. э.) приводит сведения по истории древней философии в своих соч.: «Пирроновы положения» (3 кн.), «Против догматиков» (5 кн.), «Против математиков» (11 кн.). Лит.: Таннери П., Первые шаги древнегреческой науки, пер. [с франц.], т. 1, СПБ, 1902; Маковельский А., Досократовская философия, ч. 1 — Обзор источников, Казань, 1918; D i е 1 s H., Doxographi graeci, В., 1879. А. Маковельский. Баку. ДОЛГ —этич. категория, обозначающая нравств. обязанность человека перед обществом, классом, партией или социальной группой, выполняемую под влиянием обществ, мнения и внутр. нравств. побуждений. В требованиях Д. находят выражение интересы той или иной социальной общности людей. Осознание и переживание индивидом этих общих интересов в их связи с личными интересами приводит к возникновению сознания и чувства Д.; социальное требование к человеку становится его внутр. побуждением, социально обусловленной нормой поведения и в качестве таковой закрепляется в обществ, сознании данной социальной группы или общества в целом. Сознание и чувство Д.— это субъективное идеологич. выражение многосторонней зависимости человека от своего класса или общества. Понятие Д. наряду с другими осн. категориями морали выступает как форма нравств. оценки, содержанием к-рой является обществ, или классовый интерес. Социальная функция Д. состоит в обеспечении общих интересов общества или класса. Понятие Д. имеет длительную историю развития. Этич. теории прошлого рассматривали Д. как проявления либо божеств, воли, либо вечных и неизменных свойств человеч. природы. В этике стоиков, напр., Д. покорности судьбе, воле бога и стоич. идеал мудреца, поднимающегося выше материальных интересов и страстей, выводился из воли божества. В кит. философии значение Д. имела категория «и», к-рая означала выполнение строго установленных в рабовладельческом и феод, обществе Древнего Китая норм и правил поведения («ли»). В инд. этике понятие Д., обозначаемое термином дхарма, было тесно связано с комплексом религ. идей буддизма, джайнизма, индуизма. Ср.-век. религ. мораль требовала полного подчинения человека божеств, воле, к-рая рассматривалась как источник и критерий Д. Осознание Д. будто бы происходит или через «божественное откровение», или через посредство религ. авторитетов. Материалисты прошлого стремились свести содержание и критерий Д. к земпой основе. Многие из них связывали нравств. обязанности человека с его личными интересами и потребностями. Франц. материалисты 18 в. подвергли резкой критике религ. понятие Д. и теорию врожденных нравств. идеи с позиций индивидуализма, к-рый был в то время средством духовного освобождения личности от гнета религии. По мнению Гольбаха, «...истинные основы морального долга» лежат в сфере «...собственного интереса, собственного счастья и безопасности...» каждого человека, а сознание долга определяется опытом и разумом; «...нравственная обязан- 50 ДОЛГ н о с т ь — это необходимость прибегать к средствам, способным сделать счастливыми существа, с которыми мы живем, чтобы побудить их сделать счастливыми нас самих» («Система природы», М., 1940, с. 82, 211). Будучи представителями метафизич. взгляда на мир, франц. материалисты не смогли раскрыть диалектику личных и обществ, интересов и классовый характер нравств. Д. В этике Нанта требования Д. выступают в форме категорического императива, веления морального закона, присущего человеч. разуму. Природа морального закона непознаваема. Кант отрицает обществ, происхождение нравств. Д., подчеркивает его формальный характер и независимость от интересов людей и их желаний. По его мнению, «высокое достоинство долга не имеет ничего общего с наслаждением жизнью» («Критика практического разума», СПБ, 1897, с. 107). В системе Гегеля в качестве Д. для субъекта выступает «добро в себе и для себя», «абсолютная цель мира», достигаемая в процессе развития абс. духа. Субъект, по Гегелю, «должен иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности». В этом и заключается выполнение долга. Гегель пытался согласовать Д. со склонностями и чувствами человека. Основанием Д. он считает законы государства. Однако требования Д. являются для него не только внешними законами и предписаниями авторитета, но получают одобрение и признание в сердце, образе мыслей и совести человека (см. Соч., т. 3, М., 1956, с. 301—03). По мере завоевания буржуазией господства проблема нравств. обязанностей все больше решается бурж. этикой с позиций удовлетворения эгоистич. интересов личности. Разрабатываются этич. теории бурж. утилитаризма (И. Вентам, Дж. С. Миллъ), в к-рых моральные отношения людей, в том числе их нравств. обязанности, сводятся к торгашески понятым отношениям взаимной полезности. Наряду с этим возникают и развиваются вульгарно-эволюционистские теории морали (Г. Спенсер), рассматривающие нравств. обязанности людей как результат действия некоего закона сохранения и увеличения количества жизни, как количеств, развитие инстинктов, из к-рых вырастает Д. Появляются теории, в к-рых делается попытка теоретически обосновать ненужность понятия Д. («мораль без обязательства и без санкции»— Гюйо). То, что называют Д., есть не что иное, по мнению Гюйо, как сознание внутр. мощи индивида, проявление его идей и чувств, сливающихся в возвышенные удовольствия. Аморализм бурж. общества ярко проявляется в империалистич. теориях элиты, культе «сверхчеловека», к-рый не знает и не должен знать никаких нравств. обязанностей перед обществом (Ницше). Для большинства школ совр. бурж. этики, особенно для прагматизма, экзистенциализма, гедонизма характерен полный этич. релятивизм, доходящий до отрицания Д. «Чувство долга,— пишет Т. В. Смит,— это последний молчаливый свидетель прошлого, и чем скорее мы преодолеем и забудем его, тем лучше» («Encyclopaedia of the Social Sciences», v. 5—6, N. Y., 1950, p. 294). Различные школы позитивистской этики сводят проблему Д. к логич. анализу, к выяснению соотношения суждений факта и долженствования; им совершенно безразлично фактич. содержание человеч. поведения. Так, представители школы этич. интуитивизма доказывают, что Д. самоочевиден, не выводим, не основывается на социальных потребностях и внеисторичен. Другая школа в совр. бурж. этике — эмотивизм — утверждает, что чувство Д.— лишь выражение нашей склонности, психологич. «настройки»; оно не отражает никакого объективного содержания. Суждения, в к-рых формулируется Д., безосновательны, произвольны и даже бессмысленны. Вместе с тем бурж. мораль сохраняет и использует в целях укрепления бурж. порядков религ. мораль с ее понятием Д. перед богом. Так, совр. протестантская этика доказывает, что Д. абсолютен, т. к. диктуется сверхразумным авторитетом — богом и вместе с тем относителен, т. к. истинен только для данного человека и только в данный момент и не может быть всеобщей нормой для всех людей. Эклектически соединяя элементы абсолютизма, свойственного интуитивистам, и элементы релятивизма, характерного для эмотивистов, протестанты-теологи обосновывают «сверхразумность» норм бурж. нравственности и оправдывают моральную беспринципность буржуазии. Существенный вклад в разработку категории Д. внесли рус. революц. демократы. Выводя Д. из назревших потребностей революц. борьбы за интересы нар. масс против крепостничества и самодержавия, они в то же время видели в Д. выражение внутр. потребностей и стремлений человека. «...Не того можно назвать человеком истинно-нравственным,— писал Н. А. Добролюбов,— кто только терпит над собой веления долга, как какое-то тяжёлое иго, как „нравственные вериги", а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно — необходимы, но и доставляли внутреннее наслаждение» (Избр. филос. произв., т. 1, 1948, с. 213). Марксистская этика исходит из того, что требования Д. в классовом обществе носят классовый характер. Каждый класс вырабатывает свое понятие о Д., соответствующее его интересам. Нравств. Д. прогрессивного класса выражает объективно назревшие потребности развития общества. С наибольшей определенностью эта закономерность проявляется в Д. революц. пролетариата, в к-ром находят выражение коренные интересы всех трудящихся и к-рый, будучи классовым, является в то же время в полном смысле слова обществ. Д. В нем находят выражение лучшие нравств. традиции нар. масс. Революц. Д. рабочего класса состоит в сплочении всех трудящихся для совместной солидарной борьбы за уничтожение эксплуатации человека человеком, за мир, демократию и социализм. Высшим, священным Д. рабочего класса является борьба против капитализма, за построение коммуни-стич. общества. Д. всех народов состоит в борьбе против империалистич. войн, против милитаризма. Осн. содержанием Д. в социалистич. обществе является преданность делу коммунизма, добросовестный труд на благо общества, коллективизм и товарищеская взаимопомощь, выполнение законов и правил социалистич. общежития, защита Родины от империалистич. агрессоров, борьба против остатков старого строя в сознании и быту людей и т. д. Выполнение Д. перед обществом является одним из осн. нравств. принципов морального кодекса строителя коммунизма, вошедшего в Программу КПСС. Этот принцип гласит: «высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов». В различных областях жизни социалистич. общества Д. выступает в форме гражданского, патриотич., трудового, интернационального, партийного, воинского, семейного Д. Морально-политич. единство социалистич. общества обеспечивает единую направленность всех этих форм Д. и отсутствие антагонистич. противоречий между ними. Социалистич. обществ, отношения создают наиболее благоприятную возможность для того, чтобы сознание и чувство обществ. Д. стало неотъемлемой чертой духовного облика каждого члена общества. Эта ДОЛЬЧИНО — ДОНИШ 51 возможность реализуется в процессе коммунистического воспитания сов. людей. Сознание и чувство Д. членов социалистич. общества формируется в семье, в школе, в трудовых коллективах и обществ, организациях. Решаюшее значение в восприятии сов. людей в духе выполнения Д. перед обществом имеет воздействие и контроль общественности и прежде всего трудовых коллективов, к-рые ведут действенную борьбу против нарушений коммунистич. морали и социалистич. законности, против отд. проявлений тунеядства и паразитизма. Благодаря единству личных и обществ, интересов людей при социализме, честное выполнение обществ. Д. становится условием нравств. удовлетворения личности и личного счастья. Требования Д. в этих условиях не приходят в антагонистич. противоречие с желаниями и стремлениями большинства людей. В сознании Д. сов. людей находит выражение расцвет личности при социализме и высокая политич. сознательность народа. Воспитываемое Коммунистической партией сознание и чувство Д. перед обществом является одной из Важнейших моральных сил, побуждающих сов. людей добросовестно трудиться на благо народа. Сознание Д. сов людей проявляется в движении за коммунистич. труд, в борьбе за технич. прогресс нар. х-ва, за дальнейший расцвет культуры и благосостояния народа. По мере успешного продвижения к коммунизму и перерастания социалистич. государственности в обществ, коммунистич. самоуправление сознание и чувство Д. будет играть в поведении членов общества все более важную роль. В коммунистич. обществе люди будут выполнять свои нравств. обязанности сознательно и по привычке. Лит.: Марко К. иЭнгельсФ., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 235—36; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25, гл. 5; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 31; Программа КПСС, М.. 1961; Калинин М. И., О коммунистическом воспитании и воинском долге, М., 1958; Глущенко М. Г., Общественный долг советского человека, Киев, 1953 (Автореф. канд. дисс.); Кон И. С, Марксистская этика и проблема долга, «Вопр. философии», 1954, № 3; Ш и га к и н А., Основы коммунистической морали, М., 1955, с. 144—99; его ж е, Из истории этических учений, М., 1959 (см. Предм. указатель); Подберезин И. М., Мотивы долга и моральной ответственности в оценке поступков школьниками, «Уч. зап. Сев.-Осетинского Гос. пед. ин-та», Орджоникидзе, 1956, вып. 20; Морозов В. И., Проблема воинского долга в марксистской этике, М., 1956 (Автореф. канд. дисс); Р а з м у с т о в Б. А., Проблема долга в этике М. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, «Тр. Воронежского ун-та», 1957, т. 60, вып. 1; Д р о б н и и к и й О. Г., К вопросу о категории долга в марксистской этике, «Философские науки», 1960 № 3; К а н т И., Критика практического разума, пер. 1с нем.], СПБ, 1897, § 7— 8; С м а й л ь с С, Долг, СПБ, 1904; Г ю й о Ж. М., Нравственность без обязательства и без санкции, пер. с франц., М., 1923;Г о л ь б а х П. А. Система природы, пер. [сфранц.], М., 1940; Wendt H, Die sittliche Pflicht, Gott., 1916; Ross W. D., The right and the good, Oxf., 1930; А у е г A. J., Philosophical essays, L.— N. Y., 1954, О. Дростицкий, В. Морозов. Москва. И. Ион. Ленинград. ДОЛЬЧИНО (Dolcino) (г. рожд. неизв.— ум. 1307) — вождь крестьянского восстания в Сев. Италии нач. 14 в. О личности Д. известно очень мало; по нек-рым данным, он был сыном священника. Судя по его посланиям к единомышленникам, сохранившимся в фрагментарном виде в допросных листках инквизиции, Д. был образованным по тому времени человеком. Он называл себя учеником и последователем Сега-релли, основателя секты апостольских братьев. Как и его учитель, Д. был типичным представителем пле-бейско-крестьянской ереси средневековья, к-рая, по выражению Энгельса, «... требовала восстановления раннехристианского равенства в отношениях между членами религиозной общины, а также признания этого равенства в качестве нормы и для гражданских отношений. Из равенства „сынов божиих" она выводила гражданское равенство и уже тогда отчасти даже равенство имуществ» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 362). Но как последователь Се-гарелли Д. прибавил к этому специфически итал. черты: францисканское учение о «святой нищете», толкование Евангелия и Апокалипсиса в духе спири-туалов и последователей Иоахима Флорского о наступлении нового («четвертого») периода истории. В нем он, однако, в противовес Иоахиму Флорскому, видел наступление не периода «созерцания» и всеобщего монашества, а справедливого порядка, в к-ром не будет ни светских, ни духовных властей, от к-рых происходит всяческое зло. Свой жизненный подвиг Д. видел в деятельности свободного от повиновения церк. властям проповедника, соблюдающего монашескую аскезу, к-рая для его последователей была своеобразной формой плебейской революц. дисциплины (см. там же, с. 377—78). В начале 1304 явился в район г. Верчелли (сев.-зап. Ломбардия) и возглавил там восстание местных крестьян. Д. предполагал вначале захватить долину р. Сессии у подножия альпийских гор и здесь создать вольную крест, общину на основе, по-видимому, периодич. уравнительных переделов земли. В марте 1307 восстание было подавлено, Д. был захвачен в плен и казнен. Его идеи еще долго жили и распространялись не только в Италии, но и в смежных с ней странах. Об этом свидетельствуют многочисл. судебные процессы (протоколы к-рых опубликованы во 2-м издании 9-го т. Muratori, Rerum italicarurn scriptores pars V.). Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, [Тетрадь] 2, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 6, М., 1939; Т и х а н о в а М. А., Восстание Дольчино, «Проблемы истории докапиталистических обществ», 1934, № 7—8; С к а:ч-к и н С. Д., Восстание Дольчино в сб.: Книга для чтения по истории средних веков, ч. 2, М., 1951, с. 148—58; его же. Первое послание Дольчино, в сб.: Из истории социально-политических идей, М., 1955, с 122—29; его же, Исторические условия восстания Дольчино, в кн.: Десятый Международный конгресс историков в Риме, сентябрь 1955 г. Докл. сов. делегации, М., 1956; Stefano A. de, Riformatori ed eretici del raedioevo, Palermo, 1938. С. Скаякии. Москва. ДОНАТИЗМ — «еретич.» движение в рим. провинциях Сев. Африки 4—5 вв., направленное против ортодоксальной христ. церкви. Свое название получил от имени епископа Доната, возглавившего в 4 в. движение за создание независимой от Рима африканской церкви. Донатисты отрицали право гос-ва на вмешательство в церк. дела, поддерживали антирим. сепаратистские восстания, выступали против подчинения афр. христ. общин рим. церкви, утверждая, что истинная церковь находится только в Африке. Д. воспринял нек-рые черты раннего демократич. христианства, провозглашая свою церковь «церковью бедных». В то же время донатистская церковь была враждебна социальной борьбе масс. Так, донатистские епископы, используя для борьбы с офиц. церковью наиболее революц. представителей Д. — агонистиков, предавали их в руки рим. властей, когда агонистики выступали против владельцев имений и ростовщиков. Впоследствии к Д. примкнули антиримски настроенные слои афр. земельной знати. Д. был разгромлен в нач. 5 в. императорскими властями. Лит.: М а ш к и н Н. А., Движение агонистиков,«Историк- ДОНЙШ, Ахмад или Ахмад Калла (псевд. Ахмада Махдума; 1827—97) — среднеазиатский философ, ученый и поэт; по национальности таджик. Жил в Бухаре. На развитие мировоззрения Д. большое влияние оказало его троекратное пребывание в Петербурге (1856, дважды в 60—70-х гг.), где он шь знакомился с рус. и зап.-европ. наукой и культурой. Д. полагал, что отсталость феод. Бухары можно лик-? видировать путем превращения эмирата в конституц. 52 ДОНОСО КОРТЕС - ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП монархию. Эмир и др. феодалы отвергли предложенный Д. проект реформы, что повело к отказу Д. от иллюзий о возможности значительных преобразований «сверху». Критикуя жестокость и несправедливость эмира и его чиновников, Д. подошел к идее «всеобщего передела» имущества. Переход к справедливому обществ, строю, считал Д., вряд ли произойдет без борьбы, ибо сильные мира сего не откажутся добровольно от богатства. Не видя условий для осуществления своих идей и в то же время боясь революц. потрясений, Д. склонялся к пессимизму. Осн. филос. произведение Д.— «Редчайшие происшествия» («Наводир-ул-вакреъ», 70—80-е гг.). В нем Д., вопреки офиц. учению ислама, писал о познаваемости мира, критиковал фаталистич. идею предопределения, хотя в целом оставался идеалистом. Ряд черт роднит филос. идеи Д. с пантеистическим учением Ведиля. С оч.: Порчахо аз «Наводир-ул-вацоеъ», [Душанбе], 1957; Асархои мунтахаб, [Душанбе], 1959; Риссола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангития, [Душанбе], 1960; в рус пер.: [Стихи], в кн.: Антология таджикской поэзии, М., 1957, с. 527—29; Путешествие из Бухары в Петербург. Избранное, [Душанбе], 1960. Лит.: Очерки по истории философской и общественно- ДОНОСО КОРТЕС (Donoso Cortes), Хуан (6 мая [809 — 3 мая 1853) — реакц. исп. философ и дипломат. Первоначально находился иод нек-рым влиянием Прудона, в конце 40-х гг. начал пропагандировать идеи франц. реакционеров-католиков — де Ме-стра и Боналъда. Д. К. призывал к установлению воен. диктатуры в Испании и укреплению католич. церкви. Политич. взгляды Д. К. подверг критике А. И. Герцен (см. Поли. собр. соч., т. 6, 1955, с. 133—42). С оч.: Obras, ordenadas У precedidas de una noticia bio-gMfica рог D. Cabino Tejado,v. 1—5, Madrid, 1854—55. Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 558—60; ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП — методология, принцип, выдвинутый дат. физиком Н. Бором в связи с интерпретацией квантовой механики. Он формулируется так: в процессе познания для воспроизведения целостности объекта необходимо применять взаимоисключающие, «дополнительные» классы понятий, каждый из к-рых применим в своих особых условиях. Д. п. часто отождествлялся с соотношением неопределенности Гейзенберга. Та*кое рассмотрение имело, напр., основание в том, что при определенности координаты микрочастицы имеет место неопределенность импульса, и наоборот. Тем самым открывалась возможность использовать эти две характеристики микрообъекта как взаимоисключающие. Однако содержание Д. п. значительно шире, и к этому принципу Вор подошел независимо от соотношения неопределенностей еще на ранних этапах развития квантовой физики. Для объяснения устойчивости атомов и особенностей их излучения Бор ввел свои известные постулаты. Благодаря им удалось непоследовательно соединить в одной модели классич. и квантовые представле- Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |