|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИА- 7 страницаДиалектич. материализм рассматривает в качестве критерия различения истины от 3. общественно-исто-рич. практику, к-рая выступает, естественно, в исторически огранич. формах. Поскольку люди, живущие в условиях этих огранич. форм практики, не осознают их ограниченности и принимают их за вечные и неизменные, они неизбежно оказываются в плену 3. и столь же неизбежно воспринимают как 3. действительное движение практики и познания вперед. Но нельзя забывать, что и практика не может сразу же отделить истину от 3. в составе конкретного знания с такой же точностью, как лакмусовая бумажка различает кислоту от щелочи. Практика не является таким всемогущим критерием, особенно если она понимается не как всемирно-историч. практика человечества, а узко прагматически. В. И. Ленин специально подчеркивал в связи с этим, что критерий практики тоже не абсолютен: «...Критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько „неопределенен", чтобы не позволять знаниям человека превратиться в „абсолют", и в то же время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями агностицизма и идеализма» (Соч., т. 14, с. 130). Только диалектико-материалистич. философия, связанная с всемирно-историч. процессом преобразования обществ, отношений людей друг к другу и к природе, смогла поэтому теоретически разрешить про- ЗАБЛУЖДЕНИЕ —«ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ» 147 блему 3. и указать пути его действительного преодоления и «снятия». Марксистско-ленинская теория познания показала, что проблема 3.— это не только, и даже не столько чисто теоретическая, сколько широко социальная проблема, полное решение к-рой совпадает с коммунистич. преобразованием всех обществ, условий труда, в т. ч. и условий труда ученого, т. е. с преодолением товарно-капиталистич. формы разделения труда также и внутри науки. Лишь на почве диалектико-материалистич. теории отражения могут быть правильно расценены также место и роль тех 3., к-рые действительно возникают в результате чисто формальных неточностей в рассуждении. Но 3. такого рода и происхождения в истории науки играют, конечно, ничтожнейшую роль и к тому же часто имеют более глубокие причины, нежели простой недостаток формально-логич. культуры (см. Логические ошибки). Совр. бурж. философия, не видящая выхода за пределы товарно-капиталистич. способа разделения труда между индивидами, не в состоянии разрешить и проблему 3. Усматривая корни 3. не в историч. условиях, порождающих 3., а в органически присущих человеч. познават. способностям «несовершенствах», совр. бурж. философия исходит из индивида, искалеченного разделением труда, и принимает его особенности за «естественные» свойства чувственности и мышления вообще. Так, неопозитивизм (Айер, Карнап, Рассел и т. п.), принимая «профессиональный кретинизм» бурж. специалиста за вечную и естеств. форму человеч. мышления, стремится найти способы преодоления 3. на почве и в рамках условий, с неизбежностью порождающих и фиксирующих эти 3. Отсюда и рождается крайне наивная иллюзия, будто все 3. имеют свою причину в несовершенствах естеств. языков, а потому только и могут быть преодолены с помощью языка искусственного, где строго регламентированы все значения терминов и способы соединения терминов в языковые конструкции (в теории). Прагматизм вообще смазывает разницу между истиной и 3., объявляя истиной все «полезные» представления. Последовательное проведение этого взгляда приводит к учению об истине, как о «полезной фикции»; 3. философски санкционируется в качестве истины, поскольку оно приводит к прагматически оправдываемому эффекту, успеху. Реальные корни и условия возникновения 3. здесь остаются вне поля зрения и тем самым принимаются за естеств. и неизменные предпосылки его мышления, познания. Откровенно и предельно проблема 3. субъективируется и поэтому с неизбежностью переводится в ир-ращюналистич. план у совр. экзистенциалистов и их духовного предшественника Кьеркегора. Проблема 3. переносится Кьеркегором в сферу практического, но последняя предельно сужается им и выступает как этика. Если человек в своих поступках исходит из требований своего внутр. «Я», к-рое выступает в сфере этики как «совесть», если он выбирает себя, то он выбирает истину. Если же он предпочитает действовать сообразно тому, что ему навязывают извне, сообразно требованиям, о происхождении и правомерности к-рых он вопроса не ставит, т. е. если он выбирает не самого себя, а нечто объективное, он заблуждается. Субъективное, личное оказывается критерием истины. Кьер-кегор и вслед за ним совр. экзистенциалисты называют все то, что берет свое начало в субъективном, необъек-тивируемом,— «подлинным», то, что исходит из безликого, внешнего человеку,— «неподлинным». Один из вождей совр. экзистенциализма Хейдеггер определяет 3. как «сокрытость», а истину — как «нескры-тость». Он выступает против традиц. понимания истины как соответствия суждения предмету. Такое понимание, по Хейдеггеру, делает «местом» истины суж- дение и основано на «метафизическом» толковании познания как отношения субъекта к объекту. Истииа есть характеристика самого бытия. Но это бытие есть бытие человеческое, есть «открытость» человеч. бытия, а 3.— «сокрытость». Одним из наиболее типичных примеров 3. является, по Хейдеггеру, следование традиции. Понять, скажем, филос. теорию—значит увидеть в ней решение тех вопросов, над к-рыми бьешься сам. Поэтому, говорит Хейдеггер, подлинный мыслитель не может заниматься классификацией школ или направлений, ибо в лице всех этих направлений для него существует только одно — свое собственное. Эта т. зр. Хейдеггера приводит его к крайне субъективистским выводам: предпосылкой в решении проблемы 3. и истины является субъективистское понимание личности и творч. процесса, к-рый совершенно отрывается от объективного, выступает ли это объективное в форме природной или социальной закономерности, в форме опредмеченной человеч. деятельности — т. е. культуры. Диалектико-материалистич. анализ знания, имеющий целью отличить истину от 3., всегда должен быть доведен до понимания материальных условий, определяющих человеч. жизнедеятельность, до понимания конкретно-историч. рамок и границ этой жизнедеятельности, характера отношений людей друг к другу й к природе, с необходимостью порождающих это знание и определяющих меру его истины, за пределами к-рой эта частичная истина становится 3. В теории 3. опрокидывается лишь тогда, когда ему противопоставляется полная и конкретная картина той действительности, абстрактно-односторонним и абсолютизированным отражением к-рой является критикуемое 3. Кри-тич. отношение к собств. практнч. и теоретич. предпосылкам (самокритичность) — это субъективное условие, без к-рого мыслящий человек не в состоянии самостоятельно отличить истину от 3., не в состоянии вырваться из сети практич. иллюзий, со стихийной силой навязываемых ему ограниченными условиями его жизни. И эта самокритичность мышления, в свою очередь, может быть обеспечена только конкретным пониманием всеобщих условий деятельности и познания, т. е. филос. теорией, раскрывающей связи мышления с предметно-практич. деятельностью обществ, человека, а через нее — с объективной реальностью. Единственной филос. теорией, в полной мере охватывающей этот круг вопросов, является ныне марксистско-ленинская диалектика, как логика и теория познания,— острейшее оружие борьбы с 3. Э. Ильенков, Й. Элез, Н. Мотрошилова, П. Гайденко, М. Туровский. Москва. «ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЁЖИ» — историч. выступление В. И. Ленина на 3-м Всероссийском съезде Российского Коммунистического союза молодежи. Впервые напечатано в газете «Правда» (№№ 221, 222, 223; 5, 6, 7 окт. 1920). Вошло в 31 т. 4 изд. Соч. Ленина. В речи Ленина, адресованной сов. молодежи, творчески решен ряд принципиальных вопросов мировоззрения марксизма: коммунизм и мировая культура, проблема единства теории и практики, труд и коммунистическое воспитание, сущность и принципы коммунистич. морали. Определяя задачи комсомола, Ленин учил, что Союз молодежи должен быть ударной группой, к-рая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин. Обращаясь к молодым строителям коммунизма, Ленин с величайшим оптимизмом развернул перед молодежью картину нового обществ, устройства. Он обосновал положение о том, что для установления коммунизма необходимо обеспечить рост идейно-политич. сознательности, повышение культурного уровня сов. людей, всестороннее развитие молодежи. 148 «ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЕЖИ» — ЗАИЧНЕВСКИЙ В воспитании и образовании молодежи Ленин видел непременное условие построения коммунистич. общества. Поэтому актуальной задачей коммунистич. строительства он считал преобразование системы воспитания, учения и образования. «Мы можем строить коммунизм,— писал Ленин,— только из той суммы знаний, организаций и учреждений, при том запасе человеческих сил и средств, которые остались нам от старого общества. Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т. е. коммунистического общества» (Соч., т.31, с. 259). Первейшей обязанностью молодежи является, по мысли Ленина, обязанность «учиться коммунизму». «Учиться коммунизму» — это значит взять из культурного наследства прошлого все полезное и необходимое для нового общества. В этой связи Ленин развил принципиальные положения марксизма, определяющие отношение коммунизма к мировой культуре. Пролетарская культура, учил Ленин, является закономерным развитием тех запасов знания, к-рое человечество выработало под гнетом капиталистич. общества. Ленин указал на то, что марксизм возник в результате критич. освоения достижений передовой обществ, мысли человечества. Но если коммунизм — результат предшествующего развития, то, следовательно, «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (там же, с. 262). Однако коммунистич. мировоззрение, говорил Ленин, нельзя выработать лишь посредством чтения книг и брошюр. Ленин указывал на то, что без работы, без борьбы книжное знание ровно ничего не стоит. Он бичевал «начетчиков и хвастунов», прикрывающих свое неумение или нежелание действовать во имя коммунизма лозунгами, призывами, цитатами. Красной нитью через все выступление Ленина проходит мысль о том, что коммунисты выковываются в труде, в борьбе за общее дело. В своем выступлении Ленин раскрыл воспитат. возможности, заложенные в труде на благо общества. Ленин связывал успехи в борьбе за коммунистич. переустройство общества с таким высоким уровнем сознательности, при к-ром строители коммунизма будут соблюдать нормы человеч. общежития не по принуждению, а добровольно, в силу своего коммунистич. убеждения, когда коммунизм превратится во внутр. убеждение и станет не только экономич., по и нравств. идеалом. Ленин делает вывод о том, что все дело воспитания, образования и учения совр. молодежи должно быть воспитанием коммунистич. морали. Ленин раскрыл сущность коммунистич. морали, показав, что в основе последней лежит борьба за коммунизм. Подвергнув анализу характер экономич. и идеологич. отношений при капитализме, Ленин показал, что коммунисты не отрицают мораль, нравственность, а отрицают лишь нравственность буржуазную, нравственность, проповедуемую буржуазией, выводимую из велений бога, из идеалистич. фраз. Для коммунистов не существует абстрактная нравственность, взятая вне человеч. общества и обществ, отношений. В классовом обществе мораль всегда имеет классовый характер. А поскольку старое общество было основано на принципе: либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, то и люди, воспитанные в этом обществе, восприняли психологию стяжательства, эгоизма, грабежа — отвратительные черты, с к-рыми должна бороться советская молодежь. Речь Ленина явилась программой, определившей гл. содержание, осн. методы и средства подготовки моло- дых строителей коммунистич. мира. Претворяя в жизнь заветы Ленина, комсомол на протяжении всей своей истории всегда принимал самое активное участие в великой борьбе сов. народа за победу коммунизма. Лит.: Бовин А., Учиться коммунизму, «Коммунист», 1960, Л» 14; Павлов С, Программа всей нашей работы, «Молодой коммунист», 1960, Л 10; Источник вдохновения. [Высказывания видных деятелей Коммунистич. партии и Сов. гос-ва о речи В. И. Ленина на III съезде комсомола...], там же; Кокошка Я.,С Лениным в сердце, там же; Журавлева М. И., Торжество ленинских принципов воспитания и образования, «Вестн. высшей школы», 1960, № 10; Г л е к Т. П., Ленинский завет молодежи, там же. А. Сабун. Москва. ЗАЗЗО (Zazzo), Рене (р. 10 окт. 1917) — совр. прогрессивный франц. психолог, коммунист, участник Сопротивления, ученик Анри Валлона. Работает в области педагогич. и детской психологии и психопатологии. Преподает в Ин-те психологии Сорбонны. Руководит лабораторией биопсихологии при Школе Высших курсов и лабораторией больницы Анри-Русель. 3. известен трудами в области психологии личности и мышления. В частности, методом изучения близнецов он развил диалектич. понимание генезиса и развития личности. Как враг механицизма и антиисторизма в психологии, он материалистически решает также вопросы формирования психич. процессов (мышления и речи) и проблему взаимоотношений наследственности и среды в развитии психики человека в норме и у близнецов [см. «Близнецы, пара и личность» («Les jumeaux, le couple et la personne»), v. 1—2, v. 1— Соматическая индивидуализация (L'individuation somatique), v. 2— Психологическая индивидуализация (L'individuation psychologiq ue, 1960) ]. Соч.: Psychologu.es et psychologies d'Amerique, P., 1942; ЗАИЧНЕВСКИЙ, Петр Григорьевич (18 сент. 1842—19 марта 1896)— рус. революционер, представитель разночинного периода рус. освободит, движения. Автор «Молодой России» (1862) — радик. манифеста, к-рый, «...провозглашая коммунизм, делал вывод о необходимости социальной революции» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 433). Выходец из дворян. В 1859—62 вместе с П. Э. Аргиропуло возглавлял революц. кружок студентов Моск. ун-та. В 1862 был приговорен к каторге за пропаганду среди крестьян и распространение запрещенной лит-ры. В 1869 вернулся в Европ. Россию. В 1870—90 руководил революц. кружками. В 1891—95 отбывал ссылку в Вост. Сибири. Преобладающее влияние на мировоззрение 3. оказал Чернышевский. В духе его учения 3. требовал в «Молодой России» передачи общинам земли, пром. и торг. предприятий, обеспечения нетрудоспособных. Будущая «социальная и демократич. республика Русская» представлялась 3. в виде федерации самоуправляющихся областей на основе всеобщего политич. равенства, выборности органов управления и суда. Выступая против религии и церкви, 3. выдвигал утопич. лозунг уничтожения семьи и брака как средства раскрепощения женщин и ликвидации права наследства. 3. обличал рус. либералов, критиковал идейно-политич. колебания Герцена. Программа «Молодой России», ее призыв к крест, революции, совершаемой при участии армии под руководством, революц. партии, а также идея революц. диктатуры призванной обеспечить демократич. выборы в Нац. собрание, нашли одобрение в революц. кругах. Критику с их стороны встретили ошибки «Молодой России»: несвоевременность выступления с максимальной программой и курс на разрыв с Герценом. В ряде исследований (Б. Козьмин, П. Г. Заичневский и «Молодая Россия», 1932, и др.) «Молодая Россия» рассматривается как документ рус. бланкизма. ЗАЙЦЕВ — ЗАКОН 149 Несмотря на знакомство с учением Маркса в 70— 90-х гг., 3. не нашел пути к правильной революц. теории. Он стал родоначальником особого течения в народничестве — «русского якобинства». Ошибка «рус. якобинцев» состояла в переоценке роли интеллигенции и партии в революции. В практику борьбы 3. и его последователи внесли элемент заговорщичества. Положит, значение деятельности 3. состояло в широкой пропаганде революц. идей. Из кружков 3. вышел ряд известных деятелей народничества — В. Н. Фигнер, М. Н. Ошанина (Оловенникова), Н. С. Русанов и др.; часть бывших учеников 3. перешла в лагерь социал-демократии: В. П. Арцыбушев, М. П. Голубева и др. Соч.: «Молодая Россия». (Предисловие и примечания В. И. Романенко), в кн.: Очерки по истории философии в России, М., 1960. Лит.: История СССР, 3 изд., т. 2. Под ред. М. В. Неч- ЗАЙЦЕВ, Варфоломей Александрович [30 авг. (И сент.) 1842—6(18), по др. данным 8(20) янв. 1882]— рус. критик и публицист, сторонник вульгарного материализма. Род. в Костроме в семье чиновника. Учился в Петерб. и Моск. ун-тах (1858—62). В 1863— 1865 — сотрудник журн. «Русское слово». С марта 1869 — в эмиграции. Член рус. секции 1-го Интернационала. Противник самодержавия, ратовавший за уничтожение эксплуатации, 3. вместе с тем не понимал роли классовой борьбы и народа в историческом процессе. Он видел путь преобразования общества в просвещении, развивая мысль о естеств.-науч. обосновании социализма. В ст. «Учение о пище, общепонятно изложенное Я. Молешоттом» («Русское слово», 1863, № 8), «Последний философ-идеалист» (там же, 1864, № 9) и др. 3. защищал материалистич. взгляд на природу, сенсуа-листич. теорию познания, но процесс мышления трактовал вульгарно-материалистически, считая, что характер пищи влияет на психич. деятельность людей. Считая себя сторонником эстетич. теории Чернышевского, 3., однако, неверно ее истолковывал. Из тезиса «прекрасное есть жизнь» он делал вывод, что иск-во излишне, поскольку жизнь удовлетворяет эстетич. чувство; иск-во отвлекает полезные силы общества и поэтому «заслуживает полного и беспощадного отрицания» (Избр. соч., т. 1, 1934, с. 331). Однако иск-во, выражающее «верную и честную мысль» (там же, с. 337), играет положит, роль. В этой связи 3. высоко оценивал демократия, поэзию Н. А. Некрасова. 3. переводил сочинения Лассаля, Дж. С. Милля. Лит.: История русской критики, т. 2, М.—Л., 1958, с. 245—50;А лисов П., Варфоломей Александрович Зайцев, Лондон, 1900; В. А. Зайцев за границей, «Минувшие годы», 1908, № 11; Ш е л г у н о в Н. В., Воспоминания, М,—П., 1923, с. 191; Совсун В., В. Зайцев как литературный критик, в сб.: Литература и марксизм, кн. 1, М., 1928; Кирпо-тин В., В. А. Зайцев, в кн.: Очерки по истории русской критики, т. 2, М.—Л., 1931; А н т о н о в и ч М. А., Промахи, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1938; К о з ь м и н Б. П., Русская секция Первого Интернационала. М., 1957. М. Пеупова. Москва. ЗАКЛЮЧЕНИЕ — суждение, логически вытекающее из посылок умозаключения; суждение, являющееся заключит, результатом вывода, состоящего из нескольких умозаключений, и логически вытекающее из посылок вывода; формула логич. исчисления, сле-дующая из посылок— формул этого исчисления—по принятым в нем правилам вывода; иначе наз. логич. следствием. При рассмотрении доказательства заключением иногда наз. тезис доказательства. 3. также наз. ту часть теоремы, к-рая, если теорему выразить в виде условного предложения «если А, то В», стоит после слова «to»(jB)ii следование к-рой из условия (Л) теоремы является предметом доказывания. Иногда термин «3.» употребляется в смысле умозаключения или же в смысле вывода. В др. случаях 3. наз. совокупность положений, к.-л. образом вытекающих (или представляющихся вытекающими) из предшествующего изложения в книге, докладе, лекции и пр. ЗАКОН (греч. vofiog, лат. lex) — необходимая, внутренне присущая природе явлений реального мира тенденция изменения, движения, развития, определяющая общие этапы и формы процесса становления и самоорганизации конкретных развивающихся систем явлений природы, общества и духовной культуры человечества. Тенденция саморазвития системы выявляется как действие имманентных этой системе противоречий. «Закон есть отношение... Отношение сущностей или между сущностями» (Л е ни н В. И., Соч., т. 38, с. 142). Как существ, отношение 3. осуществляется через сложнейшее диалектич. переплетение связей взаимодействия, причинных, функциональных и пр. связей. Поэтому следует различать 3. как. конкретно-всеобщее и его абстрактно-односторонний момент, частную форму проявления, т. е. отд. закономерную связь. Установление закономерности явлений необходимо свидетельствует о наличии 3. в их происхождении и развитии, но сама закономерность таким 3. еще не является. Так, статистич. закономерности в физике, в обществ, науках устанавливают факт существования определ. 3. Открытие последнего есть дело дальнейшего развития науки путем проникновения в сущность явлений, охватываемых данной закономерностью. Обычно термин «3.» употребляется в двух смыслах: 3. как необходимая связь явлений («3. природы», «3. мышления» и т. п.) п 3. как обязательное для людей обществ, установление («государств. 3.», «уголовный 3.» и т. п.), что отражает специфику этого понятия, состоящую в организующей и направляющей функции 3. Идея о том, что миром управляют универсальные 3., родилась в глубокой древности у кит. и греч. мыслителей. В учении древнекит. философа Лао-цзы о дао этот термин понимается как всеобщий 3., вносящий порядок в хаос вещей, и, соответственно, как путь, к-рому должен следовать каждый разумный человек. У древнегреч. философов идея о всеобщем мировом 3. первоначально связывается с идеей мирового порядка. У Гераклита логос (Xoyog) выступает и как мировой 3., судьба (vopog, Sixn), к-рому подчиняется развитие всех вещей и людей. У Анаксагора мировой разум (voog) упорядочивает хаос гомеомерий, лежащих в основании всего существующего. Согласно Демокриту, все в мире возникает и совершенствуется в силу необходимости, выступающей у него в качестве нек-рой органически присущей природе силы. Для Демокрита понятия 3., необходимости и причины совпадают. Соответственно он и познание необходимости трактует как познание причин, или «законное» познание. Этому материалистич. истолкованию 3. как природного порядка вещей, приведшему Демокрита к отождествлению 3. с причинностью, Платон противопоставил идеалистич. концепцию 3. как идеального организующего начала в отношении текучего, преходящего мира вещей. Идеи Платона являются 3. по отношению к вещам в смысле образцов, творящих вещи по своему образу и подобию. В качестве причин происхождения вещей идеи выступают у Платона как цели. Т. о., отвергая имманентно-природное, демокри-товское понимание 3., к-рое было действительно узким и неполным, т. к. игнорировало организующее свойство 3., Платон, толкуя последнее идеалистически, естественно приходит к телеологии. Однако Платон столкнулся здесь с действительно неразре- 150 ЗАКОН шимой для идеализма проблемой взаимоотношений отд. вещей и общих идей. Аристотель в своей критике теории идей по существу показал, что идея не может быть 3. вещей, потому что она неподвижна, а вещи находятся в движении. В понятиях материи и формы, возможности (Suvctfug) и действительности (evjqy6106) Аристотель выразил ту мысль, что 3. выступает как тенденция в процессе становления. Однако закономерность этой тенденции, ее направленность из этих понятий не вытекали. Особенно ясно это видно из следующего. По Аристотелю, материя как природная необходимость (материальная причина) вовлекается в движение (в процесс становления) формой, к-рая как причина движения действует целеполагающе. Но связав материю и форму нерасторжимой связью (иначе форма превратилась бы в платоновскую идею), Аристотель вынужден в качестве источника движения ввести, кроме формальной, еще одну причину — конечную, или целевую (evTe^s^eia). Она-то, по существу, и оказывается у него соответствующей понятию 3. Таким образом, не справившись с диалектикой развития, Аристотель также толкует 3. телеологически. Дальнейшее обсуждение проблемы 3. в антич. философии происходило в рамках этих противостоявших концепций: демокритовской, рассматривавшей 3. как слепую внутр. необходимость природы, и платоновско-аристотелевской, телеологической. Попытки преодоления действит. противоречия понятия 3., отраженного в обеих концепциях, полнее всего представлены в филос. системах Эпикура и стоиков. Как показал Маркс в своей докторской диссертации, Эпикур преодолевает фатализм, свойственный демокритовскому пониманию слепой необходимости 3., путем введения случайности как совершенно объективной и равноправной с необходимостью характеристики 3. движения атомов, лежащего в основе мира. Случайное отклонение атомов от прямолинейного движения и соответственное учение об индивид, свободе в этике Эпикура истолковываются в духе последоват. детерминизма, исключающего всякую телеологию, и направлены против нее. В стоицизме была предпринята эклектическая попытка совместить теорию детерминизма с учением об активности. Активное начало стоики включили под названием бога в саму субстанцию — материю — и истолковали его как материальное тело— огонь. При этом они рассматривали оба эти начала — и материю и бога — подчиненными единому 3. необходимости — року, к-рый есть последовательность, цепь причин. Эта концепция 3. у стоиков легла в основу их фатализма как в учении о природе, так и в этике. В то же время, толкуя бога как «логос», распадающийся на «сперматические логосы», образующие понятийную основу каждой вещи, стопки допустили, в противоречие с детерминизмом их понимания 3., телеологич. концепцию и в философии природы («логосы» как целевые причины), и в этике (мнение о том, что все рождающееся на земле создано для употребления человека). Антич. философия выявила гл. направления и трудности в разработке проблемы 3. Эти проблемы были поставлены в наивной форме, что, однако, способствовало отчетливости обнаружения противоречий в самом содержании вопроса. Ср.-век. христианская философия рассматривала 3. не как необходимую связь между явлениями материального мира, а как проявление божеств, воли. Напр., согласно Фоме Аквинскому, «naturales leges» являются тенденциями стремиться к определ. цели, заложенной богом в вещи. В естествознании нового времени понятие 3. получило большое эвристич. значение и оказалось связанным с распространением количеств, методов изучения природы. 17—18 вв. в естеств. науках проходят под знаком механистич. мировоззрения, к-рое кладет свой отпечаток и на толкование понятия 3. Для выражения понятия 3. природы все чаще пользуются терминологией, заимствованной из математики и естеств. наук (гл. обр. из механики). Коперник и Кеплер говорят о «гипотезах» вместо 3.; Галилей называет осп. 3. природы «аксиомами», а производные от них — «теоремами». В материалистич. философии Ф. Бэкон развивает учение о «формах», под к-рыми он понимает «...не что иное, как те законы и определения чистого действия, которые создают какую-либо простую природу, как, например, теплоту, свет, вес...» («Новый Органон», М., 1938, с. 131). Декарт впервые в философии Нового времени пользуется понятием 3. природы, понимая этот 3. в смысле правила: «...мы можем вывести некоторые правила, которые я называю законами природы и которые суть частичные или вторичные причины различных движений...» (Избр. произв., М., 1950, с. 486). Ньютон, наконец, в своих «Математических началах натуральной философии» отграничивает правила, имеющие методологич. значение (напр., четыре regulae philosophandi), от 3. (аксиом), объективно действующих в природе (напр., три 3. движения). Франц. материалисты 18 в. подчеркивали, что 3. природы проявляются через взаимоотношения предметов и явлений, выражая необходимые, существ, связи между явлениями. Метафизич'. ограниченность франц. материализма в понимании 3. состоит в тенденции сводить все 3. природы к 3. механики. Кроме того, франц. материалисты не дошли до понимания 3. обществ, развития. Фейербах в качестве существ, признаков 3. выделял объективность, необходимость, всеобщность, познаваемость. Учитывая, что «все, что случается, случается необходимо, но только... при данных внутренних и внешних условиях» (Избр. филос. произв., т. 1, 1955, с. 484), он в нек-рой степени преодолевает односторонне-механистич. понимание 3., свойственное франц. материализму, но понятие 3. в составе его взглядов осталось неразработанным. Согласно субъективному идеализму, о 3. природы самих по себе вообще говорить нельзя. Юм считал, что при рассмотрении окружающих нас внешних вещей' мы «никогда не бываем в состоянии открыть... необходимую связь... Мы находим только, что одно явление действительно, фактически, следует за другим» («Исследование человеческого разума», СПБ, 1902, с. 69), а представление о закономерной связи между явлениями природы возникает у людей лишь вследствие привычки считать повторно следующие друг за другом явления необходимо связанными. По Канту, то, что называют 3. природы, существует лишь по отношению к познающему субъекту. «...Рассудок не почерпает своп законы (a priori) из природы, а предписывает их ей» («Пролегомены», М., 1937, с. 94). От субъективного идеализма в понимании 3. отправляется большинство представителей совр. бурж. философии, причем «...суть этой точки зрения не обязательно в повторении формулировок Канта, а в признании основной идеи, общей и Юму и Канту: отрицании объективной закономерности природы и выведении тех или иных „условий опыта", тех или иных принципов, постулатов, посылок из субъекта, из человеческого сознания, а не из природы» (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 153). Так, для Шопенгауэра 3. суть необходимые связи представлений, устанавливаемые действием воли. По Маху, «...законы природы порождаются нашей психологической потребностью найтись среди явлений природы, не стоять перед ними чуждо и смущенно» («Познание и заблуждение», М., 1909, с. 452) и имеют только субъективное значение. Вслед за Кантом Пирсон считает человека творцом 3. природы. Согласно Ницше, понятие закона природы есть выражение суеверия людей (см. Nietzsches \Verke, Bd 3, erste Abt., Lpz., 1900, S. 18). Люди сами вносят свои законы в при- Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |